Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа
Взимание налогов - одна из основных и древнейших функций государства, условие его существования. Не вызывает сомнения, что это одна из составляющих стабильного развития на пути к экономическому, социальному благополучию и наиболее эффективный инструмент регулирования экономических отношений.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Введение…………………………………………………………………….7
Глава 1 Организационные основы налогового учёта российских организаций. Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом Российской Федерации
1.1 Система основных положений налогового учета…………………….10
1.2 Проблемы законодательного регулирования налогового учета …….21
1.3 Состав, структура и классификация регистров налогового учета на современном этапе ………………………………………………………………..25
Глава 2 Основные схемы организации налогового учёта на предприятиях Российской Федерации.
2.1 Постановка создаваемой организации на налоговый учёт…………...28
2.2 Альтернативные варианты организации налогового учета…………..35
2.3 Взаимодействие учётной и налоговой политики организации……….41
Глава 3 Совершенствование налогообложения предприятий в Российской Федерации………………………………………………………..………………...49
Заключение………………………………………………………………….52
Список использованной литературы……………………………………....54
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Организационные основы налогового учёта российских организаций. Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом Российской Федерации
1.1 Система основных положений налогового учета…………………….10
1.2 Проблемы законодательного регулирования налогового учета …….21
1.3 Состав, структура и классификация регистров налогового учета на современном этапе ………………………………………………………………..25
Глава 2 Основные схемы организации налогового учёта на предприятиях Российской Федерации.
2.1 Постановка создаваемой организации на налоговый учёт…………...28
2.2 Альтернативные варианты организации налогового учета…………..35
2.3 Взаимодействие учётной и налоговой политики организации……….41
Глава 3 Совершенствование налогообложения
предприятий в Российской Федерации………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………....54
Введение
Взимание налогов - одна из основных и древнейших функций государства, условие его существования. Не вызывает сомнения, что это одна из составляющих стабильного развития на пути к экономическому, социальному благополучию и наиболее эффективный инструмент регулирования экономических отношений.
Законодательство о налогах
и сборах регулирует властные отношения
по установлению, введению и взиманию
налогов и сборов в РФ, а также
отношения, возникающие в процессе
осуществления налогового контроля
и привлечения к
Учет налогоплательщиков - это первый этап налоговой работы. Действительно, прежде чем собирать налоги, необходимо определить круг тех, кто должен их уплачивать.
В ходе работы по учету налогоплательщиков налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках и включают ее в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и дополняются.
Фактически процесс учета плательщиков - это непрерывный процесс, который происходит от момента постановки на учет и до снятия с учета в связи с прекращением деятельности предприятия.
Действующая с января 1999 года часть 1 Налогового Кодекса содержит множество норм, о толковании которых споры не стихают до сих пор.
В частности, много вопросов вызывают нормы, регулирующие постановку на налоговый учет.
К тому же, с 1 января 2004 года
вступил в силу Федеральный Закон
Российской Федерации «О внесении изменений
в законодательные акты Российской
Федерации в части
"О совершенствовании
процедур государственной
В данной курсовой работе предпринята
попытка разобраться в
Со вступлением в действие Главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации произошли коренные перемены в исчислении прибыли организаций для целей налогообложения, самой существенной из которых является введение самостоятельной системы налогового учёта, принципиально отличающейся от системы бухгалтерского учёта, особенно в части порядка исчисления производственных расходов.
В связи с этим перед организациями встала необходимость в создании налогового учёта и контроля правильности осуществления расчётов по налогу на прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой, – минимизировать обусловленные этим затраты. Проблемы ведения налогового учёта достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, однако практика показывает необходимость детального изучения их в сфере ныне осуществляемой налоговой реформы. В настоящее время перед налогоплательщиками стоит альтернатива выбора между двумя принципиально различными подходами: ведением налогового учета как самостоятельной системы либо как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учёта.
Целью курсовой работы явилось исследование особенностей налогового учёта российских организаций.
В связи с поставленной целью в работе были определены следующие задачи:
- рассмотреть организационные основы налогового учёта российских организаций;
- отразить основные схемы организации налогового учёта на предприятиях Российской Федерации;
- отразить взаимодействие учётной и налоговой политики организации;
- описать возможности совершенствования налогообложения предприятий в Российской Федерации.
Глава 1 Организационные основы налогового учёта российских организаций
1.1 Система основных положений налогового учета. Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом Российской Федерации
В соответствии с Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2002 года все организации обязаны определять облагаемую базу по налогу на прибыль по данным налогового, а не бухгалтерского учета. Таким образом, организации являющиеся налогоплательщиками по налогу на прибыль должны кроме бухгалтерского учета вести еще и налоговый учёт.
Определение налогового учета дано в статье 313 Налогового Кодекса. Налоговый учёт — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации. Он осуществляется в целях формирования достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. Кроме того, налоговый учет необходим при обеспечении информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога на прибыль.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации информация о налоговом учёте должна отражать порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчётном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. Организации предоставляется право самостоятельно организовывать систему налогового учёта, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета и условий хозяйственной деятельности. Налоговый учет ведётся последовательно от одного налогового периода к другому.
Организация обязана разрабатывать приказ об учётной политике организации для целей налогообложения, который утверждается соответствующим приказом руководителя.
Систему налогового учёта организации выбирают самостоятельно, порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением руководителя).
В связи с изменениями, введёнными законодательством по налогу на прибыль, осложнились задачи ведения учёта в организациях. Налоговый учёт доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль отделен от бухгалтерского учёта и становится самостоятельным направлением учёта фактов хозяйственной жизни организаций.
В настоящее время в
практической деятельности организаций
сложились три подхода к
1. Формирование данных налогового учёта на счетах бухгалтерского учёта.
2. Параллельное ведение бухгалтерского и налогового учёта.
3. Ведение учёта по правилам налогового учёта.
Первый подход основан на том, что данные налогового учёта получают на основе регистров бухгалтерского учёта и первичных документов, а также дополнительных расчетов доходов и расходов по правилам налогового учёта. Этот подход получил законное обоснование после внесения изменений в главу 25 и статью 313 Налогового Кодекса Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ.
В статье 313 записано: "В случае, если в регистрах бухгалтерского учёта содержится недостаточно информации для определения налоговой базы …налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учёта дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учёта, либо вести самостоятельные регистры налогового учёта".
Этот подход к ведению учёта менее трудоемок и более гибок в условиях постоянно меняющегося налогового законодательства.
Основная идея "встраивания"
налогового учёта внутрь бухгалтерского
учёта базируется на выявлении сходств
и различий бухгалтерского и налогового
учета подходов в группировке
объектов учета. В бухгалтерском
и налоговом учёте могут
Так курсовые разницы, штрафы, пени, неустойки,
списанная дебиторская и
Очевидно, что применение первого
подхода наиболее осуществимо сегодня,
так как не требует значительных
затрат времени и денежных средств.
При этом каждая организация-налогоплательщик
должна четко определить основные различия
в отражении операций и имущества
для целей бухгалтерского и налогового
учета и разработать способы
корректировки бухгалтерских
Применение первого подхода также может быть первоначальной стадией
Второй подход основан на параллельном ведении бухгалтерского и налогового учёта на основе первичных документов. При этом подходе отдельно формируются регистры бухгалтерского учёта и бухгалтерская отчетность по правилам бухгалтерского учёта, а также регистры налогового учёта и декларация по налогу на прибыль по правилам налогового учёта.
Вполне понятно, что осуществление
второго подхода возможно только
в системе компьютерной обработки
данных, поэтому на рынке программных
продуктов предлагаются системы
налогового учета, адаптируемые для
конкретных организаций. При внедрении
программ компьютерного учета особое
внимание следует обратить на постановку
технического задания для ведения
налогового учета. Предварительно должно
быть проведено обследование системы
бухгалтерского учета и учетной
политики предприятия. На основе понимания
сходств и различий бухгалтерского
и налогового учета и задачи оптимизации
налогообложения
Третий подход основан на ведении учёта по правилам налогового учёта, в связи с чем, возникает необходимость провести корректировку учётных данных для их соответствия правилам бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности. Применение такого подхода может повлиять на оценку аудиторов о достоверности бухгалтерской отчётности, так как согласно п.6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", достоверной и полной считается отчётность, сформированная из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учёту.
Требования к системе
Основные требования ведения налогового учёта определяют:
- объекты учёта;
- правила группировки доходов и расходов;
- порядок признания доходов и расходов, в том числе и для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств;
- методы налогового учёта;
- требования к составлению регистров налогового учёта.
Основные правила составления отчетности определяют: