Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть внешнеторговую политику в условиях несовершенной конкуренции.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность внешнеторговой политики и ее инструменты.
2. Рассмотреть внешнеторговую политику в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке.
3. Рассмотреть внешнеторговую политику РФ.

Работа содержит 1 файл

Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции.doc

— 373.00 Кб (Скачать)

    Содержание

 

     Введение

    Внешнеторговая  политика - это государственная экономическая политика, политика экспорта и импорта, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт.

    Внешнеторговая  политика России может быть определена как целенаправленная деятельность государства по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на российский внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного производства на внешние рынки.

    Цели  государственного регулирования внешней  торговли определяются общей экономической ситуацией в стране, остротой существующих социально-экономических проблем. В этой связи внешнеторговая политика может быть нацелена на рост доходов государственного бюджета, содействие структурной перестройки промышленности, защиту отдельных отраслей от импортной конкуренции. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. При формировании внешнеторговой политики учитываются два основных подхода к проблеме государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

    Для достижения целей внешнеторговой политики государство использует богатый  инструментарий: разнообразные экономические, организационно-правовые, политические средства, которые применяются для внешнеторгового регулирования.

    Внешнеторговая  политика государства проявляется  во внешнеторговом режиме данной страны, под которым понимается совокупность мер (действий всех ветвей государственной  власти), применяемых в данный момент времени для регулирования доступа товаров иностранного происхождения на национальный внутренний рынок, а также для обеспечения доступа отечественных товаров на внешние рынки.

    Внешнеторговая  политика самым тесным образом связана  с внешней политикой государства в целом. В статье 4 Закона закреплено, что одним из основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является принцип единства внешнеторговой политики как составной части внешнеторговой политики Российской Федерации. Связана она и с отдельными направлениями экономической (внешнеэкономической) политики государства (например, валютной, таможенной политики).

    Цель  данной работы – рассмотреть внешнеторговую политику в условиях несовершенной  конкуренции.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    1. Рассмотреть сущность внешнеторговой  политики и ее инструменты.

    2. Рассмотреть внешнеторговую политику  в условиях несовершенной конкуренции  на мировом рынке.

    3. Рассмотреть внешнеторговую политику РФ.

    Структура работы представлена введением, тремя  главами, заключением и списком  использованной литературы. Первая глава  посвящена сущности внешнеторговой политики и ее инструментам. Вторая глава описывает внешнеторговую политику в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке. В третьей главе рассматривается внешнеторговая политика РФ. В заключении представлены выводы по работе.

 

    1. СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ И  ЕЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    1.1 Сущность внешнеторговой политики и её виды

    Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.1

    Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить  на тарифные и нетарифные.

    Поскольку хозяйство всех стран в той  или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговля

    1.2 Свободная торговля

    Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или  вывоз товаров. Они не взимают  импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок

    Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и  вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные  условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

    Сторонники  этой политики утверждают, что сравнительная  эффективность дает больше выгод  от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.

    1.3 Протекционизм

    Протекционизм - система ограничений импорта, когда  вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

    Однако  протекционизм имеет оборотную  сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран - торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

    Протекционизм, экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью  торгово-политических барьеров, которые  ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров.2

    Характер  протекционизма и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху современного протекционизма развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров. Составной частью современного протекционизма является аграрный протекционизм (возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в.), защищающий интересы национальных монополий.

    Развитие  процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного «коллективного» протекционизма, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка» Европейское экономическое сообщество. Особенность современного протекционизма - приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире.

    Протекционизм развивающихся стран носит принципиально  иной характер. Их внешнеэкономическая  политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.

    Сторонники  утверждают, что все усилия во внешней  торговле должны быть направлены на:

    а) защиту новых, только что появившихся  отраслей национальной экономики, не способных  пока выдержать международную конкуренцию;

    б) защиту отраслей, имеющих важное значение для обеспечения национальной безопасности;

    в) увеличение внутренней занятости ресурсов, в том числе сохранение рабочих мест. Есть и ещё аргументы. Однако необходимо учесть, что ряд отраслей экономики нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности.

    1. 4 Основные инструменты внешнеторговой политики

    Государства, проводя определённую внешнеэкономическую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

    Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем  или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

    Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.

    К методам внешнеторговой политики относится  также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.

    Таможенный  тариф - основной инструмент таможенно-тарифного  регулирования внешней торговли, это систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами при перемещении их через государственную границу страны; свод пошлин. Под пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Информация о работе Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции