Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:56, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть внешнеторговую политику в условиях несовершенной конкуренции.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность внешнеторговой политики и ее инструменты.
2. Рассмотреть внешнеторговую политику в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке.
3. Рассмотреть внешнеторговую политику РФ.
Таможенный тариф включает: товарную номенклатуру, методы определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, виды пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара и пределы полномочий органов исполнительной власти.
Сфера
действия таможенного тарифа охватывает
единую таможенную территорию страны,
таможенного союза в рамках их
официальных государственных
Основные функции таможенного тарифа страны:3
1. Реализация фискальных целей государства.
2.
Обеспечение достижения
3.
До определенного момента
4.
Использование в качестве
5.
Осуществление жесткого
6. Применение в интересах развития экспорта одностороннего освобождения от пошлин определенных материалов, используемых для производства соответствующей продукции предназначенной для экспорта.
Среди
множества классификаций
1.
Импортный таможенный тариф.
2. Единый таможенный тариф в рамках регионального торгово-экономического объединения стран таможенного союза.
Таможенный тариф представляет собой свод таможенных пошлин, которые в некотором смысле можно сравнить с налогами (платежами), взимаемые государством с товаров при их ввозе на таможенную территорию страны или вывозе товаров с этой территории, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Классификацию таможенных пошлин наглядно можно представить в виде таблицы 1.4
Таблица 1
Виды таможенных пошлин
По способу взимания | Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара. | Адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров | Комбинированные - (смешанного типа) сочетают оба названных вида пошлин. | |
По объекту обложения | Импортные | Экспортные | Транзитные | |
По характеру | Сезонные - Могут вводиться в действие правительством страны для более оперативного регулирования движения товарных потоков через границу на срок, не превышающий 6 месяцев. | Антитемпинговые
- применяются в случае ввоза на
таможенную территорию страны товара
по более низкой цене, чем его нормальная
стоимость при наличии двух условий:
а) если
такой ввоз наносит материальный
ущерб отечественным б) если действительно был факт демпинга. |
Компенсационные - применяется к товарам, которые продаются по заниженным ценам вследствие государственного субсидирования экспортера государством. | |
По происхождению | Автономные - пошлины, регулируемые страной самостоятельно и не попадающие под действие международных соглашений. Эти пошлины широко применялись в период господства высокого (сильного) протекционизма. | Конвенционные - являются результатом международных переговоров, предметом двух- или многосторонних договоров, соглашений, например, в рамках ГАТТ/ВТО или ЕС, и не могут быть изменены в одностороннем порядке в течение срока действия договора или соглашения. | Переференциальные
- Предоставляются практически |
|
По способу вычисления | Номинальные | Эффективные | - | |
По типам ставок | Постоянные | Переменные | - |
Из всего многообразия мировых хозяйственных связей следует особо выделить международную торговлю, поскольку именно она является одной из наиболее динамичных сфер мировой экономики. Роль международной торговли сложно недооценить. Международная торговля позволяет преодолеть ограниченность национальной ресурсной базы, расширить емкость внутреннего рынка и установить связь национального рынка с мировым, развить специализацию и расширить масштабы производства, ограниченные кривой производственных возможностей каждой отдельной обособленной экономической системы, обеспечить получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства.
Используя уже известную терминологию, можно сказать, что МРТ и международная кооперация труда заложили основы для возникновения мирового рынка и международной торговли. Мировой рынок — сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на международном разделении труда и других факторах производства. Мировой рынок развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы. Развитие материального производства и становление товарного хозяйства, базирующегося на разделении труда, создало объективные условия для возникновения простейшей формы внутреннего рынка, где все, что предназначено для продажи, сбывается непосредственно производителем непосредственно покупателю. Так зарождается и формируется внутренний рынок — совокупность сделок купли-продажи, в ходе которых отечественные производители реализуют товары и услуги внутри страны. Дальнейшее развитие материального производства, совершенствование товарно-денежных отношений стимулировали расширение внутренних рынков, постепенно «переросших» в национальные. Появление национальных рынков сопровождалось процессами специализации, когда розничные рынки отделились от оптовых, товарные рынки от рынков факторов производства. Коренная отличительная черта национального рынка по сравнению с рынком внутренним — наличие на нем сегмента, ориентированного на иностранных покупателей. Следовательно, национальный рынок более широкое понятие, чем рынок внутренний. Углубление разделения труда и расширение масштабов производства товаров в XVI — середине XVIII в. привели к тому, что объемы производства стали превышать емкость городских рынков и ярмарок. Местные рынки расширяются до региональных, государственных, межгосударственных и, наконец, мировых масштабов, т. е. возникают международные рынки, представлявшие собой те части национальных рынков, которые были непосредственно связаны с зарубежными рынками. Спецификой международных рынков этого периода истории экономики являлся двусторонний характер международной торговли. Первая половина XIX в. — время возникновения крупной фабрично-заводской индустрии, обеспечивающей массовое производство продукции, которой требовался всемирный сбыт. Завершается начавшееся и активно развивавшееся в эпоху первоначального накопления капитала (XV—XVIII вв.) стягивание, перерастание локальных центров международной торговли в единый мировой рынок. Исторические рамки окончательного его формирования можно определить как рубеж XIX—XX вв., когда организация и объемы товарного производства в ведущих странах достигли высокого уровня развития. Мировой рынок — совокупность национальных рынков всех стран, экономические связи между которыми определены международной торговлей.
Мировой рынок можно охарактеризовать с помощью известных экономических категорий:
•
мировой рынок связан с производством
материальных благ и услуг, которое
в поисках сбыта своей
•
проявляется в перемещении
•
обеспечивает для каждого производителя-
• осуществляет санирующую функцию, выбраковывая те товары, которые не способны обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.
Главный внешний признак существования мирового рынка — передвижение товаров и услуг между странами. Международное движение материальных благ между странами может описываться разными категориями. Так, если речь идет об отдельной стране, используется термин «внешняя торговля», если же упоминается о торговых взаимоотношениях между двумя странами, уместно говорить о взаимной, двусторонней торговле. А вот применительно к международному обмену товарами и услугами между всеми странами уместно применить категорию «международная торговля». Международная торговля состоит из двух встречных товарных потоков — экспорта и импорта, это ее ключевые показатели.
Как и любой другой рынок, мировой рынок характеризуется спросом, предложением, конкуренцией, особой системой цен, устанавливаемых в результате взаимодействия мировых спроса и предложения, — мировыми ценами. Исходные понятия международной торговли, взаимосвязь спроса и предложения на национальных рынках со спросом и предложением на мировой рынке можно изучить при помощи графической модели. Эта простейшая модель позволяет проследить, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли.
Рис. 1 Равновесие на мировом рынке5
Для простоты анализа будем считать, что мировое хозяйство состоит всего из двух стран — А и Б. И страна А и страна Б изолированно друг от друга производят некоторый товар X. Внутренние цены на товар X будут составлять, соответственно, для страны А — РА, а для страны Б — РБ. Естественно, что данные цены на товар X по странам были установлены в результате взаимодействия стихийных сил спроса и предложения товара X на внутренних рынках в А и Б.
Так, спрос на Х в стране А описывается графиком DA (рис. а), тогда как предложение характеризуется линией SА. Равновесие на рынке товара X в стране А будет характеризоваться параметрами точки Нас в первую очередь здесь будет интересовать внутренняя цена X для страны А . Рх для А будет составлять величину РА. Используя аналогичные рассуждения, можно описать ситуацию и для страны Б: спрос на X здесь — DБ, предложение — SБ, равновесие — в точке Е2, равновесная цена — РБ.
Так как РА < РБ, при вступлении А и Б в торговые отношения окажется, что стране А выгодно экспортировать данный товар, а стране Б, наоборот, импортировать, поскольку в А он дешевле. Из-за различия во внутренних ценах, в стране А будет возникать избыточное предложение при любой цене больше РА, а в стране Б — избыточный спрос при любых ценах ниже РБ. Если страны устанавливают торговые отношения, то при цене PA1 экспорт из А прекратится, а при цене PБ1 прекратится импорт товара страной Б. Так как мы рассматриваем две страны, то экспорт из А равен импорту Б, следовательно, А,Б, = А2Б2 = РЕ. Отрезок РЕ отражает объем экспортно-импортного потока из А в Б. Равенство А,Б, =А2Б2= РЕ достигается при мировой цене, равной Р.
Хотя рассмотренная модель носит упрощенный характер, она позволяет сделать общие выводы, которые можно «расширить» до большего количества стран и применить для описания ситуации на реальных мировых рынках самых разных товаров:
1.
Мировой рынок представляет
2.
Размеры экспорта будут
3. Наличие избыточного спроса и предложения будет определяться при сравнении внутренних равновесных цен на один и тот же товар в странах — возможных торговых партнерах.
4. Цена, по которой осуществляется мировая торговля, находится между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами, существовавшими в странах до начала торговли.
5. Можно предположить, что изменение мировой цены ведет к изменению объемов экспорта и импорта на мировом рынке. И наоборот, изменение объема экспорта и импорта приведет к изменению мировой цены.
Информация о работе Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции