Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 03:57, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривались следующие задачи:
1. Объективные предпосылки формирования международного рынка труда и факторы миграции рабочей силы;
2. Социально-экономические последствия и международное регулирование миграционных процессов;
3. Проблема миграции в Республике Беларусь;
Введение.
1. Объективные предпосылки формирования международного рынка труда и факторы миграции рабочей силы.
2. Социально – экономические последствия и международное регулирование миграционных процессов.
3. Проблемы миграции в Республике Беларусь
Заключение.
Список литературы.
Глава
1. Объективные предпосылки
формирования международного
рынка труда и факторы
миграции рабочей силы.
Международный рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты-«челноки», а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).
Внешняя миграция рабочей силы подразделяется на:
Выделяют следующие виды трудовой миграции:
Размеры международной миграции рабочей силы неуклонно растут. В середине 90-х гг. в мире, по оценкам экспертов, насчитывалось около 30 млн. трудящихся-мигрантов. С учетом членов их семей, сезонных мигрантов, нелегальных иммигрантов и беженцев общая численность мигрантов была выше в 5-6 раз. В 90-х гг. в мире переезжало из страны в страну в поисках работы около 20 млн. человек в год. Немалую часть этих потоков составляют нелегальные мигранты. Так, в Западной Европе насчитывается не менее 3 млн. нелегальных иммигрантов, а в США их численность оценивается в 4,5 млн. человек.
Новым явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В современных условиях все большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Например, Италия, Испания, Греция, Польша, которые еще сравнительно недавно были только странами эмиграции, в последнее время стали принимать трудовых мигрантов. В одной только Италии насчитывается 1 — 1,5 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в стране нелегально. Экономический рост в этих странах привел к созданию большого числа новых рабочих мест, а соответственно — к определенному уменьшению безработицы. Повышение благосостояния населения значительно снизило привлекательность тяжелого, непрестижного труда для местных работников: в образовавшуюся на рынке труда этих стран нишу устремились иммигранты.
В международной миграции населения в последнее время произошли качественные изменения, обусловленные НТР: их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации («утечка умов»). В последние годы на мировом рынке труда прослеживалась устойчивая тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов. До распада СССР основными поставщиками кадров высокой квалификации в основные мировые центры иммиграции — США и Западную Европу — были Индия, Пакистан и Египет. Однако в 90-х гг. наметилось усиление оттока таких кадров из России, стран — членов СНГ, Центральной и Восточной Европы. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых и остальных странах, а с другой — стремлением развитых стран привлечь в свою экономику работников дефицитных специальностей, сэкономив при этом на их подготовке.
Во второй половине XX в. сложилось несколько центров притяжения трудовой миграции:
1. Западная Европа. В начале 90-х гг. здесь насчитывалось свыше 20 млн. иммигрантов. Высокоразвитые страны (Германия, Франция, Бельгия, Люксембург, Швейцария и др.) привлекают иностранных рабочих из стран Южной (Испания, Португалия), Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, бывшие республики Югославии), Турции, арабских стран. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х гг. оценивался в 180 тыс. человек в год.
Иностранные рабочие составляли значительную часть рабочей силы в странах Западной Европы, % к общей численности занятых: Люксембурге — 30,0; Швейцарии — 29,6; Германии — 8,0; Бельгии — 7,5; Австрии — 6,2; Швеции — 5,8; Франции — 5,2; Англии — 3,4.
В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдерживать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по следующим соображениям:
2. Нефтедобывающие страны Западной Азии. Этот центр притяжения международной трудовой миграции возник в середине 70-х гг. Общая численность иммигрантов в начале 90-х гг. оценивалась в 5-6 млн. человек. Иммигранты прибывают в государства Персидского залива из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Южной Кореи, Филиппин.
В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в общей численности рабочей силы, %: Катар — 92, ОАЭ — 89, Кувейт — 86, Оман - 70, Саудовская Аравия — 60, Бахрейн — 51.
Одновременно в соседних странах достигнут самый высокий удельный вес экономически активной части населения, работающей за рубежом, % от общей численности населения: в Йемене — 7,3; Египте — 5,2; Турции — 4,3; Пакистане — 3,8. Еще одним центром миграции (формально этнической, но по сути во многом трудовой) стал Израиль, куда с конца 80-х до середины 90-х гг. только из бывшего СССР прибыло около 750 тыс. человек.
3. США и Канада. Общая численность трудовых мигрантов в США составляла в середине 90-х гг. около 7 млн. человек. Приток иммигрантов в США и Канаду в указанный период оценивался в 900 тыс. человек в год. Трудовая иммиграция в США разделяется на два потока: низкоквалифицированная рабочая сила прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные работники иммигрируют из Западной Европы, России, а также Индии.
Важнейшими целями иммиграционной политики США и Канады является поощрение притока зарубежных менеджеров, элитных специалистов, высококвалифицированных рабочих, а также инвесторов (иммиграция разрешается при условии инвестирования в экономику данной страны определенной суммы).
Масштабы трудовой иммиграции определяются жесткими рамками иммиграционных квот для страны в целом и по профессиональным группам. Так, в соответствии с законодательством США 1990г. ежегодно на работу в страну допускается 140 тыс. трудовых мигрантов, в основном высококвалифицированные специалисты, ученые редких специальностей.
Миграции играют огромную роль в жизни страны и ее народа, поддерживая единство страны и обеспечивая закрепление страной малонаселенных окраин. Миграции снабжают районы освоения рабочей силой, обеспечивают получение образования и работы. С помощью миграции люди имеют возможность найти свое место в жизни и проявлять себя. Мигранты, тянущиеся к знаниям, едут ближе к культурным центрам, а тянущиеся к повышению материального благосостояния, едут в районы, где более ценится рабочая сила и есть возможность подзаработать. Степень участия в регулировании этого процесса различается в зависимости от экономического и политического уклада и ситуации в стране, но она всегда ограничена наличием в народе особо подвижного слоя, который обходит все преграды, установленные государством.
Так что же такое миграция? Для этого обратимся к некоторым источникам.
По И.С.Ожегову, миграция означает перемещение, переселение (например, населения внутри страны или из одной страны в другую...).
Под миграцией понимают территориальное перемещение населения, в связи со сменой места жительства.
В разных источниках дается множество определений миграций, каждое
из которых дополняет друг друга.Рассматривая сущность миграции, можно сказать, что это явление экономическое и какие бы мотивы не были - политические, религиозные, национальные - оно обусловлено, в конечном счете, поисками нового места приложения труда.
По нашему мнению, миграция - это переселение людей с определенными интересами, желающих удовлетворить свои потребности и уладить проблемы (экономические, семейные, биологические), возникшие на прежнем месте проживания.Миграции различают по направлениям (типу) - внешнюю (международную или межстрановую) и внутреннюю (внутри отдельно взятой страны).
Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией — въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации — возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.
Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:
— иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80—90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции;
— работники-мигранты по контракту. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;
— нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;
— лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;
— беженцы. По данным ООН в мире в начале 90-х гг. насчитывалось более 17 млн. беженцев. Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.
Международная миграция рабочей силы непосредственно связана, прежде всего, с проблемой вывоза капитала, в значительной мере определяется внутренними закономерностями его движения, хотя речь идет о передвижении товара „особого рода". На чем она основана? Объективно возможность международной миграции рабочей силы формируется в силу появления национальных различий в размерах заработной платы — так традиционно принято рассматривать экономическую сущность переселенческих движений. Но это, однако, лишь один, пусть даже сущностный, аспект этой проблемы. Другой, реальный, заключается в существовании органической безработицы в отдельных странах, особенно развивающихся. Поэтому не всегда правомерно объяснение переселенческих движений наемного труда лишь факторами, связанными со стремлением продать свою способность к труду подороже. Часто речь идет о крупных массивах переселенцев, готовых работать «за кусок хлеба». Совершенно иначе обстоит дело с миграцией рабочей силы в рамках собственно постиндустриальных стран, в которых есть возможность выбора и конкретной профессии, и конкретной работы. Думается, в традиционных подходах к проблеме ощущается явный перекос в сторону „классовости" и „объективности" — вместо анализа конкретной ситуации, складывающейся в процессе общения людей в сфере международно-трудовой деятельности.
Навряд ли здесь нам помогут положения „капитала" при всей их кажущейся универсальности. Хотя бы потому, что речь не может вообще идти о „железном законе обнищания пролетариата", законе классовой борьбы, да и многом другом — с чем история не согласилась. Можно понять причины миграции трудового населения из развивающихся стран в развитые или миграции из менее экономически развитых европейских стран в более индустриально развитые — из Турции, Испании, Португалии в Англию, Францию, ФРГ, Бенилюкс, Скандинавию и т.д. Но какие экономические основы действуют на миграцию населения между США и Канадой, Англией и США, в перемещениях огромной массы людей между странами ЕС — то есть между экономически развитыми странами, находящимися на «однопорядковом уровне» с точки зрения социальных, культурных, бытовых условий жизни населения? По всей видимости, есть такие факторы, не всегда экономические, которые влияют на миграционные процессы. Это факторы гуманитарного, культурного, экологического, психологического, правового порядков. Они будут усиливаться по мере выравнивания уровней социально-экономического развития стран, укрепления интеграционного потенциала, в первую очередь в странах ЕС, и — самое главное — когда проблема поиска хлеба насущного перестанет быть первоочередной проблемой. Все это делает проблему международной миграции рабочей силы в развитых странах сложной, связанной отнюдь не только с собственно экономическими факторами, но и возрастанием значения таких понятий, как „социальный комфорт", социально-политические условия, социально-культурные, психологические условия и т.д.
Информация о работе Влияние международного рынка труда на развитие национальной экономики