Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:20, курсовая работа
Данная работа посвящена инновационному процессу, который понимается авторами широко, как процесс комплексный и многоуровневый. В него включаются не только оригинальное изобретение, разработка новой технологии и получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространения нововведения в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков.
Введение………………………………………… с. 3
Глава I . Теоретические основы НТП
1.1 Понятие инновационного процесса...c. 5
1.2 Теория применения НТП……………c. 6
Глава II. Периодизация волн инновационного развития ………………………………………….c. 7
Глава II . Особенности современного этапа развития НТП……………………………………………….c.
9
Глава III. Практическое применение и роль НТП в экономической деятельности
3.1 Внедрение НТП…………………… c. 11
3.2 Регулирование НТП……………… c. 11
Глава IV. География инноваций………………..c. 16
Глава V. Межстрановый технологический трансферт: особенности современного
этапа………………c. 18
способы взаимодействия науки и производства.
2) Во-вторых, новые технологии не представляют собой изолированные,
обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг
друга. Но для их комплексного использования также необходимы
фундаментальные разработки, открывающие новые сферы применения новейших
процессов, принципов, идей.
3) В-третьих,
современный научно-
альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-
технической идеи в разных отраслях с весьма различным результатом с точки
зрения эффективности. Риск неточного выбора направления разработки
чрезвычайно велик и может привести к утрате позиций на рынке, потери
самостоятельности перед лицом более удачливого конкурента. Фундаментальная
разработка должна дать “видение” вариантности нововведения и ориентиры для
их оценки. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма
различны.
Практическое применение и
3. 1 Внедрение НТП
Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании,
разумеется, должны начать с авансирования денежного капитала.
Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она
связана с резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый
характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте
достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит
до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский
специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех
достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи
можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в
инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами
ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что
такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться
сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе,
более того, погибнет и вложенный капитал.
Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на
столь значительный риск? Силы эти для любой экономической системы (малая
инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний;
“объединения” промышленных фирм, университетов, правительственных
лабораторий в разных комбинациях и т.д.) могут быть подразделены на
внутренние и внешние либо на имеющие объективную и субъективную природу.
Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности
можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная
причина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой
творческий потенциал (субъективная причина). Набор внутренних
побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой
отдельной компании и в некоторых случаях играет решающую роль в том,
чтобы предпринять решение об инновационном процессе. Так, для только что
созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной
возможностью завоевать место на рынке. Однако, зачастую внутренние причины
оказываются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен довольно
устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии,
добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних
побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим
стимулом могут выступить причины внешнего характера, в частности,
обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства.
3.2 Регулирование НТП
Меры воздействия
государства в области
на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией
в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного
регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как
правило, в период экономического спада характерно преобладание
“кейнсианского” подхода к государственной экономической политике, пред-
полагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую
жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия
консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.
В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства
государства в экономику выделяют три группы стран: в первой возобладала
концепция необходимости активного вмешательства государства в управление
экономикой (Япония и Франция); вторая характеризуется преобладающим упором
на рыночные отношения (США, Великобритания); третья придерживается
“промежуточного” варианта в экономической, в том числе и инновационной,
политике: государственное регулирование сочетается с низкой степенью
централизации государственного аппарата, используются косвенные методы
воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и
бизнеса.
Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов
осуществляются
и программно-целевой.
Административно-ведомственная
дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными
законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.
Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера “О
технологических нововведениях”, предусматривающий ряд мер стимулирования
промышленных инноваций; создания для их изучения и стимулирования
специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; оказание
содействия в обмене научным и техническим персоналом между
университетами, промышленностью и федеральными лабораториями; поощрение
частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и
техники. Ярким примером дотационного государственного финансирования может
служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при
Мичиганском университете. На организацию этого института местными и
федеральными властями было выделено 17 млн. долл. Основная его задача -
разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных
систем и других
средств автоматизации
долл., расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального
правительства приходилась почти половина - 49,3%.
Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций
предполагает конкретное финансирование последних посредством
государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в
малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов
на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются
кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное
финансирование представляет собой один из элементов распространенной в
настоящее время системы контрактных отношений - договоров между
заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли
заказчика-потребителя НИОКР (научно-исследовательские и опытно-
конструкторские работы) - например, в аэрокосмической области, - а фирма-
исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются
сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями,
характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные
обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируются
77% федеральных затрат на НИОКР.
Особое место в системе “прямых” мер воздействия государства на
инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию
промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с
промышленностью. Государственная поддержка создания таких организационных
формирований осуществляется в развитых промышленных странах
преимущественно в виде специальных программ различных правительственных
ведомств (в США это в основном Министерство энергетики и Национальный
Научный Фонд - ННФ). Так, в настоящее время ННФ осуществляет четыре
программы по организации сотрудничества научно-исследовательских учреждений
и промышленных фирм США.
Первая из
них - “Промышленно-университетские
исследовательские центры” - реализуется с 1973 г. Она предусматривает
создание кооперативных университетскопромышленных центров на базе
разработки и реализации крупный исследовательской программы, в которой
участвует несколько промышленных фирм и один университет. В 1984 г. в
стране насчитывалось более 100 таких центров, причем 20 из них были
организованы целиком на средства ННФ. В 1985 г. в рамках этой программы
ННФ приступил к реализации новой формы кооперации. Возникли “Центры
инженерных исследований”, основной целью которой является помощь в
повышении их эффективности и конкурентоспособности. Характерно, что
государство охотнее использует свою финансовую помощь в качестве стимула
при создании совместных центров по изучению научно-технических проблем,
которые в силу ряда причин не являются достаточно привлекательными для
Информация о работе Влияние научно-технического прогресса на развитие мировой экономики