Управление социальными процессами в организации (на примере ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение системы управления социальными процессами на примере предприятия ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской», выявление возможных проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию управления социальными процессами.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы исследования, и прежде всего понятие социального процесса в организации, выяснить особенности управления социальными процессами как системы, разобрать структуру управления социальными процессами;
2. Провести анализ управления социальными процессами на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской», дать характеристику предприятию, провести анализ использования собственных средств предприятия, анализ протекания социальных процессов на предприятии и социальной политики компании;

Содержание

Введение 3
1. Понятие социального процесса В организации 5
1.1 Наука о социальном управлении 5
1.2 Управление социальными процессами как система 6
1.3 Объект и субъект управления социальными процессами 12
1.4 Классификация социальных процессов 16
2. Анализ управления социальнЫМИ процессАМИ на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 19
2.2 Анализ собственных средств ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 21
2.3 Анализ социальных процессов ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 24
2.4. Анализ социальной политики ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 27
3. Разработка рекомендаций по управлению социальными процессами в ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 32
Заключение 35
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

Upravlenie_sotsialnymi_protsessami_v_firme.docx

— 148.73 Кб (Скачать)

По итогам 2012 г. компанией «РБК» ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» - филиал ОАО «Оркла Брэндс Россия» была названа «Компанией года». ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» - филиал ОАО «Оркла Брэндс Россия» стала лауреатом престижной премии в области бизнеса «Компания года», утвержденной и регулярно присуждаемой экспертами информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг» (РБК), в номинации «Кондитерская промышленность»35.

Главным приоритетом производственной и сбытовой политики Фабрики имени Н.К.Крупской на протяжении всей ее уже более чем семидесятилетней истории остается сохранение традиционного вкуса и высокого качества, бережное отношение к многолетним традициям производства кондитерских изделий, готовность отвечать новым требованиям современности и запросам потребителей36.

По итогам 2011 г., обнародованным в Годовом отчете Кондитерской фабрики на официальном сайте Компании37, общий объем рынка кондитерской продукции в 2011 г. вырос в объемном выражении на 10%, а в стоимостном – на 16%. Кондитерская фабрика по итогам 2011 г. по сравнению с предыдущим периодом показала рост объема продаж на 9,2%, т.е немногим менее общего роста рынка. Регионы и каналы, в которых рост продаж в объемном выражении в 2011 г. Компании оказался наиболее значителен, стали национальные сбытовые сети (+17,5%), Санкт-Петербург (+7,7%) и Екатеринбург (+11,7%). Основным каналом сбыта продукции Кондитерской Фабрики им. Н.К. Крупской по итогам 2011 г. остаются национальные сбытовые сети (через них реализовано продукции 28% по объему и 32% по выручке), на экспорт идет 8% от объема всей производимой кондитерской продукции Фабрики. Из регионов сбыта наибольшие объемы продаж приходятся на Екатеринбург (15% всех продаж Фабрики в объемном и 14% в стоимостном выражении) и на Санкт-Петербург (11% объема и 14% общей стоимости продаж)38.

 

2.2 Анализ собственных  средств 
ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской»

Для проведения анализа использования  собственных средств предприятия  ОАО «Кондитерская фабрика имени  Н.К. Крупской» - филиал ОАО «Оркла Брэндс Россия» нами были использованы обнародованные на официальном сайте Фабрики  в рамках раскрытия информации годовые отчеты и материалы бухгалтерской финансовой отчетности. Анализируемая годовая финансовая бухгалтерская отчетность была составлена на ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» в соответствии с РСБУ, действующими на период формирования отчетности.

В структуре собственных  средств предприятия различают  собственные оборотные и внеоборотные средства. Для анализа использования собственных средств предприятия ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» были использованы рассчитанные в соответствии с общепринятыми методиками39 такие показатели, как:

  1. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала - отражает скорость оборота вложенного собственного капитала или активность денежных средств, которыми располагают собственники предприятия. Этот показатель полезно сравнивать с общим коэффициентом оборачиваемости капитала, который представляет собой отношение выручки от реализации продукции к стоимости имущества;
  2. Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов отражает количество оборотов, совершаемых товарно-материальными запасами в год, рассчитываемое как отношение суммы продаж к сумме товарно-материальных запасов;
  3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – он отражает наличие собственных оборотных средств предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости;
  4. Коэффициент маневренности собственных оборотных средств – он говорит об уровне способности фирмы поддерживать уровень собственного оборотного капитала собственными силами, пополняя оборотные средства из собственных источников;
  5. Соотношение привлеченных заемных и собственных средств, вложенных в активы фирмы;
  6. Коэффициент фондоотдачи – он отражает количество продукции в расчете на единицу стоимости основных производственных средств. Обратным фондоотдаче является коэффициент фондоемкости.

Расчет указанных показателей  производился на основе материалов официально опубликованной годовой бухгалтерской  финансовой отчетности предприятия  за 2011 г. 40 Результаты расчетов приведены в таблице 1.

Анализ показателей эффективности  использования собственных средств  предприятия ОАО «Кондитерская  фабрика имени Н.К. Крупской» (филиал ОАО «Оркла Брэндс Россия») позволяет  заключить, что по итогам 2011 г. в сравнении с предшествующим 2010 г. ряд показателей приблизились к границам нормативного интервала или вообще покинули его.

 

Таблица 1.

Основные  показатели эффективности использования  собственных средств на предприятии  ОАО «Кондитерская фабрика имени  Н.К. Крупской»

 

Наименование показателя эффективности 

использования собственных  средств

Год

2011

2010

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

2,88

2,63

Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов

3,85

7,59

Общий коэффициент оборачиваемости  капитала

0,54

0,84

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

-0,06

0,32

Коэффициент маневренности собственных  оборотных средств

-0,15

0,40

Соотношение заемных и собственных  средств

4,29

2,30

Фондоотдача

1,96

4,30

Фондоемкость

0,51

0,23


 

Как мы видим, оборачиваемость  собственного капитала и оборачиваемость  товарно-материальных запасов выше, чем общий коэффициент оборачиваемости капитала; однако, при существенном росте выручки предприятия, эффективность использования собственных средств снижается. В тоже время мы видим, что более чем в 3 раза снизилась фондоотдача и выросла фондоемкость производства в анализируемом году, по сравнению с предшествовавшим периодом. Обеспеченность собственными оборотными средствами и их маневренность вообще принимают отрицательные значения, демонстрируя нам дефицит собственных средств предприятия и чрезмерный объем привлеченных заемных средств. Тот же вывод позволяет сделать и значения показателей соотношения заемных и собственных средств

2.3 Анализ социальных  процессов 
ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской»

Анализ социальных процессов  на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» проводился по материалам, полученным традиционным методом социологии труда - методом избирательного интервьюирования сотрудников компании. Отдельно интервьюировались сотрудники низшего и среднего звена, отдельно – руководители подразделений. В ходе интервьюирования ответы респондентов с их предварительного разрешения фиксировались, по ряду вопросов интервьюируемым разрешалось выбирать несколько вариантов ответа или ранжировать их по важности/существенности для себя. В результате анализа полученных данных можно говорить о характере, специфике, содержании и направленности социальных процессов на предприятии.

Результаты исследования основных факторов, влияющих на мотивацию  персонала низшего и среднего звена, приведены на рис. 3.

 

Рис. 3. Результаты исследования основных факторов, влияющих на мотивацию  персонала низшего и среднего звена на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» (сентябрь – ноябрь 2012).

 

Анализ социальных процессов  на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» показал, что наибольшую важность для сотрудников низшего и среднего звена играет социальное окружение и психологический комфорт на рабочем месте, интерес к работе, возможность карьерного роста (рис. 3). Руководители подразделений организации в большей степени мотивируются через уровень материального вознаграждения (рис. 4).

 

Рис. 4. Результаты исследования основных факторов, влияющих на мотивацию  руководителей подразделений предприятия  ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» (сентябрь – ноябрь 2012)

 

Сотрудники компании были опрошены и на предмет их оценки социальных процессов на предприятии. Результаты опроса приведены на гистограмме  на рис. 5. Важно, что часть персонала признали отношения конфликтными, но некоторые из тех, кто признает отношения конфликтными, считает конфликтность отношений нормой (таких ответов было больше среди руководителей подразделений). 26,6 % опрошенных, считая социальные отношения нормальными и устраивающими их, все же хотели бы что-то в них изменить. Но в целом на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 85,7% сотрудников различного уровня ответственности так или иначе удовлетворены социальными отношениями.

 

Рис. 5. Результаты исследования оценки социальных процессов персоналом предприятия ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» (сентябрь – ноябрь 2012)

 

Для анализа соответствия управления социальными процессами на предприятии потребностям сотрудников  было проведено соответствующее  интервьюирование. В результате него были выявлены и доведены до руководства  ОАО «Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской» - филиал ОАО «Оркла Брэндс Россия» отдельные проблемные зоны в социальных процессах предприятия, которым необходимо уделить внимание. Результаты интервьюирования приведены  в таблице 2.

Несмотря на то, что подавляющее  большинство опрошенных выказали свою удовлетворенность социальными  процессами на предприятии (75,6%), тем  не менее важно, что 11,4 % сотрудников (то есть фактически каждый 9-ый) имеет  психологические проблемы коммуникационного  плана с коллегами, 2,65% сотрудников  беспокоят оценки непосредственного  руководства и они их расценивают как придирки, а 7,3 % сотрудников отмечают неудовлетворенность потребности профессионального роста, дефицит возможностей для повышения квалификации. Все это значит, что в выявленных проблемных случаях конкретные непосредственные руководители не смогли донести свою позицию до сотрудника, не смогли полностью учесть психологические особенности его личности при оценке результатов его деятельности.

 

Таблица 2.

Исследование  соответствия социальных процессов  потребностям сотрудников предприятия  ОАО «Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской»

 

Категория ответов респондентов

Доля от общего числа опрошенных, %

Социальные процессы на предприятии  удовлетворяют потребности, нет проблем в общении с коллегами и руководством

75,60

Сталкиваются с психологическими проблемами в общении с коллегами

11,40

Хотели больше возможностей для повышения квалификации

7,30

Расценивают негативную оценку непосредственного руководителя как «необоснованные придирки»

2,65

Потеряли смысловую ценность работы

1,85

Не разделяют ценности организации

1,20

ИТОГО

100,00


 

2.4. Анализ социальной  политики 
ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской»

Анализ социальной политики предприятия ОАО «Кондитерская  фабрика имени Н.К. Крупской» проводился на основе материалов, полученных следующими методами:

  • исследование документов предприятия, регламентирующих и описывающих социальную политику фирмы;
  • опрос (интервью) сотрудников низшего среднего звена, опрос руководителей подразделений предприятия ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» на предмет их оценки социальной политики фирмы.

В настоящее время на предприятии  ОАО «Кондитерская фабрика имени  Н.К. Крупской» уже есть, разработана, документально оформлена в виде соответствующего Положения и реализуется  на практике социальная политика предприятия. Социальная политика предприятия ОАО  «Кондитерская фабрика имени  Н.К. Крупской» включает концепцию, основные цели и задачи, их соотношение  со стратегическими целями организации, конкретные меры и инструменты социальной политики, социально-экономическое  обоснование предлагаемых средств  реализации социальной политики.

Одной из главных целей  социальной политики на предприятии  ОАО «Кондитерская фабрика имени  Н.К. Крупской» является обеспечение  комфортных и безопасных условий  труда для всех работников, «прозрачного»  расчета заработной платы, реализация социального партнерства в сфере  труда. Основные положения социальной политики предприятия сформулированы действующим российским законодательством, само предприятие может их дополнять конкретными мероприятиями по реализации указаний законодателя в управленческой деятельности компании.  Социальная политика предприятия ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» реализуется в строгом соблюдении норм Трудового кодекса Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов, федеральных законов, законов Санкт-Петербурга, постановлений Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств.

В реализации социальной политики на предприятии ОАО «Кондитерская  фабрика имени Н.К. Крупской» главным  является принцип обеспечения социального  партнерства. Под социальным партнерством, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, понимается «система взаимоотношений между работниками <…> и работодателем, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений»41.

Сформулированный трудовым законодательством принцип социального  партнерства находит свою реализацию в ведущем стратегическом принципе социальной политики предприятия ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской», узловым моментом последнего является понимание непосредственного отношения социальной политики к совокупному выигрышу от деятельности и предприятия, и трудового коллектива, и отдельного сотрудника. Результатом этого совокупного выигрыша является то благополучие, которое сотрудники получают от своих взаимоотношений с другими членами коллектива, та эффективность трудового коллектива, та прибыль от деятельности организации.

Информация о работе Управление социальными процессами в организации (на примере ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской»)