Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:20, курсовая работа
Данная работа посвящена инновационному процессу, который понимается авторами широко, как процесс комплексный и многоуровневый. В него включаются не только оригинальное изобретение, разработка новой технологии и получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространения нововведения в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков.
Введение………………………………………… с. 3
Глава I . Теоретические основы НТП
1.1 Понятие инновационного процесса...c. 5
1.2 Теория применения НТП……………c. 6
Глава II. Периодизация волн инновационного развития ………………………………………….c. 7
Глава II . Особенности современного этапа развития НТП……………………………………………….c.
9
Глава III. Практическое применение и роль НТП в экономической деятельности
3.1 Внедрение НТП…………………… c. 11
3.2 Регулирование НТП……………… c. 11
Глава IV. География инноваций………………..c. 16
Глава V. Межстрановый технологический трансферт: особенности современного
этапа………………c. 18
промышленности.
Вторая программа начата в 1978 г. и направлена на организацию
кооперации промышленности с университетами в выполнении исследовательских
проектов, финансируемых ННФ в интересующих правительство областях.
Партнерам по совместной исследовательской работе ННФ предоставляет
субсидии.
Третья программа ставит
своей задачей
помощи отдельным лицам или фирмам в сфере мелкого бизнеса, обязующимся в
течение полугода провести исследования какой-либо научной идеи.
Наконец, цель четвертой программы состоит в развитии
фундаментальных знаний о процессе технологических нововведений и оценке
механизма поддержки совместно ведущихся исследований промышленности и
университетов.
Косвенные методы, используемые
в государственной
политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных
процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и
социально-политического климата для новаторской деятельности. Ниже
попытаемся кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к
косвенным.
1) Либерализация налогового и амортизационного законодательства.
Предприниматели реализуют
большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще,
инновационному в частности, регулируется уровнем налогообложения
прибыли. Иллюстрируя эту мысль, венгерский экономист Б.Санто
приводит следующую зависимость, учитываемую Министерством
промышленности Швеции: “если размер налога на прибыль варьирует
между 0 и 25%, то склонность к предпринимательству быстро
уменьшается, если же налог достигает 50% от прибыли, то
склонность к инновациям и связанным с ними капвложениями
практически исчезает”.
регулирования осознается
странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель
налогообложения прибыли.
В Великобритании
налог на прибыль для
снижен с 20% до 1%. Потолок не облагаемых налогом инвестиций “бизнес-
ангелов” поднят на 50% - 150 тыс. фунтов стерлингов. Снижен налог на
прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные
компании и снят налог при инвестировании в такие компании. Устранен
облагаемый налогом предел в 1 млн. Фунтов стерлингов на фонды, привлеченные
соответствующими компаниями, для компаний с объемом основных фондов менее
10 млн. фунтов стерлингов. Выделены 50 млн. фунтов стерлингов под
правительственные гранты в стартующие компании.
В 1997 г. В Британии проинвестировано 295 млн. Фунтов стерлингов в 690
высокотехнологичных компаний.
В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая
скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с
основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из
суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в
настоящее время - 20%. Подсчитано, что в целом амортизационные и
налоговые льготы покрывают в среднем в США от 10 до 20% общей суммы затрат
на НИОКР.
Японская модель также предполагает создание технологического приоритета,
но при этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10
лет технология строительства больших танкеров была заменена в роли ведущей
технологий изготовления роботов. Иными словами, на государственном уровне
определяются технологические преимущества, которые должны быть достигнуты,
и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые
технологии все
народное хозяйство.
2) Законодательные нормы.
Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на
инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет
патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их
открытия - интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию
автора на научно-техническое решение. Это обстоятельство позволяет
изобретателю, подобно землевладельцу, получать, по определению В.Л.Сажина,
“инновационную ренту” т.е. плату за пользование его изобретением. Такое
положение в конечном счете положительно сказывается на активности научной
работы в стране. Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать
необходимую жесткость конкурентной борьбы - важного фактора стимулирования
инновационной активности. Это обстоятельство в определенной мере
обусловливает направленность торгово-валютной политики, ориентированной на
защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств
внутри страны. Так, в апреле 1987 г. под давлением Ассоциации электронной
промышленности США администрация Р.Рейгана ввела стопроцентный налог на
некоторые виды японской электроники, ввозимой на американский рынок, что
было вызвано повышением импорта электронных изделий из Японии над
американским экспортом соответствующих товаров на 16,9%.
3) Создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой
информационной системы внутри страны.
Это тем более
важно, если учитывать
процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно
обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству,
производство, сбыт.
Обмен информацией между
преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека.
При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной
деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно
развитых странах прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить
инновационную политику в качестве специфического элемента системы
государственного регулирования. Так, отмечается согласованность
инновационной политики со всеми видами государственной экономической
политики вообще; это проявляется в использовании единых экономических
инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному
экономическому курсу.
Характерным свойством
также широта воздействия: оно нацеливается на предложение инновационных
идей, инициирует начальный спрос на результаты инновационных процессов,
способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных
средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций
экономический и политический климат. Наконец, общая черта инновационной
политики - учет особенностей инновационного процесса: его цикличности,
расчлененности на этапы, вероятностного характера, высокой степени риска и
т.д.
Для нашей страны объем инвестирования инновационных проектов,
осуществляемый развитыми промышленными странами, сейчас невозможен.
Следовательно, трудно рассчитывать на то, что российская инновационная
продукция, кроме отдельных случаев сможет удовлетворять высочайшим
требованиям инновационных
рынков развитых стран.
Глава IV. География инноваций
Какова же география инноваций?
1. В 90-х
годах в результате
промышленности пятой волны обнаружилось, что США оставляют позади страны
Европы, Японию и новых индустриальных "тигров" Восточной и Юго-Восточной
Азии.
Однако экономический рост в Америке — не только следствие того, что она
заняла ведущее место в отраслях пятой волны (теория волновых циклов
экономического развития Кондратьева). Подобный структурный сдвиг
способствует поддержанию экономического роста благодаря расширению
специализации в рамках международного разделения труда, и в этих отраслях
страна почти не имеет конкурентов. США могут воспользоваться этим
преимуществом, чтобы сбалансировать потери конкурентоспособности в отраслях
промышленности предшествующих по времени волн. Помимо этого необходимо
признать, что США извлекают выгоду от сокращения издержек в отраслях,
обеспечивающих информационные технологии; из растущей взаимозависимости
между производством и конкурентоспособными сферами услуг;
из широкомасштабной иммиграции, благодаря которой поддерживались низкие
затраты на оплату труда. Кроме того, после нефтяного кризиса снижен уровень
оплаты труда в целях борьбы с заокеанскими конкурентами в отраслях
промышленности второй и третьей волн.
2. Приоритетность
инноваций определяют
наличие высококвалифицированных кадров; поддерживающих и смежных видов
деятельности (экспертное консультирование, использование венчурного
капитала или финансовых ресурсов крупных корпораций), культурной и
политической ориентации на производство высококачественных продуктов и
услуг, первоклассной инфраструктуры, высокого уровня комфорта для
жизнедеятельности.
Такие преимущества имеют важное значение либо для поддержания уже
проводимой исследовательской и инновационной деятельности и удержания
высококвалифицированных трудовых ресурсов, либо для создания должной среды,
позволяющей сформировать новые инновационные центры, куда можно привлекать
квалифицированный персонал из числа внутренних мигрантов и
Информация о работе Влияние научно-технического прогресса на развитие мировой экономики