Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 19:19, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение системы управления социальными процессами на примере предприятия ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской», выявление возможных проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию управления социальными процессами.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы исследования, и прежде всего понятие социального процесса в организации, выяснить особенности управления социальными процессами как системы, разобрать структуру управления социальными процессами;
2. Провести анализ управления социальными процессами на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской», дать характеристику предприятию, провести анализ использования собственных средств предприятия, анализ протекания социальных процессов на предприятии и социальной политики компании;
Введение 3
1. Понятие социального процесса В организации 5
1.1 Наука о социальном управлении 5
1.2 Управление социальными процессами как система 6
1.3 Объект и субъект управления социальными процессами 12
1.4 Классификация социальных процессов 16
2. Анализ управления социальнЫМИ процессАМИ на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 19
2.2 Анализ собственных средств ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 21
2.3 Анализ социальных процессов ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 24
2.4. Анализ социальной политики ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 27
3. Разработка рекомендаций по управлению социальными процессами в ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 32
Заключение 35
Список литературы 37
Московский Автомобильно-
Государственный Технический Университет (МАДИ)
Факультет управления
Кафедра социологии и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика и социология труда»
на тему: Управление социальными процессами в организации
(на примере ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской»)
Выполнила:
Студентка группы 5УП2
Ниязова Айпери
Проверила:
Кэн, доцент кафедры
социологии и управления
Николаева Г.Н.
Москва 2012
Содержание
Введение 3
1. Понятие социального процесса В организации 5
1.1 Наука о социальном управлении 5
1.2 Управление социальными процессами как система 6
1.3 Объект и субъект управления социальными процессами 12
1.4 Классификация социальных процессов 16
2. Анализ управления социальнЫМИ процессАМИ на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 19
2.2 Анализ собственных средств ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 21
2.3 Анализ социальных процессов ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 24
2.4. Анализ социальной политики ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 27
3. Разработка рекомендаций по управлению социальными процессами в ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» 32
Заключение 35
Список литературы 37
Усложнение всей системы общественных отношений, требования увеличения социальной ответственности бизнеса и общественных институтов, обостряющиеся социальные проблемы – всеми этими признаками описывается состояние современного общества, сложившееся в последнее десятилетие. Разрешение возникающих противоречий и преодоление препятствий на пути гармоничного устойчивого развития общества невозможно осуществить без научной базы управления социальными процессами, без эффективного применения научно обоснованных методов и средств воздействия на социальные процессы. Это в равной мере касается как общества в целом, так и отдельных его институтов, будь то социальные группы или предприятия. Для предприятия проблема управления социальными процессами становится острой как никогда еще и от того, что, несмотря на всю актуальность управления социальными процессами, первоочередной задачей, целью самого существования коммерческого предприятия является извлечение прибыли из осуществляемой им деятельности.
Вышесказанное позволяет нам говорить об управлении социальными процессами на предприятии как об актуальной проблеме в теории и практике современного менеджмента. Проблема управления социальными процессами на предприятии оказывается тесно связана с задачами управления персоналом и обеспечением организационного развития компании, а также с тем пониманием стратегии предприятия, которое разделяет в настоящий момент руководители и собственники бизнеса.
Целью настоящей работы является
изучение системы управления социальными
процессами на примере предприятия
ОАО «Кондитерская фабрика
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы исследования, и прежде всего понятие социального процесса в организации, выяснить особенности управления социальными процессами как системы, разобрать структуру управления социальными процессами;
2. Провести анализ управления социальными процессами на предприятии ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской», дать характеристику предприятию, провести анализ использования собственных средств предприятия, анализ протекания социальных процессов на предприятии и социальной политики компании;
3. Разработать рекомендации по управлению социальными процессами в ОАО «Кондитерская фабрика имени Н.К.Крупской» и оценить их эффективность.
Объектом исследования является Открытое акционерное общество «Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской» - одно из крупнейших предприятий кондитерской отрасли Северо-Запада России.
Предмет исследования – социальные
процессы в организации и осуществление
управления ими в целях достижения
стратегических целей компании и
обеспечения условий для
Были применены следующие методы исследования: наблюдение, опрос, интервьюирование, анализ, синтез, сравнительно-документационный, анализ управленческой и бухгалтерской документации предприятия, в том числе опубликованной в открытом доступе в сети Интернет, анализ показателей экономической деятельности предприятия.
Работа подготовлена на 38 листах, состоит из Введения, трёх глав Основной части, Заключения и Списка литературы. Список литературы включает 23 наименования.
Одной из основных особенностей развития науки, начиная с середины XX в., стало становление, развитие и все большее проникновение в различные отрасли знания парадигмы, которая по воле основоположника данного направления Н. Винера, получила название «кибернетика». Сейчас, когда под кибернетикой понимается наука об общих закономерностях процессов управления, связанных с передачей информации, все большее внимание уделяется изучению процессов управления в различных системах. Наука об управлении давно вышла за рамки исключительно технической дисциплины; исследуются процессы управления в живых организмах, в медико-биологических и в экологических системах, в государстве и обществе.
Наибольшее практическое значение для современности приобретает исследование процессов управления в обществе, в социальных системах. Исследованием указанного круга проблем занимается активно развивающаяся в настоящее время наука о социальном управлении. Она сформировалась на стыке социологии, экономики, психологии (особенно социальной психологии), кибернетики, административного права, теории систем и теории принятия решений, и, в настоящее время, имеет весьма значительные перспективы для своего развития1. Несмотря на всю сложность и многоаспектность социальных систем, являющихся объектом одновременного изучения многих наук – социальной психологии, истории, философии, экономики, социологии, правоведения, культурологии, политологии, конфликтологии, тем не менее, социальные системы необходимо изучать, а социальными процессами возможно и необходимо управлять. В связи с этим такие известные ученые, как В.Н. Иванов2, В.И. Кноринг3 говорят о том, что в настоящее время назрела насущная необходимость развития науки социального управления как единой отрасли научного знания и учебной дисциплины. Эта необходимость связана со все возрастающей в современных условиях потребностью в целостном освоении окружающего мира, с необходимостью системного воздействия на экономическую, социальную, политическую, духовную и иные сферы общественной жизни в совокупности, целостно и взаимосвязано.
Наука о социальном управлении имеет свой собственный предмет и свою, отличную от других наук, проблематику исследования. Предметом науки социального управления является управленческая деятельность в единстве в связи с управленческими отношениями, которые складываются в процессе создания самой системы социального управления, её функционирования и развития. Наука социального управления изучает общество и отдельные его институты и структуры, рассматривая общество как целостную систему, находящуюся во взаимодействии с окружающим миром, и исследуя пути решения современных социальных проблем с целью обеспечения гармонизации общественных отношений, повышения качества жизни его членов.
Социальные процессы в обществе не протекают изолированно друг от друга; совсем наоборот, объединяя участвующих в социальном взаимодействии субъектов – людей и группы людей – социальные процессы осуществляют интеграцию всех членов общества в единую, но в тоже время достаточно дифференцированную, систему, социальную систему общества. Общество, рассматриваемое как социальная система, образовано множеством социальных систем меньшего ранга, выступающих по отношению ко всему обществу как подсистемы. Каждая из таких социальных систем – подсистем социальной системы общество – имеет сложную структуру, включает в себя еще несколько социальных подсистем различной степени сложности. Сложная структура социальных систем является отражением всей сложности социальных процессов, а сами социальные системы выступают в качестве форм организации социальных процессов.
В настоящее время в
науке сложились и устойчиво
используются термины «управление
социальными системами», «управление
социальными процессами», «социальное
управление». Однако, единого мнения
об объеме и применимости этих терминов
в настоящее время нет. Рассмотрим
сначала самый общий из этих терминов
– «социальное управление». Ряд
авторов, например Р.Р. Барсуков, Е.М. Ефремова,
Г.И. Осадчая понимают под социальным
управлением особую подотрасль или
направление в системе
Говоря о структуре социального управления, исследователи отмечают, что оно является родовым понятием, включая в себя следующие элементы12:
С другой стороны, в структуре социального управления, исходя из общих принципов теории систем и системного анализа, можно выделить три основные составляющие (рис. 1):
Рис. 1. Структура социального управления
С другой стороны, взаимодействие
субъекта и объекта управления есть
процесс, причем процесс социальный.
Основания так говорить нам дает
и определение социального
Науке социального управления известно достаточно большое число форм организации социальных процессов. Люди перемещаются с места на место – по отдельности или группами, приобретают новые знания или навыки, меняют свой социальный статус, производят и реализуют товары и услуги, участвуют в процессах потребления общественно значимых благ, участвуют в политической борьбе и политических преобразованиях, участвуют в процессах в сфере культуры и в многих других социальных процессах.Одной из самых распространенных форм организации социальных процессов являются предприятия. Предприятие как социальная система объединяет людей с целью эффективного использования доступных именно этой системе ресурсов для производства общественно полезных благ (товаров, услуг, информации) и последующего обмена произведенных благ на другие общественно ценимые блага, обычно – выраженные в денежном эквиваленте14. С другой стороны, предприятия, организации можно рассматривать особую разновидность социальных систем – как системы социотехнические, объединяющие в себе единой целью социальную и техническую составляющие15.
Понимание предприятия как социальной системы широко распространено среди зарубежных бизнес-консультантов. Р. Гофри и Г. Джонс в своей работе, вышедшей на русском языке в серии «Классика Harvard Business Review», отмечают, что бизнес – это прежде всего сообщества, и сообщества в деловом мире принципиально ничем не отличаются от сообществ вне его16. В своей книге «Эра Facebook» Клара Ших пишет: «сама природа организаций является общественной, бизнес состоит из общения людей друг с другом, а успех бизнеса всегда сводится к успешному построению и поддержанию взаимоотношений»17. О предприятии как о социальной системе, в основе которой лежат социальные процессы, говорят и авторы учебника «Менеджмент» под редакцией В.В. Томилова. Указанными авторами предприятие трактуется, с одной стороны, как элемент социальной системы всего общества (подсистема в рамках большей по объему системы – общества), с другой стороны – как самостоятельная социотехническая система, объединяемая с внешней средой потоками вещества, энергии и информации. Предприятие как социотехническая система представляет собой «целостное образование, включающее подсистемы совместного труда, техническую, технологическую и экономическую»18.