Управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Развитие экономики государства в значительной степени зависит от рационального построения финансовой системы, понимаемой в широком смысле. Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства валового общественного продукта, обеспечивая необходимыми денежными средствами все его стадии. Термин «финансы» в теории и на практике одинаково применим и к государственному, и к частному сектору экономики, включая домашние хозяйства. Независимо от общественных и организационно-правовых форм экономического бытия, существует некое общее начало, которое объединяет государственные и частные финансы, абстрактную научную категорию финансов и практические формы ее реализации в современной экономике.

Содержание

Введение.

Социально-экономическая сущность и функции финансов.
Сущность финансовой системы.
Принципы организации, правовое обеспечение и функции финансов.
Содержание системы управления финансами.

Управление финансами на макроуровне.
2.1 Бюджет как основное звено государственной системы управления финансами.
2.2 Государственные внебюджетные фонды.
2.3 Управление Государственным муниципальным кредитом.

3. Управление финансами на микроуровне.
3.1 Экономическая сущность финансов предприятий.
3.2 Финансовый менеджмент как наука управления финансами предприятия.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсяк.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственные  внебюджетные фонды.

 

Внебюджетные фонды представляют собой самостоятельное звено системы публичных финансов, особую форму образования и использования целевых публичных финансовых ресурсов, доходов и расходов, предназначенных для финансового обеспечения функций государства по социальной защите граждан и решению других задач путем фондирования денежных средств, учитываемых и управляемых автономно от бюджетов, публично правовых образований.

В Российской Федерации  создана  двухуровневая система  бюджетов государственных внебюджетных фондов, включающая в себя следующие  их виды:

  1. бюджеты государственных внебюджетных фондов:
    • бюджет ПФР
    • бюджет ФСС России
    • Бюджет ФОМС
  1. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
    • Бюджеты ТФОМС

Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой

автономную от федерального бюджета форму образования и  расходования  денежных средств, предназначенных  исключительно для финансового  обеспечения социальной защиты граждан от риска утраты заработка или другого постоянного дохода в результате потери трудоспособности по старости, инвалидности от рождения, смерти кормильца, длительного выполнения вредной для здоровья деятельности.

 

Пенсионная система

Доходы ПФР

Составная часть трудовой пенсии

Вид пенсии

Пенсии по обязательному  пенсионному страхованию

Часть ЕСН,  зачисляемая  в доходы федерального бюджета

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые  в бюджет ПФР

Базовая

Страховая

Накопительная

По инвалидности по случаю потери кормильца

По старости

 

Пенсии по обязательному  пенсионному обеспечению

Средства федерального бюджета

 

За выслугу лет 

По старости

По инвалидности

Социальная пенсия

Материнский капитал

       

 

Важнейшей проблемой пенсионного страхования является снижение коэффициента отношения средней пенсии к средней заработной плате до 20% в 2007г., в то время как минимальный уровень этого показателя  по мировым стандартам, в частности рекомендациям МОТ, должен составлять 40%. На одного пенсионера в России приходится сейчас 1,28 работающего, что является одной из причин низких пенсий. Решение данной проблемы – первоочередная задача государственной социальной политики.

 













 

Фонд социального страхования  Российской Федерации- это автономная от федерального бюджета форма образования  и расходования  денежных средств, предназначенных исключительно  для финансового обеспечения  социальной защиты населения от риска потери заработка и реализации прав граждан на социальное обеспечение в случае потери трудоспособности по болезни и инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей.

 

 

 

 

 

 















 


 

Фонд обязательного медицинского страхования представляет собой автономную от федерального бюджета и бюджета субъектов РФ форму образования и расходования  денежных средств, предназначенных исключительно для финансового обеспечения  гарантированной государством медицинской помощи населению в порядке обязательного медицинского страхования. Эти фонды делятся на Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 






 

 


 

 

Внебюджетные фонды  имеют строго целевое назначение и являются  самостоятельными финансово-кредитными учреждениями.

 

 

2.3 Управление  Государственным кредитом.

 

Государство как хозяйствующий  субъект является полноценным участником кредитных отношений, которые опосредуют движение денежных средств от кредитора к заемщику на условиях возвратности и возмездности. При этом государство может выступать как кредитором, так и заемщиком. Государственный кредит функционирует на тех же принципах что и кредит в целом: возвратность, срочность, обеспеченность, платность, целевой характер.

Сущность государственного кредита как звена системы  публичных финансов оставляют совокупность денежных отношений, возникающих в  процессе движения публичных финансовых ресурсов в кредитной форме, образование  и использование на этой основе доходов участников кредитных отношений в результате приведения в действие кредитных механизмов и инструментов.

Источниками публичных  финансовых ресурсов, которые совершают  движение в кредитной форме, являются:

    • бюджетные средства, аккумулируемые в бюджетной системе страны;
    • средства юридических и физических лиц, включая иностранных, аккумулируемые органами публичной власти через механизм государственных займов;
    • средства иностранных государств
    • средства международных финансовых, в том числе кредитных организаций.

Кредитором могут выступать  национальные органы государственной  и

муниципальной власти , правительства  других стран и международные  финансовые организации, юридические  и физические лица, в том числе  иностранные. Заемщиками могут быть те же участники кредитных отношений, как правило, за исключением обычно физических лиц.

В процессе кредитования у участников образуется два типа доходов:

  1. у кредиторов – собственные доходы в виде процентов
  2. у заемщиков – привлеченные доходы в виде полученных в пользование ссуженных средств, временно замещающих собственные доходы

В зависимости от того в какой роли органы публичной  власти

участвуют в кредитном  процессе – кредитора или заемщика, выделяют:

  • Бюджетные кредиты
  • Государственные заимствования

Бюджетные кредиты это  денежные средства, предоставляемые бюджетом

другому бюджету бюджетной  системы РФ, юридическому лицу, иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.

В Российской Федерации бюджетные кредиты подразделяются на две большие группы:

    1. Внутри бюджетные кредиты, в том числе:
      • Межбюджетные кредиты
      • Бюджетные кредиты
    1. Внешние государственные кредиты, в том числе:
      • Бюджетные кредиты иностранным государствам
      • Бюджетные кредиты иностранным юридическим лицам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Управление финансами на микуроуровне.

 

3.1 Экономическая  сущность финансов предприятий.

 

Финансы предприятий – составная  часть, подсистема общей финансовой системы страны. Насколько устойчивы, экономически стабильны в государстве предприятия различных отраслей, настолько финансово независимо и  экономически стабильно государство. Финансы предприятий – фундамент всей финансовой системы страны, наряду с финансами домашних хозяйств.

В соответствии с Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР" от 25 декабря 1990г. предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.

Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство продукции в целях получении прибыли. Рис.

Предприятие – это самостоятельный  хозяйствующий  субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами деятельности, целью которой  является извлечение прибыли , приращение капитала и обеспечение общественных потребностей. (ФП.с.5)

 

В процессе  предпринимательской  деятельности у предприятий и  организаций возникают хозяйственные  связи со своими контрагентами:

    • поставщиками и подрядчиками ,
    • покупателями и банковскими учреждениями,
    • государственными органами,
    • объединениями и ассоциациями.

Финансы предприятий  – совокупность экономических отношений  по поводу формирования, распределения  и использования капитала, доходов и накоплений на уровне субъектов хозяйствования. Финансы создаются в сфере материального производства- в реальном секторе экономики, там где создается ВВП.

В масштабах государства  обеспеченность финансовыми ресурсами  оценивается коэффициентом накопления финансовых ресурсов (К нФ):

 

Кнф  = ПФД/ВВП,     где

 

ПФД- первичные финансовые доходы (прибыль предприятий, амортизация, косвенные налоги);

ВВП- валовый внутренний продукт.

 

Финансы предприятий  характеризуются следующими функциями, наиболее полно отражающими их сущность:

    • Воспроизводственная
    • Распределительная
    • Контрольно-стимулирущая.

 

Воспроизводственной функции финансов отводится роль обеспечения хозяйственной деятельности субъекта финансовыми ресурсами с целью расширенного воспроизводства и получения прибыли. Данная функция имеет два аспекта:

  1. Обеспечение текущей деятельности.
  2. Финансирование инвестиционной деятельности.

 

Финансирование текущей  деятельности- финансирование текущих  расходов, выполнение краткосрочных  обязательств, получение доходов  и прибыли, синхронизация потоков денежных средств.

Инвестиционная деятельность предполагает формирование и наращивание  собственного капитала предприятия. Привлечение  долгосрочных кредитов и займов, выполнение долгосрочных обязательств, финансирование инвестиционных проектов, обеспечение их эффективности.

Распределительная функция  финансов предприятий отвечает за формирование первоначального капитала, распределение  валового внутреннего продукта в  стоимостном выражении в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов. Формирование доходной части бюджетной системы государства обеспечивается  распределительной функцией. Некоторые экономисты называют ее императивной . (Литвин М.И. с.10) Конституцией РФ определена обязанность платить налоги (…..)

Существенная часть  доходов предприятий (  ….%) вносится в бюджеты всех уровней в виде налогов и сборов. В основе финансов лежат распределительные отношения, обеспечивающие источниками финансирования воспроизводственный процесс и тем самым связывающие воедино все фазы производственного процесса: производство, обмен и потребление. При распределении должны соблюдаться интересы государства, собственников, кредиторов, инвесторов, работников.

 

Объективной основой контрольно – стимулирующей функции финансов предприятий является анализ и контроль финансовых показателей деятельности предприятий. Контроль  получаемых предприятием доходов, стоимостной учет затрат, соблюдение календарного плана движения денежных средств, бюджетирование и оперативный анализ на основе системы финансовых коэффициентов, управление по отклонениям (контроллинг)  позволяют своевременно выявлять узкие места и критические точки в финансировании хозяйственной деятельности. Игнорирование негативных сигналов может привести к банкротству предприятия.

Различают следующие принципы финансов предприятий в рыночной экономике:

  1. Принцип хозяйственной самостоятельности.
  2. Самофинансирование.
  3. Заинтересованность в результатах деятельности
  4. Государственное регулирование.
  5. Резервирование средств.
  6. Ответственность за результаты деятельности.

 

Хозяйственная самостоятельность  предполагает , что предприятие независимо от организационно-правовой формы хозяйствования самостоятельно определяет цель и вид  бизнеса, направления вложения денежных средств.

Информация о работе Управление финансами