Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 22:38, курсовая работа
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.
Введение…………………………………………………………………….3
Рыночная экономика: сущность, особенности, достоинства и недостатки……………………………………………………………….5
Роль государства в формировании рыночных структур в странах с трансформационной экономикой…………………………………….16
Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству в Республике Беларусь…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………..47
Список использованных источников……………………………………50
В
1996-2004гг. прирост ВВП в Беларуси
составил 77,4%. Экономическому росту
способствовали увеличение производительности
труда, повышение эффективности
потребления энергии и
Положительно
повлияли на ситуацию в белорусской
экономике жесткая денежно-
В качестве рекомендаций в сфере дальнейшего реформирования экономики Беларуси можно привести некоторые положения Странового экономического меморандума Всемирного Банка "Беларусь: окно возможностей для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста", представленном правительству и общественности Беларуси в 2005 году.
Так, специалисты ВБ рекомендуют белорусскому правительству "решить проблему инвестиционного имиджа страны" и все-таки привлекать иностранные прямые инвестиции (из доля к настоящему времени менее 3%), поскольку внутренних сбережений для модернизации существующей промышленности недостаточно (эксперты отмечают чрезвычайно низкий уровень рентабельности белорусской экономики). Белорусской экономике нужны новые предприятия - современные, гибкие и мобильные, - полагают эксперты ВБ. Их появлению могло бы способствовать снижение расходов на их создание (особенно велики скрытые издержки, связанные с длительными административными процедурами) и разгосударствление госсобственности.
Структурные реформы (реформа госуправления, законодательная и судебная, реформирование системы социальной помощи и социального страхования, инфраструктуры) - важнейшая составляющая стратегии устойчивого роста, считают специалисты указанной международной организации. Несомненно, что на их начальном этапе страна понесет некоторые издержки, но в долгосрочной перспективе они дадут несомненный эффект [2].
В
заключение вопроса отметим, что
избранная Беларусью модель экономического
развития, а также достигнутые
к настоящему времени результаты
оцениваются отечественными и зарубежными
экспертами и аналитиками в большей
части положительно. Беларуси удалось
смягчить негативные последствия системного
кризиса для экономического развития
государства, избежать существенного
расслоения общества по уровню доходов.
Страна обладает весомым экономическим
потенциалом и благоприятными стартовыми
условиями для более динамичного реформирования
экономики и проведения структурной перестройки
на основе достижений научно-технического
прогресса. Именно в инновационном развитии
экономики, наращивании объемов экспорта
высоких технологий ее будущее.
Заключение
В настоящей работе мы показали сущность и основные черты рыночной экономики, ее основные модели, раскрыли понятие транзитологии и трансформационных экономик, определили роль государства в переходных экономиках.
Было показано, как формируются и как развивается рыночная экономика в Беларуси, проблемы перехода к ней, ее национальные особенности.
Исходя
из мировой социально-
Стратегическая
цель развития Беларуси — формирование
открытой экономики рыночного типа,
по вертикали и горизонтали
Достижение стратегической цели лежит в плоскости следующих тактических задач, которые предполагают:
Трансформацию
отношений собственности и
Отказ от гетеродоксального шока, предполагающего замораживание цен и заработной платы, ибо данная политика может сработать (и то далеко не всегда) в экономической системе с более или менее развитыми рыночными структурами. Необходимо проведение либерализации цен в большинстве секторов экономики при одновременном проведении приватизации государственных предприятий и создании стимулов для развития малого и среднего бизнеса. Это позволит выравнить структуру и заложит основы рационального размещения ресурсов в соответствии со спросом, а затем приступить к государственному регулированию цен, которое должно сводиться в основном к следующему:
- регулированию цен на продукцию предприятий, являющихся монополистами;
- регулированию цен на предприятиях, являющихся элементами индустриальной системы, которые в состоянии конкурировать на мировых рынках;
- регулированию цен там, где рынок не срабатывает;
- регулированию цен на социально значимые товары.
Весь вопрос е том, как, какими методами, с помощью каких механизмов будет осуществляться это регулирование.
Достижение
макроэкономической стабилизации на основе
продолжения реформы бюджетно-
Создание действенной системы социальной поддержки населения, которая предполагает организацию подготовки и переподготовки кадров (прежде всего для системы малого бизнеса). В целом она должна быть направлена на приспособление населения, страдающего от реструктурирования экономики, по принципу Разрешены все виды деятельности, которые не запрещены законом.
Решение
каждой из пяти вышеуказанных задач
должно представлять собой пять взаимоувязанных
между собой программ, и ни одну
из составляющих выбросить нельзя.
Весь вопрос в том, что по каждой
из программ можно предложить различные
инструменты осуществления, различные
сроки и попытаться учесть в той
или иной мере факторы, затрудняющие
проведение реформ. И прежде всего должен
быть учтен антирыночный менталитет большого
числа граждан Беларуси, сложившийся за
более чем 70-летний период функционирования
административно-командной системы и
усиленный просчетами, непоследовательностью
в проведении рыночных реформ 90-х годов,
приведших к дискредитации идеи экономики
рыночного типа.