Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 03:57, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривались следующие задачи:
1. Объективные предпосылки формирования международного рынка труда и факторы миграции рабочей силы;
2. Социально-экономические последствия и международное регулирование миграционных процессов;
3. Проблема миграции в Республике Беларусь;
Введение.
1. Объективные предпосылки формирования международного рынка труда и факторы миграции рабочей силы.
2. Социально – экономические последствия и международное регулирование миграционных процессов.
3. Проблемы миграции в Республике Беларусь
Заключение.
Список литературы.
В современных условиях заметную роль в миграции трудовых ресурсов играют НТП и движение реального капитала, за которыми следует поток специалистов, научных работников, преподавательских кадров, инженерных работников, рабочих высокой квалификации. Причем параллельно идет подготовка специалистов и рабочих из национальных кадров, способных выполнять те или иные профессиональные функции в процессе эксплуатации вновь вводимых объектов.
Необходимо
учитывать и те качественные изменения,
которые происходят под воздействием
фронтального научно-технического переворота.
Использование новых технологий, широкое
внедрение микропроцессоров, роботов
резко снижают роль живого труда в производственных
процессах, уменьшают масштабы трудоемких
производств, что ведет к переоценке роли
стран с так называемыми рынками дешевой
рабочей силы. Применение принципиально
новых технологий может существенно снизить
и спрос на сырье, что поставит развивающиеся
страны перед проблемой валютных поступлений
и соответственно проблемой экономического
роста.
Глава 3. Проблемы миграции в Республике Беларусь.
Существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в нашей стране оказывает внешняя трудовая миграция. Государственная политика Республики Беларусь в этой сфере направлена на совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы.
В Республике Беларусь установлен разрешительный порядок осуществления деятельности по привлечению в страну иностранной рабочей силы и трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей. Это является своего рода государственной гарантией соблюдения прав и законных интересов как белорусских, так и иностранных граждан. Юридические лица и индивидуальные предприниматели получают соответствующие лицензии, которые выдает Министерство внутренних дел. На это же ведомство возложен контроль за их деятельностью.
В настоящее время на трудоустройство граждан Республики Беларусь за границей выдано 43, на привлечение в страну иностранной рабочей силы — более 600 лицензий.
Справочно: За 2007 год на работу за рубеж выехали 7335 граждан Беларуси (в 2006 году — 4502), а в Республику Беларусь с этой же целью прибыло 1496 иностранцев (в 2006 году — 922).
Определенное воздействие на процессы, происходящие в Республике Беларусь, оказывает вынужденная миграция. За последние десять лет с просьбой о признании беженцами в компетентные органы страны обратилось более трех тысяч иностранцев из 45 государств мира. Из них беженцами признано 800 человек из 13 стран.
В Республике Беларусь создана система правовой и социальной защиты указанных лиц. Успешно реализуется законодательство о беженцах, которое отвечает требованиям международных стандартов. В 2001 году Республика Беларусь присоединилась к Конвенции 1951 года и Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженцев. Во исполнение международных обязательств была Благоприятным географическим положением нашей страны по-прежнему пытаются воспользоваться для проникновения в Западную Европу незаконные мигранты из регионов с нестабильной общественно-политической ситуацией. В основном это граждане стран Азии и Африки, а также некоторых государств СНГ.
Существует два основных канала въезда нелегальных мигрантов в Республику Беларусь:
во-первых,
вне установленных пунктов
во-вторых, по поддельным документам.
В целях
координации деятельности правоохранительных
органов в стране утверждена и
действует Государственная
Решению
проблемы нелегальной миграции в
немалой степени способствуют принимаемые
Парламентом Республики Беларусь меры
по совершенствованию
Предотвращение
незаконной миграции является одним
из приоритетных видов деятельности
государственных органов
Одной из проблем, с которыми Республика Беларусь столкнулась в период независимости, стала нелегальная миграция. Миграционные процессы на территории Беларуси, как и других республик бывшего СССР, превратились из планомерных и контролируемых в широкомасштабные, во многом хаотичные многовекторные перемещения различных групп мигрантов. Поскольку темпы роста миграции опережают возможности государств по регулированию миграционных процессов, то данную проблему можно считать одной из наиболее актуальных. В результате активизации процессов незаконной миграции в ряде стран сформировались организованные преступные группировки по перевозке мигрантов из третьих стран. В силу криминогенных, эпидемиологических и иных последствий, включая межнациональные отношения, незаконная миграция негативно сказывается на социально-экономическом развитии Республики Беларусь. Ее следствием является усугубление таких проблем как распространение наркотиков, заболеваний, незаконный оборот оружия, грабежи, разбои, вымогательства, мошенничество, проституция, незаконный вывоз валютных средств и подакцизных товаров и др. Наиболее серьезные угрозы, порождаемые нелегальной миграцией, связаны с терроризмом, распространением наркотиков, торговлей людьми.
Нелегалы прибывают в Беларусь самыми различными способами: в качестве туристов, на основе права транзитного проезда, безвизового въезда, по служебным и частным делам, а также путем незаконного пересечения государственной границы. В основном в роли нелегальных мигрантов выступают челночные торговцы (китайцы, вьетнамцы, корейцы), беженцы из «горячих точек» (афганцы, таджики, арабы и др.), а также бывшие иностранные студенты, учившиеся в советских вузах и не желающие возвращаться на родину из-за войн в их странах. Особенностью их распределения по территории является то, что данный контингент сосредоточивается преимущественно в основном в столице и в приграничных районах. Есть и исключения. Так, в Бобруйске находится одна из самых больших армянских диаспор.
Чаще всего нелегальные мигранты рассматривают Беларусь в качестве транзитного государства для последующей миграции в страны Западной Европы. Не сумев сразу попасть в желаемую страну, нелегалы «оседают» в Беларуси, и их число с каждым годом растет. Способствует этому обустройство и укрепление границ с Беларусью со стороны ее западных соседей – Польши и стран Балтии.
Сегодня нелегальная миграция является общей проблемой мирового сообщества. На современном этапе развития международных отношений незаконная миграция превратилась в глобальную проблему, затрагивающей интересы многих стран. Каждое государство подходит к решению этой проблемы исходя из собственных интересов и принципов обеспечения национальной безопасности. В отличие от стран Западной Европы, Беларусь на сегодняшний день не имеет детально разработанной системы противодействия нелегальной миграции и достаточно успешного опыта решения этой проблемы по двум причинам: во-первых, это требует больших экономических затрат, во-вторых, для этой цели требуется более широкие масштабы сотрудничества с другими странами.
Определенные меры в направлении решения этой проблемы уже предприняты. Для борьбы с незаконной миграцией Беларусь сотрудничает с Международной организации по миграции, в которой состоит в качестве наблюдателя с ноября 1994 г. В декабре 1996 г. в Минске было открыто Представительство МОМ, а 5 мая 1999 г. ратифицировано Соглашение о сотрудничестве между правительством Республики Беларусь и МОМ. В сотрудничестве с этой организацией Беларусь принимает три группы мер: 1) профилактические меры, такие как информирование общественности, и в первую очередь потенциальных эмигрантов, о риске и последствиях незаконной миграции; 2) укрепление потенциала государственных структур, регулирующих миграционные вопросы (в первую очередь, органов, осуществляющих пограничный и миграционный контроль); 3) работу с последствиями незаконной миграции .
С 1995 г.
в Республике Беларусь работает Представительство
Управления Верховного комиссара ООН
по делам беженцев. Его деятельность
благотворно повлияла на развитие белорусского
миграционного
Основными мерами по регулированию нелегальной миграции на сегодняшний день являются:
- расширение практики соглашений о возврате лиц, незаконно находящихся на территории государства;
- совершенствование
нормативно-правовой базы с
- создание центров временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, нелегально находящихся на территории страны, что позволит получать сведения о каналах незаконной миграции и сделать Беларусь непривлекательной в качестве транзитной территории;
- создание фонда для финансирования депортации незаконных мигрантов;
- введение
новых технологий для контроля
документов и транспортных
Способность
государства к решению проблем,
связанных с нелегальной
Заключение
Исходя из проведённых мною исследований данной темы, я пришёл к следующим теоретическим выводам. Международный рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты-«челноки», а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).
Выделяют следующие виды трудовой миграции:
Приток иностранной рабочей силы позволяет развитым странам проводить перемещение национальной рабочей силы в высокотехнологичные отрасли без ущерба для работы тех секторов, откуда уходят местные работники. Работники-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры — иностранцы теряют работу первыми.
Предприниматели стран, принимающих иностранную рабочую силу (реципиентов), выигрывают от притока иммигрантов еще и потому, что готовность иммигрантов трудиться за сравнительно низкую по стандартам данной страны заработную плату позволяет сдерживать рост оплаты труда местных работников. Во многих развитых странах функционирует двойной рынок труда: На одном идет купля-продажа национальной рабочей силы — квалифицированной и высокооплачиваемой, а на другом — иностранной, которая согласна выполнять тяжелые и непрестижные работы, к тому же по более низким расценкам.
Информация о работе Влияние международного рынка труда на развитие национальной экономики