Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 19:19, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение системы управления социальными процессами на примере предприятия ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской», выявление возможных проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию управления социальными процессами.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы исследования, и прежде всего понятие социального процесса в организации, выяснить особенности управления социальными процессами как системы, разобрать структуру управления социальными процессами;
2. Провести анализ управления социальными процессами на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской», дать характеристику предприятию, провести анализ использования собственных средств предприятия, анализ протекания социальных процессов на предприятии и социальной политики компании;
Введение 3
1. Понятие социального процесса В организации 5
1.1 Наука о социальном управлении 5
1.2 Управление социальными процессами как система 6
1.3 Объект и субъект управления социальными процессами 12
1.4 Классификация социальных процессов 16
2. Анализ управления социальнЫМИ процессАМИ на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 19
2.2 Анализ собственных средств ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 21
2.3 Анализ социальных процессов ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 24
2.4. Анализ социальной политики ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 27
3. Разработка рекомендаций по управлению социальными процессами в ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 32
Заключение 35
Список литературы 37
По итогам 2012 г. компанией «РБК» ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» - филиал ОАО «Оркла Брэндс Россия» была названа «Компанией года». ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» - филиал ОАО «Оркла Брэндс Россия» стала лауреатом престижной премии в области бизнеса «Компания года», утвержденной и регулярно присуждаемой экспертами информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг» (РБК), в номинации «Кондитерская промышленность»35.
Главным приоритетом производственной и сбытовой политики Фабрики имени Н.К.Крупской на протяжении всей ее уже более чем семидесятилетней истории остается сохранение традиционного вкуса и высокого качества, бережное отношение к многолетним традициям производства кондитерских изделий, готовность отвечать новым требованиям современности и запросам потребителей36.
По итогам 2011 г., обнародованным в Годовом отчете Кондитерской фабрики на официальном сайте Компании37, общий объем рынка кондитерской продукции в 2011 г. вырос в объемном выражении на 10%, а в стоимостном – на 16%. Кондитерская фабрика по итогам 2011 г. по сравнению с предыдущим периодом показала рост объема продаж на 9,2%, т.е немногим менее общего роста рынка. Регионы и каналы, в которых рост продаж в объемном выражении в 2011 г. Компании оказался наиболее значителен, стали национальные сбытовые сети (+17,5%), Санкт-Петербург (+7,7%) и Екатеринбург (+11,7%). Основным каналом сбыта продукции Кондитерской Фабрики им. Н.К. Крупской по итогам 2011 г. остаются национальные сбытовые сети (через них реализовано продукции 28% по объему и 32% по выручке), на экспорт идет 8% от объема всей производимой кондитерской продукции Фабрики. Из регионов сбыта наибольшие объемы продаж приходятся на Екатеринбург (15% всех продаж Фабрики в объемном и 14% в стоимостном выражении) и на Санкт-Петербург (11% объема и 14% общей стоимости продаж)38.
Для проведения анализа использования
собственных средств
В структуре собственных
средств предприятия различают
собственные оборотные и
Расчет указанных показателей производился на основе материалов официально опубликованной годовой бухгалтерской финансовой отчетности предприятия за 2011 г. 40 Результаты расчетов приведены в таблице 1.
Анализ показателей
Таблица 1.
Основные
показатели эффективности использования
собственных средств на предприятии
ОАО «Кондитерская фабрика
Наименование показателя эффективности использования собственных средств |
Год | |
2011 |
2010 | |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала |
2,88 |
2,63 |
Коэффициент оборачиваемости товарно- |
3,85 |
7,59 |
Общий коэффициент оборачиваемости капитала |
0,54 |
0,84 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
-0,06 |
0,32 |
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств |
-0,15 |
0,40 |
Соотношение заемных и собственных средств |
4,29 |
2,30 |
Фондоотдача |
1,96 |
4,30 |
Фондоемкость |
0,51 |
0,23 |
Как мы видим, оборачиваемость собственного капитала и оборачиваемость товарно-материальных запасов выше, чем общий коэффициент оборачиваемости капитала; однако, при существенном росте выручки предприятия, эффективность использования собственных средств снижается. В тоже время мы видим, что более чем в 3 раза снизилась фондоотдача и выросла фондоемкость производства в анализируемом году, по сравнению с предшествовавшим периодом. Обеспеченность собственными оборотными средствами и их маневренность вообще принимают отрицательные значения, демонстрируя нам дефицит собственных средств предприятия и чрезмерный объем привлеченных заемных средств. Тот же вывод позволяет сделать и значения показателей соотношения заемных и собственных средств
Анализ социальных процессов на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» проводился по материалам, полученным традиционным методом социологии труда - методом избирательного интервьюирования сотрудников компании. Отдельно интервьюировались сотрудники низшего и среднего звена, отдельно – руководители подразделений. В ходе интервьюирования ответы респондентов с их предварительного разрешения фиксировались, по ряду вопросов интервьюируемым разрешалось выбирать несколько вариантов ответа или ранжировать их по важности/существенности для себя. В результате анализа полученных данных можно говорить о характере, специфике, содержании и направленности социальных процессов на предприятии.
Результаты исследования основных факторов, влияющих на мотивацию персонала низшего и среднего звена, приведены на рис. 3.
Рис. 3. Результаты исследования основных факторов, влияющих на мотивацию персонала низшего и среднего звена на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» (сентябрь – ноябрь 2012).
Анализ социальных процессов на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» показал, что наибольшую важность для сотрудников низшего и среднего звена играет социальное окружение и психологический комфорт на рабочем месте, интерес к работе, возможность карьерного роста (рис. 3). Руководители подразделений организации в большей степени мотивируются через уровень материального вознаграждения (рис. 4).
Рис. 4. Результаты исследования
основных факторов, влияющих на мотивацию
руководителей подразделений
Сотрудники компании были опрошены и на предмет их оценки социальных процессов на предприятии. Результаты опроса приведены на гистограмме на рис. 5. Важно, что часть персонала признали отношения конфликтными, но некоторые из тех, кто признает отношения конфликтными, считает конфликтность отношений нормой (таких ответов было больше среди руководителей подразделений). 26,6 % опрошенных, считая социальные отношения нормальными и устраивающими их, все же хотели бы что-то в них изменить. Но в целом на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 85,7% сотрудников различного уровня ответственности так или иначе удовлетворены социальными отношениями.
Рис. 5. Результаты исследования оценки социальных процессов персоналом предприятия ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» (сентябрь – ноябрь 2012)
Для анализа соответствия управления социальными процессами на предприятии потребностям сотрудников было проведено соответствующее интервьюирование. В результате него были выявлены и доведены до руководства ОАО «Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской» - филиал ОАО «Оркла Брэндс Россия» отдельные проблемные зоны в социальных процессах предприятия, которым необходимо уделить внимание. Результаты интервьюирования приведены в таблице 2.
Несмотря на то, что подавляющее большинство опрошенных выказали свою удовлетворенность социальными процессами на предприятии (75,6%), тем не менее важно, что 11,4 % сотрудников (то есть фактически каждый 9-ый) имеет психологические проблемы коммуникационного плана с коллегами, 2,65% сотрудников беспокоят оценки непосредственного руководства и они их расценивают как придирки, а 7,3 % сотрудников отмечают неудовлетворенность потребности профессионального роста, дефицит возможностей для повышения квалификации. Все это значит, что в выявленных проблемных случаях конкретные непосредственные руководители не смогли донести свою позицию до сотрудника, не смогли полностью учесть психологические особенности его личности при оценке результатов его деятельности.
Таблица 2.
Исследование соответствия социальных процессов потребностям сотрудников предприятия ОАО «Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской»
Категория ответов респондентов |
Доля от общего числа опрошенных, % |
Социальные процессы на предприятии удовлетворяют потребности, нет проблем в общении с коллегами и руководством |
75,60 |
Сталкиваются с психологическими проблемами в общении с коллегами |
11,40 |
Хотели больше возможностей для повышения квалификации |
7,30 |
Расценивают негативную оценку непосредственного руководителя как «необоснованные придирки» |
2,65 |
Потеряли смысловую ценность работы |
1,85 |
Не разделяют ценности организации |
1,20 |
ИТОГО |
100,00 |
Анализ социальной политики предприятия ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» проводился на основе материалов, полученных следующими методами:
В настоящее время на предприятии
ОАО «Кондитерская фабрика
Одной из главных целей
социальной политики на предприятии
ОАО «Кондитерская фабрика
В реализации социальной политики
на предприятии ОАО «Кондитерская
фабрика имени Н.К. Крупской» главным
является принцип обеспечения
Сформулированный трудовым
законодательством принцип