Автор: e**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 16:33, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических представлений о вексельных операциях, осуществляемых коммерческими банками, и определения методологической базы для оценки их эффективности и налогообложения.
Для решения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть вексельные операции и определить их специфику, роль применительно к коммерческим банкам.
2. Оценить современное состояние вексельных операций банков с целью выявления тенденций развития и текущих проблем данного вида операций.
3. Выявить особенности налогообложения вексельных операций.
в связи с полученным или неполученным доходом.
Глава VIII. Перспективы вексельного рынка России.
Скептики утверждают, что вексельный рынок в России не имеет будущего.
Некоторая доля правды в данном суждении есть. И это связано не столько с
существованием реального противоречия между "изобретениями" российской
практики так называемыми эмиссионными векселями ("энергетическими",
"приватизационными", "бездокументарными") и деловым оборотом
цивилизованного рынка классических векселей, сколько с реальной угрозой
"прихлопнуть" его законодательным путем.
Государство уже предпринимало в 1991-1994 гг. усилия по перестройке
законодательства и системы государственного регулирования и надзора за
вексельным рынком. Делались попытки в приказном порядке организовать
вексельное обращение в стране. Как показали последующие события, эти усилия
во многом оказались тщетными, и возрождающаяся практика вексельного оборота
их постоянно сводила на нет.
Последняя попытка подвести законодательную базу под "правила игры" на вексельном
рынке связана с принятием Госдумой РФ 21 февраля 1997 г. федерального закона
"О Переводном и Простом векселе" и подписанием его Президентом РФ 11 марта.
Существующие противоречия в развитии вексельного рынка обусловлены многими
причинами: объективными и субъективными; внешними и внутренними; носящими
как макро-, так и микроэкономический характер. Рассмотрим одно из
противоречий. Так, с одной стороны, российское вексельное законодательство,
основанное на Женевских вексельных конвенциях, подчинено нормам
международного права, нормам достаточно жестким и рассчитанным на развитость
обычаев вексельного делового оборота. С другой стороны, в современной России
практически
полностью отсутствуют
возрождаться практика вексельного оборота. Какими же путями возможно
разрешение этого противоречия? В настоящее время существуют три пути решения
этой проблемы.
Первый путь — наиболее простой и логичный. Суть его состоит в том, что
Женевские конвенции устарели и должны быть заменены в России нормативными
актами, которые бы детализировали в будущем правовое регулирование
вексельного обращения (в сфере применения векселей, в контролирующих органах,
в процедуре совершения протеста и др.). Вслед за денонсацией международных
договоров началось бы формирование практики и обычаев вексельного оборота,
включая "вексельный всеобуч", и наконец — законодательное закрепление этих
обычаев и выбор системы вексельного права (англо-американская,
континентальная или собственная), к которой стоило бы присоединиться в
последующем. С точки зрения логики, это наиболее простой путь. Сначала
формируются обычаи делового оборота, нарабатывается практика, все это
учитывается в нормативных документах, в вексельном законодательстве.
Однако этим путем вряд ли можно воспользоваться для разрешения сложившегося
противоречия, на что есть веские причины: во-первых, отсутствие вексельного
права на рынке будет моментально заполнено другими видами — гражданским,
торговым, финансовым правом: во-вторых, длительное отсутствие вексельной
нормативной базы (понадобятся десятилетия для создания обычаев делового
оборота) приведет к значительному росту злоупотреблений на вексельном рынке;
в-третьих, мы вступим в противоречие с международным торговым правом (в
конце 1996г. Россия получила "режим наибольшего благоприятствования" в
торговле, ратифицировав “Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с
Европейским Союзом”, а также подала заявку на вступление во Всемирную
торговую организацию).
Второй путь — традиционный, именно по нему сейчас и развивается
российский вексельный рынок. Действующее вексельное законодательство остается
в силе с 1937 г. Со временем происходит постепенная регламентация
неурегулированных проблем вексельного оборота ведомственными нормативными
актами — инструкциями, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ,
Минфина РФ, Банка России, ФКЦБ России — которые основываются на обобщениях
практического опыта формирующегося вексельного оборота в стране.
Данный путь не в полной мере отвечает потребностям и возможностям российской
экономики. Это связано с тем, что, во-первых, соответствие российского
вексельного законодательства нормам Женевских конвенций само по себе еще не
является гарантией успешного правового регулирования вексельного обращения.
Необходимо отметить, что Положение о переводном и простом векселе,
утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР N 104/1341 от 7 августа 1937 г
.,
практически не является
вексельного закона с языка оригинала на русский и требует в дальнейшем
подготовки новой редакции его перевода.
Во-вторых, выход в свет многочисленных противоречивых подзаконных актов уже
породил определенные "напряжения" в вексельном обороте.
В-третьих, развитие вексельного рынка, пущенное "на самотек" без жестких
регуляторов, привело к заполнению рынка "дружескими", "бронзовыми" и
фальшивыми векселями, большинство из которых, по сути, стали криминальными
денежными суррогатами или приняли вид "секъюритизированных" неплатежей.
Действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по
выпуску векселей, что позволяет государству, субъектам РФ и муниципальным
образованиям
размещать векселя в
неурегулированность приводит к тому, что местная администрация выпускает
векселей на сумму, превосходящую доходную часть своего бюджета, превращая
"классический" вексель в эмиссионную ценную бумагу.
Третий путь представляется оптимальным и состоит из подготовки и
проведения в стране вексельной реформы, то есть комплекса мор по созданию
правовой, организационной, технологической, региональной и информационной
инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота в России. Целью реформы
должны стать, с одной стороны, усиление защиты интересов векселедержателей, с
другой, повышение ответственности всех обязанных по векселю лиц.
Реформа должна опираться на разработанную Концепцию развития вексельного рынка,
увязанную с Концепцией развития рынка ценных бумаг в РФ (Указ Президента РФ
№1008 от 01.07.1996), а также учитывать как внешние факторы (переключение
денежных потоков в реальный сектор, проведение налоговой реформы,
реструктуризацию предприятий, коммунальную и военную реформы в стране), так и
внутренние факторы (рост объемов выпуска векселей и повышение доли
корпоративных векселей, резкое увеличение необеспеченных "дружеских",
"бронзовых" и фальшивых векселей, усложнение самого вексельного рынка,
особенности бухучета и налогообложения операций с векселями).
Хотя уже сейчас можно назвать основные принципы проведения вексельной
реформы, лучше ограничиться только принципами, на которых должна строиться
система
российского вексельного
Первый — сохранение вексельного законодательства на основе
Женевских конвенций (возможно, с применением ряда оговорок).
Второй — самодостаточность вексельного законодательства.
Третий — построение вексельного законодательства в
основном на системе диспозитивных норм, а императивные нормы должны
регулировать только минимум вексельных отношений, без которых невозможно
избежать злоупотреблений.
Четвертый — нормы вексельного законодательства должны быть жестко
привязаны к налоговому и валютному законодательству, а также регулировать
вопросы, отсутствующие в регламенте вексельного права.
Пятый — вексельное законодательство должно адекватно
отражать формирующиеся обычаи делового оборота, иначе получится система
неработающих норм, которую все знают, но не выполняют. Реформа должна в первую
очередь включать:
-
внесение изменений в
(несостоятельности)
предприятий" о порядке
кредиторов и выделении требований кредиторов по векселям в отдельную
очередь;
- приведение в соответствии с ЕВЗ сроков совершения протеста и определение
на законодательном уровне процедуры совершения протеста;
-
внесение изменений в
ускоренной процедуры рассмотрения исков по векселям;