Вексель в коммерческом банке

Автор: e**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических представлений о вексельных операциях, осуществляемых коммерческими банками, и определения методологической базы для оценки их эффективности и налогообложения.
Для решения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть вексельные операции и определить их специфику, роль применительно к коммерческим банкам.
2. Оценить современное состояние вексельных операций банков с целью выявления тенденций развития и текущих проблем данного вида операций.
3. Выявить особенности налогообложения вексельных операций.

Работа содержит 1 файл

вексельное н.о..docx

— 72.90 Кб (Скачать)

    в связи с полученным или неполученным доходом.

         Глава VIII. Перспективы вексельного рынка России.

    Скептики  утверждают, что вексельный рынок  в России не имеет будущего.

    Некоторая доля правды в данном суждении есть. И это связано не столько с

    существованием  реального противоречия между "изобретениями" российской

    практики  так называемыми эмиссионными векселями ("энергетическими",

    "приватизационными", "бездокументарными") и деловым оборотом

    цивилизованного рынка классических векселей, сколько с реальной угрозой

    "прихлопнуть"  его законодательным путем.

    Государство уже предпринимало в 1991-1994 гг. усилия по перестройке

    законодательства  и системы государственного регулирования и надзора за

    вексельным  рынком. Делались попытки в приказном порядке организовать

    вексельное  обращение в стране. Как показали последующие события, эти усилия

    во  многом оказались тщетными, и возрождающаяся практика вексельного оборота

    их  постоянно сводила на нет.

    Последняя попытка подвести законодательную  базу под "правила игры" на вексельном

    рынке связана с принятием Госдумой РФ 21 февраля 1997 г. федерального закона

    "О  Переводном и Простом  векселе" и подписанием его Президентом РФ 11 марта.

    Существующие  противоречия в развитии вексельного рынка обусловлены многими

    причинами: объективными и субъективными; внешними и внутренними; носящими

    как макро-, так и микроэкономический характер. Рассмотрим одно из

    противоречий. Так, с одной стороны, российское вексельное законодательство,

    основанное на Женевских вексельных конвенциях, подчинено нормам

    международного права, нормам достаточно жестким и рассчитанным на развитость

    обычаев вексельного делового оборота. С  другой стороны, в современной России

    практически полностью отсутствуют соответствующие  обычаи, и только начала

    возрождаться  практика вексельного оборота. Какими же путями возможно

    разрешение  этого противоречия? В настоящее  время существуют три пути решения

    этой  проблемы.

         Первый путь — наиболее простой и логичный. Суть его состоит в том, что

    Женевские конвенции устарели и должны быть заменены в России нормативными

    актами, которые бы детализировали в будущем правовое регулирование

    вексельного обращения (в сфере применения векселей, в контролирующих органах,

    в процедуре совершения протеста и  др.). Вслед за денонсацией международных

    договоров началось бы формирование практики и обычаев вексельного оборота,

    включая "вексельный всеобуч", и наконец — законодательное закрепление этих

    обычаев и выбор системы вексельного права (англо-американская,

    континентальная или собственная), к которой стоило бы присоединиться в

    последующем. С точки зрения логики, это наиболее простой путь. Сначала

    формируются обычаи делового оборота, нарабатывается практика, все это

    учитывается в нормативных документах, в вексельном законодательстве.

    Однако  этим путем вряд ли можно воспользоваться для разрешения сложившегося

    противоречия, на что есть веские причины: во-первых, отсутствие вексельного

    права на рынке будет моментально заполнено другими видами — гражданским,

    торговым, финансовым правом: во-вторых, длительное отсутствие вексельной

    нормативной базы (понадобятся десятилетия для создания обычаев делового

    оборота) приведет к значительному росту  злоупотреблений на вексельном рынке;

    в-третьих, мы вступим в противоречие с международным торговым правом (в

    конце 1996г. Россия получила "режим наибольшего благоприятствования" в

    торговле, ратифицировав “Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с

    Европейским Союзом”, а также подала заявку на вступление во Всемирную

    торговую организацию).

         Второй путь — традиционный, именно по нему сейчас и развивается

    российский  вексельный рынок. Действующее вексельное законодательство остается

    в силе с 1937 г. Со временем происходит постепенная  регламентация

    неурегулированных проблем вексельного оборота ведомственными нормативными

    актами  — инструкциями, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ,

    Минфина РФ, Банка России, ФКЦБ России — которые  основываются на обобщениях

    практического опыта формирующегося вексельного  оборота в стране.

    Данный  путь не в полной мере отвечает потребностям и возможностям российской

    экономики. Это связано с тем, что, во-первых, соответствие российского

    вексельного законодательства нормам Женевских  конвенций само по себе еще не

    является  гарантией успешного правового  регулирования вексельного обращения.

    Необходимо  отметить, что Положение о переводном и простом векселе,

    утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР N 104/1341 от 7 августа 1937 г

    ., практически не является дословным  воспроизведением текста Единообразного

    вексельного закона с языка оригинала на русский и требует в дальнейшем

    подготовки новой редакции его перевода.

    Во-вторых, выход в свет многочисленных противоречивых подзаконных актов  уже

    породил определенные "напряжения" в вексельном обороте.

    В-третьих, развитие вексельного рынка, пущенное "на самотек" без жестких

    регуляторов, привело к заполнению рынка "дружескими", "бронзовыми" и

    фальшивыми  векселями, большинство из которых, по сути, стали криминальными

    денежными суррогатами или приняли вид "секъюритизированных" неплатежей.

    Действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по

    выпуску векселей, что позволяет государству, субъектам РФ и муниципальным

    образованиям  размещать векселя в неограниченном количестве. Зачастую такая

    неурегулированность приводит к тому, что местная администрация выпускает

    векселей  на сумму, превосходящую доходную часть своего бюджета, превращая

    "классический" вексель в эмиссионную ценную бумагу.

         Третий путь представляется оптимальным и состоит из подготовки и

    проведения  в стране вексельной реформы, то есть комплекса мор по созданию

    правовой, организационной, технологической, региональной и информационной

    инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота в России. Целью реформы

    должны  стать, с одной стороны, усиление защиты интересов векселедержателей, с

    другой, повышение ответственности всех обязанных по векселю лиц.

    Реформа должна опираться на разработанную  Концепцию развития вексельного  рынка,

    увязанную с Концепцией развития рынка ценных бумаг в РФ (Указ Президента РФ

    №1008 от 01.07.1996), а также учитывать как внешние факторы (переключение

    денежных  потоков в реальный сектор, проведение налоговой реформы,

    реструктуризацию  предприятий, коммунальную и военную  реформы в стране), так и

    внутренние  факторы (рост объемов выпуска векселей и повышение доли

    корпоративных векселей, резкое увеличение необеспеченных "дружеских",

    "бронзовых"  и фальшивых векселей, усложнение  самого вексельного рынка,

    особенности бухучета и налогообложения операций с векселями).

    Хотя  уже сейчас можно назвать основные принципы проведения вексельной

    реформы, лучше ограничиться только принципами, на которых должна строиться

    система российского вексельного законодательства.

         Первый сохранение вексельного законодательства на основе

    Женевских конвенций (возможно, с применением ряда оговорок).

         Второй самодостаточность вексельного законодательства.

         Третий построение вексельного законодательства в

    основном на системе диспозитивных норм, а императивные нормы должны

    регулировать  только минимум вексельных отношений, без которых невозможно

    избежать  злоупотреблений.

         Четвертый — нормы вексельного законодательства должны быть жестко

    привязаны к налоговому и валютному законодательству, а также регулировать

    вопросы, отсутствующие в регламенте вексельного права.

         Пятый вексельное законодательство должно адекватно

    отражать  формирующиеся обычаи делового оборота, иначе получится система

    неработающих  норм, которую все знают, но не выполняют. Реформа должна в первую

    очередь включать:

    - внесение изменений в Гражданский  кодекс РФ и Закон РФ "О  банкротстве

    (несостоятельности)  предприятий" о порядке удовлетворения  требований

    кредиторов  и выделении требований кредиторов по векселям в отдельную

    очередь;

    - приведение в соответствии с  ЕВЗ сроков совершения протеста и определение

    на  законодательном уровне процедуры совершения протеста;

    - внесение изменений в Арбитражный  процессуальный кодекс о введении

    ускоренной  процедуры рассмотрения исков по векселям;

Информация о работе Вексель в коммерческом банке