Внешнеэкономическая деятельность. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 09:11, курс лекций

Описание работы

Все основные темы и понятия.

Работа содержит 1 файл

ВЭД-лекции.doc

— 371.00 Кб (Скачать)

- кредитный  риски;

     2 Политические риски - связанные с возможной конфискацией имущества или товаров или наложением на них временного ареста.

Основные  фазы планирования: система планов могут быть дифференцирована по временному признаку: 1)оперативные планы (до 1 года) определяют решение конкретных задач  по экспорту и импорту, информацию о сроках, объемах, ассортименте, очередности поставок; 2)среднесрочные (2-3 года) решают задачи, связанные с перестройкой  существующих производственных процессов, обновлением ассортимента, расширение и свертывание экспорта, соответственно, импорта. 3) стратегические планы (свыше 3 лет) возможны в сфере ВЭД 3 стратегии развития предприятия:1) насыщение рынка – освоение рынка с традиционными товарами; 2) дифференциация продукта подразделяет  2 варианта: - существование за рубежом продукта, который в собственной стране неизвестен; - продукт является новым для собственной страны и для зарубежного потребителя. 3) диверсификация – производство за рубежом принципиально новой продукции или новых услуг.

      В качестве важнейших показателей  планирование ВЭД на предприятие желательны следующие показатели:

1.Валютная  выручка с разбивкой по времени,  товарам или товарным группам,  региона; 2 Экспортная выручка; 3 рентабельность  экспортных и импортных операций; 4 ассортимент экспорта и импорта; 5 доля экспорта в стоимости продукции; 6 затраты на импорт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Организация внешне-экономической  службы предприятий. 

1.Типология форм организации ВЭД предприятий.

2.Организация  отдела внешне  – экономических  связей.

3.Внешнеторговая  фирма.   

1. На производственном предприятии выбор формы организации службы ВЭД определяется разными факторами:1 Мотивы и потребители, побуждающие к участию в международном разделении труда (экспорт, импорт и др.).2. степень интернационализации производственной деятельности.3. методы реализации продукции фирмы: самостоятельные экспортные операции или через посредников; 4. масштаб предприятий и обьем  его фактического и потенциального  экспорта; 5 внешнеэкономические операции имеют постоянный характер  или осуществляется время от времени.

        В зависимости от этих факторов  предприятия применяют различные формы организации ВЭД:1) отдел внешнеэкономических  связей в структуре управления предприятием; 2)внешнеторговые фирмы в составе крупных объединений; 3) при посредничестве отраслевых внешнеэкономические   объединений, обслуживающих их внешнеэкономические интересы; 4) при посредничестве  предприятий–учредителей, специализированных внешнеэкономических акционерных обществ; 5) через услуги иностранных посредников.

      Многообразие  связей, каналов работы и формы  сделок на внешнем рынке в реальной жизни размывает границы между прямыми операциями  предприятия и продажами через посредников, которые также могут действовать  от имени  и за счет предприятия, но в ряде случаев более эффективно и с большей выгодой для предприятия. В основе этого явления лежит закон  экономии общественного труда,  который через механизм рыночной конкуренции приводит к относительно  меньшим издержкам у специализированных  посреднических фирм, имеющих отлаженную систему сбыта товаров, нежели у предприятий-производителей.   
 
 
 

     2. Отдел внешнеэкономических связей – структурное подразделение предприятий, который осуществляет функционирование управление ВЭД, как элемент единой системы внутрифирменного управления. Основные задачи отдела: 1планирование ВЭД; 2 участие в определении экспортных цен; 3 поиск новых экспортных заказов; 4 контроль за выполнением обязательств по заключенным контрактам;5 анализ эффективности операций; 6 организация и участие в проведение переговоров с потенциальными клиентами;7 управление экспортным потенциалом  предприятия; 8 контроль за организацией отгрузки, страхования, таможенной отчистки и транспортировки экспортных товаров; 9 валютный контроль; 10 анализ рекламаций; 11 изучение конъюнктуры зарубежных рынков; 12 сбор конкурентной информации. 
 

     3. Внешнеторговая фирма обладает статусом юридического лица, ведением самостоятельного баланса, а также является источником дополнительных финансовых возможностей и коммерческой прибыли. Основные задачи внешнеторговой фирмы:1)планирование, организация и осуществление внешнеторговых сделок в рамках утвержденной номенклатуры; 2)наращивание объема  экспорта, улучшение его ассортимента, совершенствование товарной и региональной структуры; 3) повышение  эффективности импортных закупок  в соответствии со стратегией  развития предприятия; 4) повышение  конкурентоспособности  продукции за рубежом, содействие улучшению ее качества за счет сбора и анализа рекламаций и отзывов клиентов; 5) изучение  и анализ конъюнктуры мирового рынка по закрепленной за фирмой номенклатуре; 6) систематическое изучение деятельности отечественных и зарубежных  конкурентов; 7) научно–техническое  и производственное  сотрудничество с другими странами; 8)организация послепродажного сервиса за рубежом. 9) постоянное совершенствование  системы управления ВЭД на предприятиях.

      Функции внешнеторговой фирмы:1)разработка проектов оперативных, годовых и долгосрочных планов ВЭД предприятия, создание и  обеспечение условий для их выполнения. 2)осуществление внешнеторговые операции по закрепленной номенклатуре; 3)взаимодействия с другими структурными подразделениями предприятия; 4)содействие повышению технологического уровня производства посредствам импорта современного оборудования; 5)разработка, планирование, проведение  рекламных мероприятий в интересах расширения экспорта товаров и услуг. Участие в ярмарках, аукционах, торгах; 6) разработка и осуществление мероприятий по организации технического обслуживания экспортируемой продукции.7) подготовка и организация  командировок  специалистов предприятия за рубеж. 8)обеспечение приема иностранных партнеров; 9)обеспечение правовой  защиты внешне-экономических интересов предприятия;10)ведение бухгалтерских, статистических, валютно–финансовых операции.11)отбор, расстановка, обучение, повышение квалификации работников ВЭД предприятия; 12)поиск и проверка  надежности зарубежных партнеров.13) таможенное оформление и сопровождение грузов, ведение соответствующей документации.14) участие в купле– продаже патентов, лицензии и ноу–хау.    

     Организационная структура управления  внешнеторговой фирмы:1директор;2.) заместитель директора по экономике, курирует вопросы  планирования, ценообразования, выбора валюты;2.1) заместитель директора  по маркетингу обеспечивает решение всего комплекса проблем продвижения товара зарубежному потребителю;2.2) заместитель директора по коммерции, руководит деятельностью  по продаже и закупкам продукции.2.3)заместитель директора по общим вопросам. Отвечает за деятельность фирмы в целом.3.)технический отдел обеспечивает совершенствование технологии экспортного производства, закупку современного оборудования, обеспечивает оформление  купли – продажи лицензии.4.)отдел конъюнктуры и цен осуществляет анализ ситуации на соответствующих рынках, изучение возможных   конкурентов. 5.) отдел рекламы и выставок; 6)отдел послепродажного обслуживания; 7) отдел анализа рекламации; 8) экспортные и импортные отделы. 9) транспортные отдел. 10) протокольно – визовый отдел обеспечивает соответствие деятельности всех подразделений требованиям международного протокола, участвует в ведении переговоров и деловых встречах, в подготовке и заключении внешнеторговых контрактах; 11) юридический отдел; 12) отдел кадров.

  
 
 

Управление  персоналом в международном  бизнесе. 

1.Особенности  командирования специалистов  за рубеж.

2.Отбор  кандидатов.

3.Подготовка  к командировке.

4.Трудовой  договор о посылке   специалиста.

5.Кадровая  политика. 

     1. Цели командирования специалистов за рубеж:1 обеспечение передачи за рубеж технологий и управленческого опыта;2 обучение, повышение квалификации  собственных специалистов за рубеж;3 обучение зарубежных сотрудников с помощью командирования собственных специалистов4.развития глобального  мышления и собственного стиля управления ВЭД.

      Размер  потребности в специалистах ВЭД  определяется степенью интернационализации деятельности предприятия, количеством зарубежных филиалов, формами ВЭД, организационной  структурой предприятия, уровнем текучести кадров. В отдельных ситуациях для использования за рубежом могут быть привлечены собственные кадры. Особенно если использование специалистов осуществляется в сложных климатических, культурно-этнических, организационных, бытовых и других условиях. Для заводских специалистов зарубежные командировки, прежде всего, позволяют повысить уровень профессиональных знаний, приобрести навыки в области ВЭД в классических рыночных условиях, а также, что немаловажно, улучшить их материальное положение,  повысить их социальный статус. Недостатком может быть некоторая инерционность действий командируемых за рубеж, ослабление кадрового потенциала головной компании. 

     2.Критерии  отбора:

     1.Наличие  соответствующих профессиональных  навыков и квалификации.

     2.Коммуникабельность  способность легко устанавливать  и поддерживать деловые и личные  контакты.

     3.Гибкость, способность, адаптироваться к  зарубежным природным, климатическим, национальным и другим условиям работы и быта.

     4.Физическое  состояние, психологической выносливости.

     5.Знание  или способность выучить иностранные  языки.

     6.Наличие  семьи (если речь идет о командировке  на период свыше одного года.).

     Отбор кандидатов для зарубежной деятельности осуществляется посредствам:

     1.Собеседование.

     2.Тестирование.

     3.Рассмотрение  рекомендаций с мест прежней  работы.

     4.Использования  услуг специализированных агентств  по подбору персоналу.

     Мотивы  для зарубежной работы:

     1.Возможность  проявить себя в новых условиях.

     2.Повышение  квалификации и расширение общего  кругозора.

     3.Перспективы  для дальнейшей карьеры.

     4.Более  высокая заработная плата.

     5.Более  высокий уровень жизни.

Основные  проблемы, возникающие перед кандидатом на работу за рубежом:

      1.Разрыв с привычной средой  работы и проживания, угроза потери  налаженных деловых связей.

     2.Необходимость  работы в новом коллективе  со своими традициями и особенностями.

     3.Необходимость  адаптация к местным природным,  климатическим условиям.

     4.Языковые  барьеры.

     5.Семейные  проблемы, которые могут возникнуть  вследствие возможного  временного  разрыва семейных связей, проблемы  обучения детей, трудоустройство  супруги.

     6.Возможные  нарушение здоровье, вследствие  физических и нервных перегрузок.

     7.Реинтеграция  работника, после возращение на  родину.

     8.Угрозы  служебной карьеры, вследствие  спорных итогов  зарубежной командировки.

     9.Возможное  обострение отношений с прежними  коллегами после возвращения  из зарубежной командировки. 

     3.Этапы подготовки: 1.Краткосрочное ознакомительное посещение страны, место планируемой командировки.

     2.Углубленная  языковая подготовка с изучением  специальных терминологии.

     3.Изучение  истории, культуры, географии и  другие особенности  страны.

     4.Самостоятельное  ознакомление со специальной и художественной литературой по стране.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность. Лекции