Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Рыночная экономика: сущность, особенности, достоинства и недостатки……………………………………………………………….5
Роль государства в формировании рыночных структур в странах с трансформационной экономикой…………………………………….16
Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству в Республике Беларусь…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………..47

Список использованных источников……………………………………50

Работа содержит 1 файл

новая.docx

— 86.46 Кб (Скачать)

     Содержание 

    Введение…………………………………………………………………….3

  1. Рыночная экономика: сущность, особенности, достоинства и недостатки……………………………………………………………….5
  2. Роль государства в формировании рыночных структур в странах с трансформационной экономикой…………………………………….16
  3. Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству в Республике Беларусь…………………………………………………..32

    Заключение………………………………………………………………..47

    Список  использованных источников……………………………………50 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

      Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

      Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу.

      Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.

      Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит  коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

      Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

      Таким образом, процесс становления современной  рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы. 
 
 
 
 
 
 

  1. Рыночная  экономика: сущность, особенности, достоинства  и недостатки
 

    Рыночная  экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение  ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему  цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг  и соответствующий ему перелив  ресурсов образуют в целом экономический  оборот любой рыночной экономики.

    Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики  являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная  собственность, экономическая свобода  хозяйствующих субъектов, их экономическая  и юридическая самостоятельность  и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.

    Любое общество для удовлетворения многообразных  потребностей человека сталкивается с  извечной фундаментальной проблемой - проблемой адекватного, рационального  использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая  вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и услуги производить и в каком объеме. Важно также оценить, применение, каких технологий, методов организации  предпринимательской деятельности, использования каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу необходимо учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие и безработные.

    Разрешая  эти сложные и многогранные проблемы, общество ставит перед собой цель - обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую  свободу, справедливое распределение  дохода, социальные гарантии престарелым, больным, малоимущим. Данной работой  ставится цель анализа: насколько успешно  рыночная система может достигать  поставленные перед ней цели.

    Будучи  общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность  обусловливает общую природу  рыночной экономики, проявляющуюся  в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в  зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие  закономерности реализуются в разнообразных  страновых моделях рыночной экономики.

    Совокупность  регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику  саморегулирующейся, самонастраивающейся  системой. Данной системе присуща  способность автоматически увязывать частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.

    Развитие  рыночной экономики сталкивается с  рядом противоречий. К основным из них относится: неспособность рыночных механизмов удовлетворять многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики.

    Современная рыночная экономика - социально ориентированная  экономика. Государство не только дополняет  и корректирует действие рынка, но и  является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики.

    Создание  экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, — довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

    Эти кризисные явления (резкое сокращение промышленного производства, рост безработицы, усиление инфляции и др.) в определенной мере обусловлены деформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяйственного механизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые в плановой экономике в течение десятилетий. Отказ от централизованного планирования, от твердых цен на продукцию и "выплеснул" наружу противоречия и несоответствия. Поскольку кризисные явления образуют элемент содержания переходной экономики, это существенно усложняет ее задачи, ибо требует принятия чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации экономики.

    Одновременно  предстоит решать проблему преобразования экономической системы в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их проявлениях. Весь предшествующий опыт показал, что одной из основных преград к росту эффективности было отсутствие инициативы и предприимчивости, вследствие чего система не могла быстро адаптироваться к меняющимся экономическим условиям и достижениям НТП. Экономическая свобода не может быть обеспечена лишь законодательными мерами. Одним из решающих условий введения экономической свободы и формирования конкурентной среды являются глубокие институциональные изменения и прежде всего изменения в отношениях собственности.

    Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы является создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий. Современной экономике нужна эффективная система социальной защиты, которая позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждого человека, независимо от его социально-экономического статуса.

    Сложность состояния экономики к началу переходных процессов и грандиозность проблем по реформированию экономической системы предопределили необходимость одновременного решения многообразных и разноплановых задач: во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни: во-вторых, задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих, задач перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

    Сочетание этих задач определяет своеобразие  содержания переходной экономики и следующие пути их решения.

    1. Осуществление финансово-кредитной  стабилизации экономики посредством  проведения жесткой денежно-кредитной политики.

    2. Разгосударствление и приватизация  экономики и развитие на этой  основе предпринимательства и  конкуренции. От темпов преобразования отношений собственности зависит процесс развития конкуренции в переходной экономике.

    3. Демонополизация экономики, являющаяся  важнейшей предпосылкой для развития рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает: во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции; во-вторых, проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий; в-третьих, создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции и др.

    4. Либерализация цен, переход к  их формированию в соответствии  с рыночным механизмом. Свободные  рыночные цены уравновешивают спрос и предложение, ликвидируют состояние дефицита, создавая условия для усиления конкурентной борьбы. Существуют два основных способа перехода к рыночному ценообразованию:

    а) радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации так называемых шоковых экономических реформ;

    б) постепенный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.

    5. Формирование рыночной инфраструктуры  — системы экономических институтов (предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживать развивающийся механизм рыночных связей производства и потребления.

    6.  Создание сильной системы социальной  защиты населения.

    7.  Достижение социальной переориентации  экономики на основе активной  структурно-инвестиционной политики  в направлении опережающего развития  производства потребительских товаров и услуг.

    Трансформация административно-командной системы в рыночную экономику может быть осуществлена двумя путями: эволюционным или путем шоковой терапии. Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Информация о работе Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству в Республике Беларусь