Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 22:38, курсовая работа
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.
Введение…………………………………………………………………….3
Рыночная экономика: сущность, особенности, достоинства и недостатки……………………………………………………………….5
Роль государства в формировании рыночных структур в странах с трансформационной экономикой…………………………………….16
Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству в Республике Беларусь…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………..47
Список использованных источников……………………………………50
-
создание необходимых
-
опережающее развитие
-
стимулирование процесса
-
развитие и государственная
-
повышение эффективности
-
разработка и реализация
Таким образом, в отличие от большинства республик бывшего СССР, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности.
В
последние годы многое сделано на
пути формирования рыночной системы
хозяйствования. Однако следует отметить,
что некоторые преобразования замедлились
в связи с недостаточно благоприятной
правовой и экономической средой
для развития бизнеса; слабой государственной
поддержкой предпринимательской
Главная цель нынешнего этапа переходного периода в Республике Беларусь — повышение уровня и качества жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. Для этого определена и последовательно осуществляется система мер правового, организационного, экономического, научно-технического и социального характера.
Важнейшими направлениями реформирования и развития экономики являются институциональные преобразования, рациональное сочетание различных форм собственности, создание рыночной инфраструктуры, структурная перестройка экономики, повышение ее научно-технического потенциала.
Институциональные преобразования предусматривают:
-
дальнейшее проведение
-
осуществление земельной
-
создание рынка земли и
-
продолжение формирования
-
поддержку предпринимательства,
- развитие рыночной инфраструктуры;
-
совершенствование системы
Разгосударствление и приватизация объектов, находящихся в государственной (республиканской и коммунальной) собственности — важнейшая задача переходного периода.
В
Республике Беларусь главная цель приватизации
заключается не в перераспределении
собственности, а в повышении
эффективности производства и создании
конкурентной среды, активизации инвестиционной
и инновационной деятельности, включая
привлечение иностранных
Формирование современной рыночной экономики требует создания конкурентных рынков земли и недвижимости. В этих целях необходимо:
-
в законодательном порядке
-
предоставить право
-
распространить право частной
собственности на землю для
иностранных юридических и
-
организовать продажу
В целях избежания стихийности на начальном этапе осуществления реформы в области недвижимости государство, передавая собственнику права владения и пользования, оставляет за собой часть распорядительных прав, в первую очередь обеспечение охраны земель, планирование их использования и застройки, соответствующий контроль и т.д.
При
переходе к рыночной экономике актуальное
значение имеет развитие различных
форм свободного предпринимательства,
создание материальных и нормативно-правовых
основ предпринимательской
Важнейшее направление институциональных преобразований — формирование наряду с базовыми рыночными институтами (собственники средств производства, коммерческие структуры, включая предпринимателей и малый бизнес) развитой рыночной среды, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов хозяйствования, функционирование основных рынков в условиях конкуренции и антимонопольного регулирования.
Развитие предпринимательства, либерализация цен и внешней торговли создали определенные предпосылки для развития конкуренции. Однако реализация этих предпосылок не всегда ведет к заметным сдвигам в формировании конкурентной среды в силу ряда противодействующих тенденций.
К их числу относится стремление многих хозяйствующих субъектов, органов управления к сохранению монополизма. В связи с этим стратегическое направление деятельности в области антимонопольной политики - это формирование полноценной конкурентной среды, ориентированной прежде всего на качественные стороны функционирования экономики.
Структурная
перестройка экономики в
В
любом случае в государственной
собственности останутся
В связи с этим жизненно важная проблема — обеспечение эффективного функционирования государственных предприятий.
Оно включает такие ключевые направления, как:
-
реформирование
-
перестройка внутренней
-
технологическое обновление
Стабилизация и последующий экономический рост в реальном секторе экономики могут быть достигнуты в результате реализации следующих мер:
-
финансового оздоровления (санации)
и реструктуризации отношений
собственности и управления
-
государственной поддержки
-
создания благоприятного
-
ориентации финансовой
- обеспечения государственной и трудовой дисциплины;
-
совершенствования
Одной их главных особенностей при переходе к рыночной экономике Республики Беларусь является совершенствование системы государственного регулирования и управления.
В период, когда отсутствует рыночная саморегуляция и еще не полностью преодолен кризис, на государство ложится огромная ответственность, и было бы недопустимым уменьшать его роль в экономике, особенно на этапе выхода из кризиса и стабилизации.
Не снижается роль государства и при переходе к рынку. Это касается финансирования государственных расходов, лицензирования хозяйственной деятельности и реализации государственной монополии на ее отдельные виды, осуществления государственными органами или их уполномоченными агентами хозяйственных и финансовых операций, акционирования и приватизации, управления государственным имуществом и предприятиями, пакеты акций которых находятся в государственной собственности, санации неплатежеспособных предприятий. Кроме того, государство возлагает на себя обязанность по предоставлению отечественным и иностранным налогоплательщикам индивидуальных налоговых, таможенных и иных льгот, распределению государственных субсидий, дотаций, заказов, экспортных квот и предоставлению прав пользования природными ресурсами, по принятию решений о регулировании деятельности предприятий монополистов, борьбе с преступными группировками в экономике и т.п.
Для
совершенствования системы
Создавая
условия для рыночной экономики,
государство в своей социально-