Управление социальными процессами в организации (на примере ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение системы управления социальными процессами на примере предприятия ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской», выявление возможных проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию управления социальными процессами.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы исследования, и прежде всего понятие социального процесса в организации, выяснить особенности управления социальными процессами как системы, разобрать структуру управления социальными процессами;
2. Провести анализ управления социальными процессами на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской», дать характеристику предприятию, провести анализ использования собственных средств предприятия, анализ протекания социальных процессов на предприятии и социальной политики компании;

Содержание

Введение 3
1. Понятие социального процесса В организации 5
1.1 Наука о социальном управлении 5
1.2 Управление социальными процессами как система 6
1.3 Объект и субъект управления социальными процессами 12
1.4 Классификация социальных процессов 16
2. Анализ управления социальнЫМИ процессАМИ на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 19
2.2 Анализ собственных средств ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 21
2.3 Анализ социальных процессов ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 24
2.4. Анализ социальной политики ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 27
3. Разработка рекомендаций по управлению социальными процессами в ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 32
Заключение 35
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

Upravlenie_sotsialnymi_protsessami_v_firme.docx

— 148.73 Кб (Скачать)

Существенную особенность  социотехнических систем, непосредственно обеспечивающей их функционирование и принципиально важную для их понимания, составляет ведущая роль социального фактора. Как отмечает К. Ших, «бизнес состоит из общения людей друг с другом»19. Р. Гофри и Г. Джонс выделяют два важнейших признака предприятия как социальной системы: они выделяют социабельность, то есть степень дружелюбия членов сообщества друг к другу, и солидарность (сплоченность), то есть способность сообщества стремиться к общим целям. Именно уровень развития этих двух признаков, отмечают Р. Гофри и Г. Джонс, определяют, быть ли социальной системе, предприятию эффективным или нет, именно эти два фактора объединяют компанию и делают её успешной, именно на них необходимо обращать основное внимание менеджеров, именно ими надо управлять, именно их развивать20. Чтобы коллектив предприятия не был раздираем внутренними конфликтами, чтобы внутренние противоречия в коллективе не сделали невозможной саму деятельность предприятия, необходима целенаправленная организующая деятельность по отношению к социальным процессам в коллективе предприятия – управление социальными процессами. О признании значения организации социальных процессов для функционирования предприятия говорит и К. Ших, отмечая, что «успех бизнеса всегда сводится к успешному построению и поддержанию взаимоотношений» 21. К предприятию как к социальной системе полностью относится то замечание, что «именно человек определяет эффективность функционирования системы»22, и в тоже время «именно он является источником основных противоречий в организации» 23. Это определяет всю важность управления социальными процессами как целенаправленной деятельности, важной осуществления указанной деятельности как в рамках отдельно взятого предприятия, так и в рамках общества в целом.

 

1.3 Объект и  субъект управления социальными  процессами

Рассматривая любую систему с позиций кибернетики – науки о процессах управления – нужно выделить в ней две основные составляющие, управляющую и управляемую подсистемы. Социальные процессы, протекающие в социальных системах, равно как и сами социальные системы, ввиду той роли, которую играет в ней человек и принимаемые им решения, отличаются многообразием и противоречивостью. Порой в рамках одного предприятия, наряду с существованием общей цели организации, элементы этой системы могут иметь собственные устремления, которые могут как частично не совпадать друг с другом, так и полностью противоречить одна другой или целям системы в целом24. В тоже время широко известно, что соединение главной цели системы с интересами всего коллектива, с устремлениями всех групп, составляющий коллектив и его отдельных членов, дает эффект и приводит к результатам, много большим чем от простого арифметического сложения усилий всех указанных людей25. Этот эффект в кибернетике называют «эффектом сложения сил», или эмерджентностью. Вышесказанное обуславливает необходимость управления системами, и, в частности, управления социальными системами.

Задача  удовлетворения потребности в согласовании интересов элементов между собой и обеспечения достижения целей всей системы решается через управление социальными системами, через управление социальными процессами в системах. Организационно управление социальными процессами в системе реализуется через выделение управляющей и управляемой частей (подсистем), или, говоря иначе, субъекта и объекта управления. Как отмечает С.В. Прокопенко, социальное управление по своей природе есть процесс, результат и система разрешения противоречий между управляющей и управляемой системами общества26.

Управляющая подсистема, или  субъект управления, есть элемент  социальной (социотехнической системы), оказывающий целенаправленное, качественно  специфическое воздействие на управляемую  подсистему, в результате чего в  управляемой системе происходят качественные и количественные изменения. Субъект управления тогда эффективен, или говорят об эффективности  функционирования управляющей подсистемы, когда в результате его воздействия  на управляемую подсистему обеспечивается достижение основных (главных) целей  и задач всей системы. Наличие управляющей подсистемы, субъекта управления, связано и с таким явлением, как общественное разделение труда. Точнее, существование профессиональный управленцев, людей, чьей основной задачей является принятие решений, есть одна из форм выражения общественного разделения труда. Суть общественного разделения труда состоит в том, что соединение людей для совместной деятельности и взаимного обмена её результатами основывается на закреплении за конкретным работником определенных функций, обособлении этих функций от других функций, а самого сотрудника – от других сотрудников, отличных от него. В то же время, каждая из осуществляемых сотрудниками функций, в том числе и функция управления, есть часть совокупного общественного труда27.

Управляемая подсистема, или объект управления – это тот элемент рассматриваемой системы, на который управляющей системой оказывается управляющее воздействие. Обычно, в большинстве систем, существует несколько управляемых объектов, взаимодействующих между собой и составляющих управляемую подсистему.

В социотехнической системе  предприятия управляемая подсистема включает такие объекты управления как персонал (социальная составляющая), оборудование, технику и технологии (техническая составляющая) и финансы  предприятия (экономическая составляющая). Схематически это изображено на рис. 2.

 

Рис. 2. Субъект и объекты  управления в социотехнической системы  предприятия

Все указанные объекты  управления социальными процессами, составляющие и подсистемы тесно взаимосвязаны. Так, специфика технической составляющей определяется тем, как будут реализованы цели компании по взаимодействию с внешней средой: технические средства металлургического комбината и туристической компании различны, они по разному взаимодействуют с внешней средой и в разной по содержанию деятельности находят источник своей прибыли. Специфика технической составляющей, с другой стороны, определяет набор ролей, структур управления, структуру штатного расписания той или иной компании: предприятие, имеющие автоматизированные производственные линии, имеет штатное расписание, отличное от компании, применяющей исключительно ручной неавтоматизированный труд. От персонала же, от уровня его квалификации и компетенции, зависит, будут ли эффективно применяться те или иные технические средства.

Объект и предмет управления в социальных системах вообще, и  в социотехнических в частности, связаны процессами взаимодействия. Это взаимодействие включает две  составляющие: со стороны субъекта на объект это управляющее воздействие, а со стороны объекта к субъекту это обратная связь. Как отмечает С.В. Прокопенко, ключевым в определении  социального управления является слово  «воздействие», под которым понимается «целенаправленное воздействие  субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое  состояние, более близкое к желательному, чем то состояние, в котором объект находится в настоящее время»28. В социотехнической системе предприятия объект управления (управляющая подсистема) целенаправленно воздействует на объект (или объекты) управления посредством принятия решений и доведения их до персонала. Решения, принимаемые руководством, обеспечивают достижение поставленной цели и задач, получение конечного продукта. Основной задачей объекта управления относительно социальной составляющей управляемой подсистемы, то есть в отношении персонала, является согласование главной цели предприятия с интересами коллектива и его отдельных членов29.

 

1.4 Классификация  социальных процессов

Авторами одной из первых классификаций социальных процессов  стали Р. Парк и Э. Берджес. Еще в 1924 г. Р. Парком и Э. Берджесом из всего многообразия социальных процессов были выделены некоторые общие черты социальных процессов, по совокупности которых ими были выделены следующие основные группы социальных процессов30:

  • процессы кооперации  -сотрудничества между индивидами для достижения общих целей;
  • процессы конкуренции (соперничества) – борьба между индивидами, группами или обществами за овладение значимыми благами;
  • процессы приспособления, или адаптации – принятие индивидом, группой или обществом новых норм поведения и ценностей, изначально не принятых в их среде, но обеспечивающих увеличение степени адаптации индивида, группы или общества в новых условиях;
  • процессы конфликта – противостояние, открытое или скрытое, между индивидами, группами или обществами по поводу борьбы за ценности и блага. Конфликт является крайней формой и дальнейшим развитием конкуренции;
  • процессы ассимиляции – это взаимное культурное проникновения социальных групп, обществ и их частей, в результате чего одно общество или социальная группа постепенно «растворяется» в другой;
  • процессы амальгамизации – смешивание двух или нескольких социальных групп или обществ, в результате которого образуется новая социальная общность.

К приведенным выше группам видом социальных процессов обычно добавляют социальные процессы поддержание границ и систематические связи, которые проявляются только в группах.

В настоящее время существует несколько вариантов классификации  социальных процессов, различающихся  основаниями классификации и  выделяемыми видами социальных процессов. В настоящее время выделяют следующие  виды социальных процессов31:

  1. По источнику (причинам) возникновения:
      1. природные (естественные);
      1. искусственные;
  1. По сфере проявления:
      1. социальные в узком смысле слова;
      1. политические;
      2. экономические;
      3. культурные;
      4. информационные;
      5. научно-технические;
  1. Экономические социальные процессы по направленности распространения подразделяются еще на следующие виды:
      1. внутриэкономические;
      1. внешнеэкономические (процессы международной интеграции, международной кооперации, международного соперничества и др.);
  1. По локализации:
      1. процессы в малых социальных группах;
      1. процессы в коллективах;
      2. процессы в локальных обществах;
      3. глобальные процессы.
  1. По масштабу влияния на экономическую подсистему общества:
      1. макроэкономические;
      1. региональные;
      2. локальные;
      3. микроэкономические;
  1. По характеру функционального проявления:
      1. экономические (в том числе: производственные, организационные, технологические, трудовые);
      1. экологические;
      2. культурные;
      3. информационные.
  1. По продолжительности:
      1. краткосрочные;
      1. среднесрочные;
      2. долгосрочные.
  1. По степени управляемости используемыми средствами и методами:
      1. малоуправляемые и неуправляемые;
      1. управляемые;
  1. По степени устойчивости проявления и результатов:
      1. стабильные устойчивые;
      1. стабильные неустойчивые;
      2. нестабильные.

Указанные виды социальных процессов  проявляются в том или ином соотношении в различных формах проявления, а также взаимодействуют  между собой, сменяют друг друга, изменяются и изменяют своих носителей. Социальные процессы находят свое проявление и в обществе, и в фирме.

 

2. Анализ управления 
социальнЫМИ процессАМИ на предприятии 
ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской»

2.1 Организационно-экономическая  характеристика 
ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской»

Открытое акционерное  общество «Кондитерская фабрика  имени Н.К. Крупской» - одно из крупнейших кондитерских предприятий России, ведущее  свою историю с 1938 г., когда было организовано производство. В 1992 г. предприятие было акционировано и преобразовано в открытей акционерное общество, а в 2006 г. 75% акций ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» было приобретено финансово-промышленной группой «Оркла» (Orkla), которой также принадлежат предприятия в России, выпускающие кондитерскую продукцию под брендами «Пекарь», «Азарт», «Волжанка» и «СладКо»32. Владельцами предприятия в 2011 г. был начат процесс реорганизации предприятия, закончившийся в январе 2012 г. с образованием новой бизнес-единицы – дивизиона ORKLA Brands Russia. С января 2012 г. ОАО «Оркла Брэндс Россия» объединяет реорганизованные ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К.Крупской» и ОАО «Кондитерское объединение «СладКо». В настоящее время «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» – филиал ОАО «Оркла Брэндс Россия» 33.

Сегодня ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» - филиал ОАО «Оркла Брэндс Россия» входит в пятерку лидеров кондитерской промышленности России, производит и реализует на рынках России и ряда стран Восточной Европы все основные виды кондитерских изделий - шоколад, конфеты, карамель, печенье, вафли. Производство и система сбыта продукции ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» - филиал ОАО «Оркла Брэндс Россия» сертифицировано на предмет соответствия стандартам менеджмента качества и безопасности пищевой продукции ISO и HACCP34.

Информация о работе Управление социальными процессами в организации (на примере ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской»)