Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 22:38, курсовая работа
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.
Введение…………………………………………………………………….3
Рыночная экономика: сущность, особенности, достоинства и недостатки……………………………………………………………….5
Роль государства в формировании рыночных структур в странах с трансформационной экономикой…………………………………….16
Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству в Республике Беларусь…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………..47
Список использованных источников……………………………………50
-
развитие рынка товаров и
-
формирование рыночной
-
финансово-экономическая
-
преодоление в экономическом
мышлении у значительной части
населения проявлений
Таким
образом, государство играет первостепенную
роль в трансформационной экономике.
Оно регулирует процессы перераспределения
ресурсов и производство общественных
благ, старается стабилизировать
экономическое развитие, сглаживает
взлеты и падения деловой активности,
сдерживает инфляцию и безработицу,
поддерживает экономический рост.
В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10% [3].
После
первоначального переходного
В
свете нового соглашения по ценам
на энергоносители, инициированного
Россией, некоторые из этих преимуществ
будут постепенно исчезать. Таким
образом, к 2011 году цены на энергоносители,
оплачиваемые белорусскими импортерами,
достигнут уровня мировых цен. В
то же время международный
На протяжении последнего десятилетия Беларусь переживала беспрецедентный период роста. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста является глобальный финансовый и экономический кризис 2008-2009 года и относительный рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен. Притоки ПИИ были традиционно очень низкими, поскольку им не благоприятствовали частые изменения общей политики и изменчивая политика по отношению к развитию частного сектора.
В
годы, непосредственно следующие
за провозглашением независимости,
экономика Беларуси переживала спад,
и инфляция была неконтролируемой.
Через пять лет после провозглашения
независимости ВВП на душу населения
уменьшился до одной третьей от его
уровня 1991 года. После выборов в 1994
году правительство взяло курс на
формирование социально ориентированной
рыночной экономики, начало следовать
новой стратегии роста и
Изначально
стратегия роста имела
Рисунок
4.1 – Реальный рост
ВВП и инфляция
в 1993-2009 гг.
В
2000 году правительство начало восстановление
макроэкономического порядка и
взяло инфляцию под контроль путем
ужесточения денежно-кредитной
Таблица 4.1 – Показатели эффективности
белорусской экономики 2000-2010 гг.
2000 | 2004 | 2006 | 2010 | |
Численность безработных, в % к экономически активному населению | 2,1 | 1,9 | 1,2 | 0,9 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году | 114,1 | 109,8 | 117,8 | 104,9 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. | 58,9 | 347,5 | 582,2 | 944 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) | 207,5 | 114,4 | 106,6 | 13,4 |
Система множественных обменных курсов, поддерживаемая с первых лет переходного периода, была объединена. Экономика ответила на изменения политики и начала расти довольно быстрыми темпами, поддерживая рост на уровне более 8% с 2004 года до 2008 года (рисунок 4.1).
Экономическому росту в Беларуси способствовали также внешние факторы. В начальный период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить преимущественный доступ на рынок для своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и газа. Например, к 2004 году Беларусь покупала газ у России по 48 долларов США за 1000 кубометров, тогда как Западная Европа платила 135 долларов США. Аналогичным образом Беларусь платила по 25 долларов США за баррель нефти по сравнению с международной ценой в 37 долларов США. Дешевые энергоносители, привилегированный доступ к российскому рынку и более низкие ставки заработной платы сделали белорусский экспорт в Россию весьма конкурентоспособным [24].
Одновременно экономический рост России стимулировал спрос на более дешевые белорусские товары. Быстрый темп экономического роста начал несколько снижаться с 2006 года, сократившись с 10 до 8%. Рост цен на нефть и газ в 2007 году, последовавший за новым соглашением с Россией по энергоносителям, явился важным фактором, объясняющим данное снижение темпа, поскольку 97% производства электроэнергии в Беларуси основано на газе, большая часть которого поставляется Россией. С 2010 г. условия поставок российских энергоносителей в Беларусь существенно изменились. Россия в 2010 г. беспошлинно поставит Беларуси только 6,3 млн. тонн нефти для внутреннего потребления. Кроме того, стороны согласовали и механизм расчета объема нефти, поставляемой беспошлинно на следующие годы. При этом Россия будет поставлять в Беларусь нефть в объеме, необходимом для внутреннего потребления за минусом внутренней добычи самой Беларуси, т.е. 6,3 млн. тонн - это 8 млн. внутреннего потребления корзины нефтепродуктов в Беларуси за вычетом 1,7 млн. тонн внутренней добычи в республике. В соответствии с контрактом между двумя странами, рассчитанная по формуле цена газа для Беларуси в I квартале 2010 г. составит около $168 за тысячу кубометров. В 2009 году средняя цена поставок газа в Беларусь была ниже на 11% - около $150.
Для
принятия мер в ответ на изменения
условий поставок энергоносителей
начали реализовываться
Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.
В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности, которая с целью создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.
Основные
задачи реформирования отношений собственности:
создание социально ориентированной
многоукладной экономики
В последние годы многое сделано в решении этих задач. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи:
-
с недостаточно благоприятной
правовой и экономической
-
слабой государственной
-
низким уровнем инвестиционной
привлекательности для
-
отсутствием широкого слоя
-
низким уровнем эффективности
управления и экономической
Медленно формируется рыночная инфраструктура, особенно рынки капитала, ценных бумаг.
Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.
В
соответствии с Концепцией и Программой
развития промышленного комплекса
Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программой
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2006—2010 годы, Национальной
программой развития экспорта на 2006—2010
годы, Программой импортозамещения, Программой
структурной перестройки и