Управление затратам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 04:43, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является оценка управления текущими затратами предприятия в современных экономических условиях.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
* рассмотреть теоретические аспекты управления текущими затратами фирмы;
* выявить экономическое содержание управления оборотными затратами хозяйствующего субъекта и привести их классификацию;
* определить основные элементы политики управления оборотным капиталом предприятия;
* изучить зарубежный опыт управления текущими затратами фирмы;
* дать характеристику ТОО «ENERGOSPECTR YUG», провести оценку его деятельности и оказываемых услуг;
* провести анализ динамики состава и структуры текущих затрат исследуемого хозяйствующего субъекта;
* оценить эффективность использования оборотного капитала ТОО «ENERGOSPECTR YUG»;
* предложить основные направления совершенствования политики управления текущими затратами предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
1.1 Понятие и состав затрат
1.2 Классификация затрат
1.3
1.4
Зарубежный опыт классификации затрат в целях
управленческого учета
Управление затратами на предприятии
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩИМИ ЗАТРАТАМИ
ТОО «EnergoSpectr YUG»
2.1

2.2
Значение и содержание методики управления
затратами на основе маржинального анализа
Характеристика ТОО «EnergoSpectr YUG», оценка его деятельности
и оказываемых услуг
2.2 Анализ динамики состава и структуры текущих затрат
хозяйствующего субъекта
2.3 Оптимизация текущих затрат предприятия
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
ТЕКУЩИМИ ЗАТРАТАМИ ПРЕДРИЯТИЯ
3.1 Формирование системы мониторинга текущих
пассивов предприятия
3.2 Управление кредиторской задолженностью
фирмы в условиях экономической нестабильности

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ДР Олег главная.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

     Резервами сокращения текущих расходов могут  быть:

  • рациональное размещение подразделений организации по отношению к местам хранения и закупок товаров с учетом спроса, что минимизирует транспортные расходы;
  • рациональная организация перевозок с наименьшими транспортными расходами, поиск партнеров с минимальными тарифами и ставками транспортных услуг;
  • оптимизация товарных запасов;
  • рациональное расходование средств на рекламу, проценты за коммерческий кредит, подработку, подсортировку, упаковку товаров, хранение, на тару;
  • минимизация товарных потерь;
  • повышение производительности труда, технической оснащенности процессов товарного обращения. 

     По  ходу практического решения этих задач предприятия должны выполнить анализ:

  • суммы и уровня текущих затрат по общему объему и отдельным статьям;
  • размера изменения уровня текущих затрат по общему объему и отдельным статьям в динамике;
  • темпов изменения (снижения или повышения) уровня текущих затрат, определяемого путем отношения размера изменения к уровню базисного периода;
  • суммы экономии или перерасхода, которая определяется, путем умножения размера изменения (в процентах к товарообороту) текущих затрат отчетного периода по сравнению с кризисным периодом или их плановых показателей на величину товарооборота отчетного периода; 
  • доли текущих затрат в доходах предприятия.
  • данных об эффективности текущих затрат, исчисляемые как отношение товарооборота к издержкам обращения и как отношение прибыли к издержкам обращения (рентабельность текущих затрат) за отчетный период, в динамике и по сравнению с другими предприятиями, аналогичными показателями по торговле в целом по региону и по отрасли страны.
 

     По  степени участия  в процессе производства расходом делятся на основные, непосредственно связанные с осуществлением производственного процесса, и накладные, связанные с обеспечением и управлением производством.

     По  степени зависимости от изменения объема производства затраты подразделяются на пропорциональные (условно-переменные) и непропорциональные (условно- постоянные ).

     Условно-переменные затраты изменяются пропорционально росту объема производства (сырье, основные материалы, расход топлива, энергии на технологические цели и т. д.).

     Условно-постоянные затраты при уменьшении объема производства существенно не изменяются (расходы на освещение, отопление, амортизации зданий и сооружений и т.п.).

     По  временам отнесения  затрат расхода подразделяются на текущие и единовременные.

     Текущими расходами являются те, которые производятся и включаются в себестоимость продукции отчетного периода.

     Единовременными называются расходы, обеспечивающие процесс производства в течение длительного времени. Они подразделяются в свою очередь на расходы будущих периодов и предстоящие расходы. К расходам будущих периодов относятся расходы, производимые в отчетном периоде, но включаемые в себестоимость продукции постепенно частями в последующие периоды. Предстоящими называют расходы, которые включаются в затраты текущего периода, но будут производится в будущих периодах. Делается это с целью равномерного включения их в себестоимость продукции. К таким расходом относятся резервы на оплату работникам очередных отпусков, на проведение ремонтов оборудования и д.р.

     По  степени однородности затраты подразделяются на элементные и комплексные.

     Комплексные затраты - это многоэлементные статьи. Сюда относятся общепроизводственные и общехозяйственные, коммерческие и другие расходы.

     Такое деление необходимо прежде всего  при планировании себестоимости  новых видов продукции, когда  выявляются все затраты по их видам.

     В рыночной экономике затраты классифицируют также на явные и неявные (имплицитные).

     К явным (бухгалтерским) относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства. Например, заработная плата рабочих, служащих, менеджеров, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных ресурсов и многое другое.

     Неявные (имплицитные) издержки - это альтернативные издержки использованных ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящиеся в собственности фирм как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательствами для явных платежей и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они становятся менее реальными. Например, фирма использует помещения принадлежащие её владельцу и ничего за это не платит, следовательно имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.

     В условиях рыночной экономики классификация  затрат в отечественном хозяйстве  будет упрощаться и приближаться к зарубежной практике, о содержание которой рассказано в следующем параграфе. 

1.3. Зарубежный опыт классификации затрат в целях управленческого учета

     Рассмотрим, какие классификации, применяющиеся  на Западе, актуальны для организации  управленческого учета на Казахстанском предприятии.

     Как правило, при классификации затрат по элементам в западных системах управленческого учета выделяют три укрупненных элемента затрат: прямые материалы, прямая заработная плата и накладные расходы. Данная классификация наиболее близка традициям отечественного учета и анализа, поскольку можно найти некоторую аналогию между ней и классификацией затрат по статьям, применяемой в российской практике.

     По  отношению к конкретному центру ответственности затраты могут  быть подконтрольными и неподконтрольными. Подконтрольность означает возможность  менеджера повлиять на размер затрат (например, отдел маркетинга может воздействовать на расходы на рекламную кампанию, начальник производственного цеха - на использование прямого труда в части интенсивности и производительности труда и потерь рабочего времени).

     Деление затрат на подконтрольные и неподконтрольные сугубо индивидуально, то есть возможно только для конкретного центра ответственности конкретного предприятия. Заметим также, что подобное деление затрат весьма условно (например, повышение затрат на горюче - смазочные материалы может означать, что водитель либо использует автомобиль с нарушением правил эксплуатации, либо использует его в личных целях, но может возникнуть и из-за незапланированного повышения цен на топливо).

     Следует отметить, что не все затраты равнозначны  для принятия решений, отсюда возникает деление затрат на релевантные (имеющие существенное значение для конкретного решения) и нерелевантные. Приведенные термины - сравнительно новые для российской практики управленческого учета. Релевантными можно назвать затраты, которые различаются в зависимости от выбираемого варианта решения. Примерами релевантных затрат могут быть:

  • переменные затраты на единицу продукции, то есть затраты, возникающие при производстве каждой дополнительной единицы продукции. Используются, например, при рассмотрении нескольких вариантов конструкции продукта, сравнении рентабельности нескольких видов продукции;
  • приростные затраты (differential cost, incremental cost) - разница между затратами, связанными с одним вариантом действий, и затратами, связанными с другим вариантом действий. Эту концепцию чаще всего используют при выборе одного из двух конкурирующих инвестиционных проектов, при этом затраты, общие для обоих проектов, игнорируются;
  • вмененные издержки или альтернативная стоимость (opportunity cost) - маржинальный доход, потерянный в результате предпочтения одного варианта другому.

     Процесс принятия решений с учетом релевантных  затрат включает следующие этапы:

  1. объединение всех возможных затрат, связанных с конкретным вариантом решения;
  2. исключение затрат прошлых периодов;
  3. исключение затрат, общих для всех вариантов;
  4. отбор наилучшего варианта на основе оценки релевантных затрат.

     Данная  классификация затрат должна быть известна и находить практическое применение в деятельности не только специалистов по управленческому учету, но и менеджеров предприятия, поскольку она позволяет  в любой ситуации отделить факторы, влияющие и не влияющие на принятие решения, с целью выбора оптимального варианта действий.

     Мы  рассмотрели основные классификации  затрат, имеющие место как в  российской теории и практике, так  и в западной. Все они в определенной степени необходимы для постановки системы управленческого учета, требуют изучения и внедрения в практику управления на российских предприятиях.

     Места возникновения затрат представляют собой структурные единицы предприятия, являющиеся причиной возникновения  затрат, включая протекающие внутри их хозяйственные процессы.

     Выбор мест возникновения затрат в качестве объектов учета вызывается главным  образом:

  • необходимостью оценки прошлой, контроля настоящей и планирования будущей деятельности структурных единиц предприятия;
  • необходимостью калькулирования себестоимости производимых продуктов, поскольку только часть возникающих затрат можно отнести на продукты по прямому признаку. Остальные затраты необходимо сначала собрать по местам их возникновения.

     Принято различать следующие принципы выделения мест возникновения затрат:

  • Организационный - в соответствии с внутренней организационной иерархией предприятия (цех, участок, бригада, управление, отдел и т.д.);
  • Направления бизнеса - в соответствии с категорией производимых продуктов;
  • Региональный - в соответствии с территориальной обособленностью;
  • Функциональный - в соответствии с участием в бизнес - процессах предприятия (сферы снабжения, основного производства, вспомогательного производства, сбыта, научно - исследовательских и опытно - конструкторских разработок и т.д.);
  • Технологический - в соответствии с технологическими особенностями производства.

     На  практике перечисленные принципы могут  встречаться в комбинированном  виде.

     Под носителем затрат понимают продукт (часть продукта, группу продуктов) разной степени готовности (полностью готовый или прошедший только часть технологических операций, переделов, фаз), который в процессе своего производства и сбыта является причиной возникновения затрат и на который данные затраты можно отнести по прямому признаку.

     Выбор носителей затрат в качестве объектов учета объясняется:

  • необходимостью оперативного управления производством - величина затрат, вызываемых носителями, используется для планирования и контроля;
  • необходимостью калькулирования себестоимости производимых продуктов.

     К общим для всех объектов учета  принципам группировки в отношении  носителей затрат следует добавить еще один специфический: поскольку  выделение носителей затрат в  качестве объектов учета связано  также с необходимостью калькулирования себестоимости, следует согласовать группировку носителей затрат с объектами калькулирования. Под объектом калькулирования понимается продукт в широком смысле, себестоимость которого следует исчислить.

     Носители  затрат могут соответствовать объектам калькулирования, быть уже (то есть с несколькими другими носителями входить в состав объекта калькулирования) или шире (включать в себя несколько объектов калькулирования). Если носитель затрат включает в себя несколько объектов калькулирования, это неизбежно ведет к косвенному распределению затрат, результаты которого всегда спорны. Поэтому в группировке носителей затрат следует стремиться к тому, чтобы они соответствовали или входили в объекты калькулирования.

     Среди основных признаков классификации носителей затрат можно выделить:

    • экономическую (материальную) сущность - продукция, работы, услуги;
    • тип (категория) производства - основное, вспомогательное;
    • иерархическую взаимосвязь продуктов - тип продуктов, вид продуктов, вариант исполнения, сорт, типоразмер;
    • степень готовности - продукт после последовательного прохождения технологических операций;
    • наличие связи с покупателем - номер заказа.

     Методы  организации учета затрат и перечень используемой для ведения учета  первичной документации определяются рядом факторов. К важнейшим из них можно отнести особенности технологического процесса и вид используемого в процессе производства ресурса.

Информация о работе Управление затратам