Виды налогового учета на предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Взимание налогов - одна из основных и древнейших функций государства, условие его существования. Не вызывает сомнения, что это одна из составляющих стабильного развития на пути к экономическому, социальному благополучию и наиболее эффективный инструмент регулирования экономических отношений.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….7
Глава 1 Организационные основы налогового учёта российских организаций. Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом Российской Федерации
1.1 Система основных положений налогового учета…………………….10
1.2 Проблемы законодательного регулирования налогового учета …….21
1.3 Состав, структура и классификация регистров налогового учета на современном этапе ………………………………………………………………..25
Глава 2 Основные схемы организации налогового учёта на предприятиях Российской Федерации.
2.1 Постановка создаваемой организации на налоговый учёт…………...28
2.2 Альтернативные варианты организации налогового учета…………..35
2.3 Взаимодействие учётной и налоговой политики организации……….41
Глава 3 Совершенствование налогообложения предприятий в Российской Федерации………………………………………………………..………………...49
Заключение………………………………………………………………….52
Список использованной литературы……………………………………....54

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 80.27 Кб (Скачать)

- налоговый и отчётный период; 

- ставки налога; 

- алгоритм расчёта налоговой базы.

Объектами налогового учёта являются имущество и хозяйственные операции налогоплательщика.

Для целей налогового учёта применяется  следующая группировка доходов: 

- доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав; 

- внереализационные доходы; 

- доходы, учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения.

Расходы группируются:

- на расходы, связанные с производством и реализацией;

- внереализационные расходы;

- расходы, учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения

Под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходы, связанные с производством и/или реализацией подразделяются на 4 группы: материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.

Из состава прочих расходов выделены расходы на ремонт основных средств, на освоение природных ресурсов, на НИОКР, на обязательное и добровольное страхование имущества.

Порядок признания расходов для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств различен.

Определен особый порядок признания  расходов по:

- формированию резервов по сомнительным долгам;

- гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

- определению расходов при реализации товаров;

- отнесению процентов по долговым обязательствам к расходам.

Налоговым Кодексом определены два метода налогового учёта: метод начисления и кассовый метод.

Порядок признания доходов и  расходов при различных методах  налогового учёта различен.

При определении расходов методом  начисления, расходы на производство и реализацию подразделяются на: 

- прямые расходы

- косвенные.

Разделение расходов на прямые и  косвенные связано с оценкой  незавершенного производства и является фактором прямого действия на расчёт налога на прибыль.

К прямым расходам на производство и  реализацию относятся:

  1. расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, и (или) образующих их основу, либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг;
  2. расходы на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;
  3. расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  4. единый социальный налог, начисленный на расходы по оплате труда;
  5. суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Все иные суммы расходов по производству и реализации являются косвенными.

В концепции налогового учёта излагаются способы налогового учёта имущества и хозяйственных операций. Это способы учёта:

  1. состояния объектов основных средств и начисления амортизации основных средств;
  2. доходов от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
  3. расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком;
  4. доходов от реализации покупных товаров, стоимости реализованных покупных товаров и прямых расходов по покупным товарам;
  5. доходов от реализации и выбытия амортизируемого имущества, остаточной стоимости реализованного амортизируемого имущества и расходов, связанных с его реализацией;
  6. доходов от реализации прочего имущества, цены приобретения реализованного прочего имущества и расходов, связанных с его реализацией;
  7. доходов от реализации прав требования как реализации финансовых услуг, стоимости реализованного права требования;
  8. доходов от реализации права требования до наступления срока платежа, стоимости реализованного права требования до наступления срока платежа;
  9. доходов от реализации права требования после наступления срока платежа, стоимости реализованного права требования после наступления срока платежа;
  10. убытка, образовавшегося при уступке права требования;
  11. доходов от реализации товаров, продукции, работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств; расходов и убытков обслуживающих производств и хозяйств, понесенных при реализации товаров, работ и услуг; убытков от деятельности обслуживающих производств и хозяйств;
  12. убытков прошлых лет обслуживающих производств и хозяйств с расчетом сумм, учитываемых в уменьшение прибыли обслуживающих производств и хозяйств отчётного периода;
  13. внереализационных доходов, в том числе доходов в виде штрафов, пеней, и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
  14. внереализационных расходов, в том числе расходов в виде штрафов, пеней, и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
  15. прямых расходов незавершенного производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  16. прямых расходов, принимаемых к уменьшению налогооблагаемой базы при реализации товаров, (работ, услуг) собственного производства;
  17. расходов и убытков будущих периодов;
  18. доходов по операциям с ценными бумагами, а также доходов в виде дивидендов;
  19. расходов на ремонт основных средств;
  20. расходов на освоение природных ресурсов;
  21. расходов на формирование НИОКР;
  22. расходов на формирование резервов по сомнительным долгам;
  23. расходов на формирование резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

В концепции налогового учёта излагается перечень и порядок расчетов:

  1. налоговых баз и (или) исключений из налоговых баз;
  2. доходов при безвозмездном получении имущества;
  3. рыночных цен по однородным или идентичным товарам, работам, услугам;
  4. сумм резерва на конец отчетного периода;
  5. убытка от реализации амортизируемого имущества, принимаемого для целей налогообложения;
  6. убытка при реализации права требования как реализации финансовых услуг;
  7. убытка при реализации права требования в соответствии со статьей 279, п.1 НК РФ;
  8. убытка при реализации права требования в соответствии со статьей 279, п.2 НК РФ;
  9. убытков будущих периодов по истечении 45 дней от даты уступки права требования;
  10. убытка обслуживающих производств и хозяйств, не учитываемых для целей налогообложения;
  11. суммы убытков прошлых лет по объектам обслуживающих производств и хозяйств, учитываемых в уменьшение прибыли текущего периода;
  12. остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных (ст. 319 НК РФ) и корректировки суммы прямых расходов;
  13. расходов по торговым операциям; 
  14. корректировки амортизации по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование и переведенным на консервацию;
  15. суммы списания убытков, уменьшающих налоговую базу отчетного (налогового периода).

Концепция налогового учета может  реализоваться в стандарте налогового учета (для компьютерной обработки  данных) или в инструкции по заполнению налоговых регистров (для обработки  данных в электронных таблицах или  вручную).

В налоговом учёте признаются только те расходы, которые экономически целесообразны, связаны с деятельностью, направленной на извлечение дохода, и  подтверждены документами. Причем документы должны быть оформлены в соответствии с российским законодательством.

Если расход одновременно можно  отнести к нескольким группам, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к  какой именно группе он их отнесет. Расход может быть учтен в налоговом  учёте только один раз.

При определении расходов методом  начисления они признаются в том  отчётном периоде, в котором они  были произведены. При определении  расходов кассовым методом в налоговом  учете они признаются после того, как будут оплачены.

К издержкам обращения  не относится покупная стоимость  товара. Термин "покупная стоимость  товара" используется в Налоговом кодексе российской Федерации для обозначения стоимости товара согласно условиям договора купли-продажи. Покупная стоимость товара учитывается в составе расходов при их реализации в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации.

При реализации покупных товаров доходы от реализации можно уменьшить на стоимость приобретения этих товаров (покупную стоимость). Стоимость товаров  определяется одним из четырех методов, утвержденных в учётной политике для целей налогообложения:

  1. по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
  2. по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
  3. по средней стоимости;
  4. по стоимости единицы товара.

Требование налогового законодательства о создании регистров налогового учета поставило российские компании перед необходимостью вести три  вида учёта — управленческий, бухгалтерский  и налоговый. Чтобы минимизировать затраты на ведение различных  видов учета, необходимо автоматизировать учетную функцию и интегрировать  налоговый учет с системами бухгалтерского и управленческого учета.

Общие требования по организации налогового учёта установлены статьей 313 Налогового кодекса Российской Федерации. Данной статьей установлено, что налоговый учёт - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом.

Система налогового учёта, в  отличие от бухгалтерского учёта, пока не регламентирована законодательно.

 

1.2. Проблемы законодательного  регулирования налогового учета 

 

Недостаточная полнота и  неточность формулировок Налогового кодекса  Российской Федерации привели, во-первых, к многочисленным судебным разбирательствам, во-вторых, к появлению «сопровождающих» документов МНС РФ.

Основным прецедентом  судебных исков по вопросам налогового учета, безусловно, является доначисление неуплаченных налогов и взыскание  штрафных санкций налоговыми органами.

Неточность или расплывчатость отдельных формулировок позволяет  налоговым органам оштрафовать  предприятие несколько раз за одно налоговое правонарушение или  провести повторную выездную проверку на предприятии на основании решения  о контроле вышестоящим налоговым  органом нижестоящего.

Появление приказов МНС РФ часто является вынужденной мерой, разъясняющей те или иные положения  налогового учета.

Недостаточно серьезным  выглядит уточняющая формулировка о  том что если положения бухгалтерского и налогового учета различаются, то применяется «особый» порядок учета доходов и расходов за исключением единых первичных документов, а если совпадают, то регистры бухгалтерского учета можно заявить как налоговые.

В связи с этим перед производственными  предприятиями встала необходимость  в организации налогового учета  и контроля правильности осуществления  расчетов по налогу па прибыль таким  образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой — минимизировать обусловленные  этим издержки.

В настоящее время перед предприятиями-налогоплательщиками  остро стоит проблема выбора между  двумя принципиально различными подходами: организации налогового учета как самостоятельной автономной системы и как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета, выступающего в качестве базовой системы. При этом ввиду того, что для бухгалтерских подразделений предприятий практически невозможно самостоятельно разработать методику организации и ведения налогового учета по причине отсутствия методологической поддержки со стороны государства, большое значение приобретает оказание аудиторскими организациями сопутствующих услуг по постановке системы налогового учета.

Учитывая то, что налоговый учет является важным инструментом всей налоговой  системы, анализ его принципов неотделим  от правовых проблем общего состоянии  налоговой системы. В связи с  этим возникла необходимость углубленного исследования теоретических и практических аспектов организации и функционирования института налогового учета как  составной части налогового менеджмента  на производственном предприятии. Несмотря на то что проблемы организации налогового учета достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, практика убедительно доказывает необходимость детального изучения их в свете ныне осуществляемой налоговой реформы.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ постановка налогового учета всецело  находится в ведении налогоплательщика. Статья 313 НК РФ определяет понятие  «налоговый учет» как систему  обобщения информации для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль  на основе данных первичных документов. При этом основной причиной введения налогового учета признают наличие  различий между правилами бухгалтерского учета и порядком формирования налоговой  базы по налогу на прибыль.

Информация о работе Виды налогового учета на предприятиях