Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Рыночная экономика: сущность, особенности, достоинства и недостатки……………………………………………………………….5
Роль государства в формировании рыночных структур в странах с трансформационной экономикой…………………………………….16
Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству в Республике Беларусь…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………..47

Список использованных источников……………………………………50

Работа содержит 1 файл

новая.docx

— 86.46 Кб (Скачать)

    - создание необходимых нормативных  и правовых, финансовых и других  макроэкономических условий для  структурных преобразований, привлечения  прямых иностранных инвестиций  и кредитов;

    - опережающее развитие наукоемких  высокотехнологичных экспортоориентированных  и импортозамещающих отраслей  и производств, а также сферы  услуг;

    - стимулирование процесса реформирования  реального сектора экономики,  повышения его эффективности  на основе совершенствования  бюджетно-налоговой, денежно-кредитной  и ценовой политики, образования  межгосударственных, межотраслевых,  отраслевых и региональных корпоративных  структур в форме финансово-промышленных  и иных хозяйственных групп;

    - развитие и государственная поддержка  малого предпринимательства;

    - повышение эффективности деятельности  естественных монополий, формирование  конкурентной среды в немонопольных  сегментах экономики;

    - разработка и реализация социальных  программ и программ совершенствования  производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого  потенциала и приоритетных отраслей  и производств [19].

    Таким образом, в отличие от большинства  республик бывшего СССР, выбравших  «шоковый» вариант перехода к  рыночной системе хозяйствования в  соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. После первоначального  переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего  продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при  этом некоторые характеристики плановой экономики. Вместе с тем рост экономических  показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский  рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему  социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. В системе  рыночных преобразований одно из центральных  мест заняла трансформация отношений  собственности.

    В последние годы многое сделано на пути формирования рыночной системы  хозяйствования. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились  в связи с недостаточно благоприятной  правовой и экономической средой для развития бизнеса; слабой государственной  поддержкой предпринимательской деятельности; низким уровнем инвестиционной привлекательности  для зарубежных инвестиций; отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест и др. Для стимулирования и нормативного обеспечения процесса переходы к рыночной экономике приняты Концепция и Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, Национальная программа развития экспорта на 2006—2010 годы, Программа импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другие программные документы [приложение 1].

     Главная цель нынешнего этапа переходного  периода в Республике Беларусь —  повышение уровня и качества жизни  народа на основе роста эффективности  реального сектора экономики. Для  этого определена и последовательно  осуществляется система мер правового, организационного, экономического, научно-технического и социального характера.

     Важнейшими  направлениями реформирования и  развития экономики являются институциональные  преобразования, рациональное сочетание  различных форм собственности, создание рыночной инфраструктуры, структурная  перестройка экономики, повышение  ее научно-технического потенциала.

     Институциональные преобразования предусматривают:

     - дальнейшее проведение разгосударствления  и приватизации;

     - осуществление земельной реформы;

     - создание рынка земли и недвижимости;

     - продолжение формирования конкурентной  среды и совершенствование антимонопольного  регулирования и контроля;

     - поддержку предпринимательства,  малого и среднего бизнеса;

     - развитие рыночной инфраструктуры;

     - совершенствование системы государственного  управления.

     Разгосударствление  и приватизация объектов, находящихся  в государственной (республиканской  и коммунальной) собственности —  важнейшая задача переходного периода.

     В Республике Беларусь главная цель приватизации заключается не в перераспределении  собственности, а в повышении  эффективности производства и создании конкурентной среды, активизации инвестиционной и инновационной деятельности, включая  привлечение иностранных инвестиций.

     Формирование  современной рыночной экономики  требует создания конкурентных рынков земли и недвижимости. В этих целях  необходимо:

     - в законодательном порядке решить  проблему разграничения прав  собственности на землю и полномочий  различных органов государственной  власти и управления по регулированию  землепользования, определить порядок  разделения земель на общественно необходимые и предназначенные для коммерческого использования;

     - предоставить право приобретать  в собственность земельные участки  при приватизации объектов государственной  собственности или при осуществлении  инвестиционных проектов;

     - распространить право частной  собственности на землю для  иностранных юридических и физических  лиц, инвестирующих свои средства  в белорусскую экономику;

     - организовать продажу неиспользуемых  земельных участков и иных  объектов недвижимости на открытых  аукционах и конкурсах.

     В целях избежания стихийности на начальном этапе осуществления реформы в области недвижимости государство, передавая собственнику права владения и пользования, оставляет за собой часть распорядительных прав, в первую очередь обеспечение охраны земель, планирование их использования и застройки, соответствующий контроль и т.д.

     При переходе к рыночной экономике актуальное значение имеет развитие различных  форм свободного предпринимательства, создание материальных и нормативно-правовых основ предпринимательской деятельности. Для этого в Республике Беларусь разрабатываются и реализуются  программы государственной поддержки  предпринимательства, создается экономический механизм заинтересованности местных органов власти в развитии малого и среднего бизнеса.

     Важнейшее направление институциональных  преобразований — формирование наряду с базовыми рыночными институтами (собственники средств производства, коммерческие структуры, включая предпринимателей и малый бизнес) развитой рыночной среды, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов хозяйствования, функционирование основных рынков в условиях конкуренции и антимонопольного регулирования.

     Развитие  предпринимательства, либерализация  цен и внешней торговли создали  определенные предпосылки для развития конкуренции. Однако реализация этих предпосылок  не всегда ведет к заметным сдвигам  в формировании конкурентной среды  в силу ряда противодействующих тенденций.

     К их числу относится стремление многих хозяйствующих субъектов, органов  управления к сохранению монополизма. В связи с этим стратегическое направление деятельности в области  антимонопольной политики - это формирование полноценной конкурентной среды, ориентированной прежде всего на качественные стороны функционирования экономики.

     Структурная перестройка экономики в переходный период должна обеспечить преимущественное развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, экологозащитный и социально ориентированный характер народнохозяйственного комплекса. Реформирование экономики, реструктуризация отношений собственности (перевод одной ее формы в другую) не являются одноразовыми актами. Поэтому крупный (хотя и постепенно уменьшающийся) государственный сектор в экономике страны будет существовать многие годы.

     В любом случае в государственной  собственности останутся предприятия  и производства, удовлетворяющее  основные общественные потребности, что  не под силу чисто рыночным структурам.

     В связи с этим жизненно важная проблема — обеспечение эффективного функционирования государственных предприятий.

     Оно включает такие ключевые направления, как:

     - реформирование государственных  предприятий (правовое разделение  их на казенные, коммерциализированные и частные);

     - перестройка внутренней структуры  предприятий с усилением функций  менеджмента, маркетинга и т.д.  для адаптации к развивающейся  рыночной среде;

     - технологическое обновление предприятий,  переход на высокие наукоемкие  технологии.

     Стабилизация  и последующий экономический  рост в реальном секторе экономики  могут быть достигнуты в результате реализации следующих мер:

     - финансового оздоровления (санации)  и реструктуризации отношений  собственности и управления субъектов  хозяйствования;

     - государственной поддержки субъектов  хозяйствования приоритетных направлений  и производств, а также малого  бизнеса;

     - создания благоприятного инвестиционного  климата для привлечения отечественных  и зарубежных инвестиций;

     - ориентации финансовой инфраструктуры  на обслуживание производственного  сектора;

     - обеспечения государственной и  трудовой дисциплины;

     - совершенствования государственного  управления.

     Одной их главных особенностей при переходе к рыночной экономике Республики Беларусь является совершенствование  системы государственного регулирования  и управления.

     В период, когда отсутствует рыночная саморегуляция и еще не полностью преодолен кризис, на государство ложится огромная ответственность, и было бы недопустимым уменьшать его роль в экономике, особенно на этапе выхода из кризиса и стабилизации.

     Не  снижается роль государства и  при переходе к рынку. Это касается финансирования государственных расходов, лицензирования хозяйственной деятельности и реализации государственной монополии  на ее отдельные виды, осуществления  государственными органами или их уполномоченными  агентами хозяйственных и финансовых операций, акционирования и приватизации, управления государственным имуществом и предприятиями, пакеты акций которых  находятся в государственной  собственности, санации неплатежеспособных предприятий. Кроме того, государство  возлагает на себя обязанность по предоставлению отечественным и  иностранным налогоплательщикам индивидуальных налоговых, таможенных и иных льгот, распределению государственных  субсидий, дотаций, заказов, экспортных квот и предоставлению прав пользования  природными ресурсами, по принятию решений  о регулировании деятельности предприятий  монополистов, борьбе с преступными  группировками в экономике и  т.п.

     Для совершенствования системы государственного управления следует обеспечить его  рационализацию и формирование структур, адекватных новому этапу развития страны и способных с наивысшей эффективностью регулировать и сопровождать процессы реформирования реального сектора  экономики, бюджетной системы, социальной сферы и предприятий всех форм собственности. Целесообразно использовать мировой опыт стран с социально ориентированной рыночной экономикой, в которых государство в первую очередь осуществляет контроль за социальными индикаторами экономического развития, смягчение экономических проблемных ситуаций, содействие экономическому и социальному развитию.

     Создавая  условия для рыночной экономики, государство в своей социально-экономической  политике должно стремиться к достижению таких принципиальных целей, как  обеспечение устойчивого человеческого  развития, рост благосостояния народа, стабильность денег и цен, высокая  степень занятости, благоприятная  для жизни окружающая среда.

Информация о работе Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству в Республике Беларусь