Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Рыночная экономика: сущность, особенности, достоинства и недостатки……………………………………………………………….5
Роль государства в формировании рыночных структур в странах с трансформационной экономикой…………………………………….16
Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству в Республике Беларусь…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………..47

Список использованных источников……………………………………50

Работа содержит 1 файл

новая.docx

— 86.46 Кб (Скачать)

    Второй  пример нарушения рыночного механизма  обусловлен тем, что рыночная система  учитывает лишь индивидуальные потребности. Существует много потребностей в  таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться  индивидами через посредство рынка. Например, такие товары и услуги, как автомагистрали, борьба с наводнениями, национальная оборона, не могут быть куплены в желательном количестве домохозяйствами на индивидуальной основе. Рыночная система, как утверждают, не способна учитывать такие общественные или коллективные потребности.

    Из  этого следует, что рыночная экономика  не способствует сохранению невоспроизводимых  ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств, регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана.

    Наконец, многие экономисты считают, что рыночная система представляет собой несовершенный  механизм обеспечения полной занятости  и стабильного уровня цен.

    Нестабильность: инфляция и безработица. В идеальной экономике ВНП рос бы быстрыми устойчивыми темпами. Кроме того, уровень цен, измеренный с помощью дефлятора ВНП или индекса потребительских цен, оставался бы неизменным или повышался весьма медленно. Но опыт наглядно показывает, что полная занятость и стабильный уровень цен не достигаются автоматически.

    Экономический рост отличается неравномерностью, прерывается  периодами экономической нестабильности, периоды быстрого роста экономики  иногда омрачает инфляция, то есть повышение  уровня цен, есть периоды, когда рост уступает место спаду и депрессии, то есть низкому уровню занятости  и производства. Несмотря на множественность  точек зрения на причины колебаний  экономической активности, большинство  экономистов считает, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень общих, или совокупных, расходов. Попросту говоря, если общие расходы  невелики, многим предприятиям невыгодно  производить товары и услуги в  больших объемах. Отсюда низкий уровень  производства, занятости и доходов.

    В настоящее время считается, что  полная занятость, или естественный уровень безработицы составляет 5-6%. Главная «цена» безработицы - невыпущенная продукция. Когда экономика не в  состоянии создать достаточное  количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров  и услуг теряется безвозвратно. Закон  Оукена устанавливает, что один процент прироста безработицы сверх естественного уровня приводит к 2.5%-ному увеличению отставания ВНП. Однако циклическая безработица - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность  к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.

    Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды  довольно быстрого роста инфляции некоторые  цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Экономисты отличают инфляцию спроса от инфляции, обусловленной ростом издержек (инфляции предложения). Есть две разновидности  инфляции, обусловленной ростом издержек: инфляция, вызванная ростом заработной платы, и инфляция, возникающая в  результате нарушения механизма  экономики предложения.

    Непредвиденная  инфляция произвольно перераспределяет доходы в ущерб получателям фиксированного дохода, кредиторам и владельцам сбережений. Концепция инфляции спроса предполагает, что если экономика стремится  к высокому уровню производства и  занятости, то умеренная инфляция необходима. Однако сторонники концепции инфляции, обусловленной ростом издержек, утверждают, что инфляция может сопровождаться сокращением реального объема национального  производства и занятости. Гиперинфляция, которая обычно связана с неразумной политикой государства, может подорвать  финансовую систему и ускорить крах.

    Отрицательное влияние монополий. Как уже указывалось выше, развитию рыночной экономики свойственна концентрация производства и капитала, объективно возникающая вследствие стремления предпринимателя к усилению позиций предприятия относительно конкурентов.  Таким путем могут складываться очень крупные предприятия, отличительной особенностью которых является закрепление за ними исключительного права производства и продажи определенного вида товара или услуги.  Это исключительное положение позволяет данным монополиям диктовать рынку любую цену и получать, соответственно, высокую прибыль. С другой стороны, за счет жесткой привязки к определенному предприятию, монополия может диктовать низкие цены поставщикам ресурсов.

    Не  обеспечивает фундаментальных  исследований в науке. При всем стремлении предпринимателей повысить эффективность существующих технологий, обеспечить наиболее экономное использование ресурсов, они не могут позволить себе отвлекать ресурсы на проведение фундаментальных исследований в науке. Отдаленная и неопределенная перспектива получения экономической выгоды от этих исследований приводит к распределению ресурсов в пользу более быстрой и верной возможности получения прибыли в других отраслях. 

  1. Роль  государства в  формировании рыночных структур в странах  с трансформационной  экономикой
 

     Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической  системы, когда она функционирует  в период перехода общества от одной  сложившейся исторической системы  к другой. Трансформационный период — это период времени, в течение  которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно  иное состояние в связи с кардинальными  реформами экономической системы [1, c. 135].

     Трансформационная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими  ее от других сложившихся систем.

     Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность трансформационной  экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.

     Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется  неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической  системы, можно рассматривать как  нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство  в течение относительно длительного  времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение  цели. Если в обычной, устойчивой системе  такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики —  трансформация в другую систему.

     В-третьих, трансформационная экономика характеризуется  количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в  качественно иной, преобразующейся  экономической системе, и поэтому  изменяют как свое содержание, так  и свои "функции, связанные с  зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике  появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские  структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные  пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

     В-четвертых, в переходной экономике наблюдается  качественное изменение системных  связей и отношений. Распались и  исчезли старые планово-директивные  связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние  еще носят "переходный' неустойчивый характер и проявляются в такой  деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями [1, c. 137].

     Трансформационная экономика имеет ряд отличительных  признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние  отдельных институтов рынка; масштабность и глубина идущих преобразований; альтернативный характер и другие.

     Можно выделить следующие главные задачи трансформационной экономики:

  1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.
  2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.
  3. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.
  4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.
  5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

     Продуманная и последовательная государственная  экономическая политика имеет первостепенное значение при проведении трансформационных  преобразований.

     Важнейшую роль в трансформационной экономике  играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация  и последовательная стабилизация. Либерализация  предполагает свободное ценообразование  и прекращение контроля со стороны  государства в торговле. Значимость либерализации заключается в  ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности в тех или иных товарах Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.

     Макроэкономическая  стабилизация национальной экономики  означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение  льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в экономике  и внешнеэкономической сфере. При  всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как  контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие, жесткие  монетаристские методы. Однако в тех  странах, где наблюдается высокая  социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно  усиливает социальную напряженность  и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными  являются мягкие методы финансового  регулирования.

     После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными  проблемами становятся вопросы, связанные  с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики.

     Важнейшим направлением формирования рыночных отношений  является структурная перестройка  национальной экономики, означающая переоснащение  отраслей и производств новой  современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на отечественном, так и на международных рынках.

     Необходимость структурной перестройки обычно обусловлена: значительным несоответствием  структуры производства структуре  потребления, проявляющегося в производстве не находящей спроса продукции; недостаточной  ориентацией на производство товаров  и услуг, предназначенных для  удовлетворения внутренних потребностей экономики и населения; низкой конкурентоспособностью продукции на мировом рынке.

     Одно  из основных направлений переходного  периода — интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема на этом направлении  — перестройка внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.

     Формирование  рыночной экономики требует решения  ряда других задач. К ним относятся:

     - ограничение прямого вмешательства  государства в экономику. Должен  произойти отказ государства  от большинства функций, выполняемых  им в командной экономике, то  есть регулирование всего и  вся. Главной задачей государства  должна стать защита формирующейся  рыночной экономики, сохранение  стабильности в работе народного  хозяйства;

     - демонополизация экономики —  ликвидация преобладания на рынке  отдельных товаров одного либо  небольшого числа производителей;

     введение  института частной собственности, гарантированной законом, в том  числе в сельском хозяйстве;

     - обуздание инфляции, неизбежной  после проведения либерализации  цен. Переход подавленной инфляции, характерной для командно-административной  системы, проявляющейся в "вымывании  " товаров с прилавков и росте  цен на "черном рынке", в открытую  инфляцию, требует проведения жесткой  антиинфляционной политики;

Информация о работе Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству в Республике Беларусь