Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов валютного курса и особенностей курсовой политики Республики Беларусь в современных условиях.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
изучение сущности валютного курса;
исследование классификации валютного курса;
определение факторов, влияющих на величину валютного курса
Введение
. Валютный курс в системе экономических отношений
Понятие и сущность валютного курса
Факторы, определяющие величину валютного курса
Классификация валютных курсов
Инструменты регулирования валютного курса
. Исследование динамики изменения курса белорусского рубля к валютам других государств
. Основные направления и принятые меры по совершенствованию валютного регулирования
Заключение
Список использованных источников
В целях снижения инфляционного и девальвационного давления, поддержания стабильности обменного курса белорусского рубля, стимулирования привлечения вкладов физических и юридических лиц в банки Национальный банк в январе 2009 г. повысил на 2 процентных пункта ставку рефинансирования (до 14% годовых). С учетом замедления инфляции, в целях повышения доступности кредитов субъектам экономики с 1 декабря 2009 г. ставка рефинансирования снижена на 0,5 процентного пункта – до 13,5% годовых. Практически ставка рефинансирования весь год была на уровне 14%, что значительно выше, чем в предыдущем году [20]
Существенную роль в обеспечении стабильности национальной валюты сыграло увеличение государственных золотовалютных резервов, которое ожидается уже в январе 2009 г. за счет поступления первой части кредита Международного валютного фонда в размере более 800 млн. долларов США. Общий объем этого кредита составляет 2,5 млрд. долларов США.
В I квартале 2009 года кредитная политика была направлена на максимально допустимое удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в кредитных ресурсах. Так, за январь–март банковская система оказала поддержку предприятиям и населению (с учетом финансового лизинга) в объеме 15,7 трлн. рублей в рублевом эквиваленте. Это на 1,9 трлн. рублей, или 13,9 процента, больше, чем за соответствующий период прошлого года. При этом наибольшие темпы прироста наблюдались по долгосрочным кредитам. Активная кредитная деятельность банков существенно амортизировала для отечественных предприятий внешние шоки, вызванные глобальным финансовым кризисом, и содействовала выполнению задач социально-экономического развития страны. При этом разница между стоимостью привлечения средств физических лиц в депозиты и стоимостью предоставленных кредитов физическим лицам в национальной валюте резко сократилась, что отражает стремление банков к поддержанию спроса на кредиты. Так, в марте она была равна 1,6 процентного пункта и по сравнению с декабрем 2008 г. уменьшилась на 2,8 процентного пункта.
В целях снижения спроса
на иностранную валюту и роста
привлекательности рублевых вкладов
были повышены ставки по депозитам, предоставляемым
белорусскими банками. Так, средняя
процентная ставка по вновь привлеченным
срочным депозитам в
В связи с высокой взаимной неустойчивостью мировых валют, Национальный банк пришел к выводу о целесообразности изменения границ допустимых колебаний курса белорусского рубля по отношению к корзине валют с +/-5 до +/- 10 процентов. Таким образом эти границы составили от 864 до 1056 рублей, или расширены на 48 рублей в обе стороны. Соответствующее решение Правления Национального банка принято 22 июня 2009 г.
Несмотря на возросший спрос на иностранную валюту со стороны субъектов хозяйствования и населения, золотовалютные резервы Республики Беларусь в национальном определении увеличились с начала года на 215,2 миллиона долларов США, или на 5,9 процентов, и по состоянию на 10.07.2009 составили 3877,4 миллиона долларов США.
В определении Специального стандарта распространения данных Международного Валютного Фонда (ССРД МВФ) резервы возросли на 380,8 миллиона долларов США, или на 12,4 процента, и составили 3441,9 миллиона долларов США.
Текущий размер золотовалютных резервов Республики Беларусь позволил Национальному банку обеспечить стабильность динамики курса национальной валюты в пределах, установленных Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год.
Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 14 июля 2009 г. № 105 "О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата от 30 декабря 2003 г. № 226" Национальный банк принял решение о приостановлении выдачи физическим лицам, за исключением индивидуальных предпринимателей, кредитов в иностранной валюте до 1 января 2011 г.
За 2009 год рублевые и инвалютные вклады населения в белорусских банках увеличились почти на 4,9 триллиона Br, или на 36,9 %, и на начало января 2010 г. достигли 18,15 триллиона Br. Депозиты в национальной валюте составили более 8 триллионов Br, а в иностранной – свыше 3,5 миллиарда долларов США. Это свидетельствует о росте доверия населения к национальной валюте и банковской системе в целом, а также к проводимой Национальным банком процентной политике.
Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год предусматривался прирост депозитов физических лиц в размере 4,2–5,2 триллиона Br.
Международные резервные активы (золотовалютные резервы) Беларуси, рассчитанные по стандартам МВФ, увеличились в декабре на 1 млрд. 53,1 млн. долларов (22,9%) до 5 млрд. 644,9 млн. долларов на 1 января 2010 года. Такой рост стал возможен благодаря валютным поступлениям в страну на сумму около 1,5 млрд. долларов, которые были зачислены в состав золотовалютных резервов. В частности, в декабре Беларусь получила транш кредита МВФ на сумму 688 млн. долларов, а также заем Всемирного банка на 200 млн. долларов.
В целом благодаря внешним займам и кредитам Нацбанку удалось за 2009 год нарастить золотовалютные резервы на 2 млрд. 583,8 млн. долларов (84,4%) — с 3 млрд. 61,1 млн. долларов на 1 января 2009 года.
При этом стоит учитывать, что за весь 2009 год заимствования правительства и Нацбанка Беларуси на внешних рынках, а также другие поступления, которые были зачислены в состав золотовалютных резервов, составили более 5,5 млрд. долларов.
Исполнительный совет Международного валютного фонда 12 января 2009 г. одобрил программу "стэнд-бай" для Республики Беларусь в объеме около 3,46 миллиарда долларов США сроком на 15 месяцев. Беларусь обратилась за получением кредита данной международной финансовой организации в октябре 2008 года в целях увеличения государственных золотовалютных резервов и создания "подушки безопасности", необходимой для стабильной работы экономики в условиях мирового финансового кризиса. Оценивая результаты реализации программы стэнд-бай, необходимо отметить, что она сыграла одну из ключевых ролей в стабилизации экономики Беларуси в 2009 – начале 2010 года, позволила поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить большую устойчивость финансовой системы, поддержать уверенность инвесторов и домашних хозяйств. [21]
Главной задачей валютного
регулирования и валютного
В соответствии с Основными направлениями границы коридора колебаний стоимости корзины иностранных валют в 2010 году были установлены на уровне ±10 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 года.
Для обеспечения стабильности
белорусского рубля, ограничения инфляционных
процессов в экономике
Национальный банк осуществил постепенное снижение ставки рефинансирования с 13,5 процента годовых на начало 2010 года до 10,5 процента годовых на 1 января 2011 г. В среднем за 2010 г. указанная ставка составила 11,8 процента годовых против 13,9 процента годовых в 2009 году. В реальном выражении она сложилась на положительном уровне 1,7 процента годовых, что на 1,7 процентного пункта ниже уровня 2009 года. [22]
В марте 2009 г. между Национальным банком Республики Беларусь и Народным банком Китая было заключено Соглашение о проведении валютной сделки СВОП для содействия двусторонней торговли и инвестициям в целях экономического развития двух стран. В ноябре 2010 г. Национальным банком Республики Беларусь получены и зачислены на его счет в Народном банке Китая 6 млрд. юаней, что эквивалентно 900 млн. долларов США. Это оказало положительное влияние на объем международных резервных активов Республики Беларусь в национальном определении.
Объем золотовалютных резервов Республики в национальном определении на 1 декабря 2010 г. достиг максимального исторического значения – 6 807,9 млн. долларов США в эквиваленте. В ноябре в состав золотовалютных резервов в национальном определении были включены средства в китайских юанях, полученные в рамках реализации Соглашения о проведении валютной сделки СВОП между Национальным банком Республики Беларусь и Народным банком Китая.
Международные резервные
активы в определении Специального
стандарта распространения
Сохранение положительной
динамики золотовалютных резервов позволяет
Национальному банку
В 2011 году в сфере валютного
регулирования и валютного
В связи с улучшением ситуации
в экономике и снижением
В целях сохранения и увеличения золотовалютных резервов, а также создания условий для стимулирования экспортной деятельности предприятий с начала 2011 года Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь предпринят ряд последовательных регулирующих мер временного характера.
Так, 25 февраля 2011 г. принято решение, ограничивающее приобретение импортного оборудования за счет покупаемой валюты.
14 марта 2011 г. – о
введении 30-дневного срока
21 марта 2011 г. – о
прекращении подкрепления
22 марта 2011 г. – о
том, что резервирование
В то же время, в целях дальнейшего развития внешнеторговых отношений государств Таможенного союза и создания равных условий для субъектов хозяйствования трех стран по развитию их экспортного потенциала, Национальный банк с 16 марта 2011 г. разрешил белорусским импортерам свободное проведение авансовых платежей по внешнеторговым договорам в пользу предприятий Российской Федерации и Республики Казахстан, а с 30 марта 2011 г. – свободное проведение платежей в белорусских рублях, российских рублях и тенге за приобретаемое импортное оборудование у резидентов Российской Федерации и Республики Казахстан.
Кроме того, для расширения возможностей банков по удовлетворению спроса предприятий на иностранную валюту, усиления заинтересованности экспортеров в реализации на внебиржевом валютном рынке своей валютной выручки, остающейся после обязательной продажи, Национальный банк 29 марта 2011 г. рекомендовал банкам сделки покупки и продажи иностранной валюты между банками и субъектами хозяйствования совершать по курсу, отклоняющемуся от официального курса не более чем на 10 процентов.
В январе-марте 2011 года были предприняты следующие меры в области денежно-кредитной политики:
повышены на 1,5 процентного
пункта ставка рефинансирования Национального
банка (до 12 процентов годовых), на 2
процентных пункта процентные ставки
по постоянно доступным
увеличен норматив обязательных резервов от привлеченных средств юридических лиц в национальной валюте и привлеченных средств в иностранной валюте с 6 до 9 процентов;
снижен курс белорусского рубля к корзине иностранных валют, состоящей из доллара США, евро и российского рубля, с начала года на 6,17 процента.
В начале марта 2011 г. экономика республики столкнулась с резким увеличением спроса на иностранную валюту со стороны населения и субъектов хозяйствования, спровоцированным опасениями относительно возможной разовой девальвации национальной валюты.
В связи с этим Национальным банком Республики Беларусь был предпринят ряд оперативных мер, направленных на стабилизацию ситуации и предотвращение развития негативных тенденций на внутреннем валютном рынке, в том числе спекулятивного давления на курс белорусского рубля.
Так, с 1 апреля на Белорусской валютно-фондовой бирже был введен временный порядок покупки иностранной валюты, в соответствии с которым в приоритетном порядке удовлетворялись заявки предприятий и банков на оплату импортных контрактов на покупку медикаментов, природного газа, погашение кредитов в иностранной валюте и для иных целей.
Информация о работе Валютный курс в системе экономических отношений