Управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Развитие экономики государства в значительной степени зависит от рационального построения финансовой системы, понимаемой в широком смысле. Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства валового общественного продукта, обеспечивая необходимыми денежными средствами все его стадии. Термин «финансы» в теории и на практике одинаково применим и к государственному, и к частному сектору экономики, включая домашние хозяйства. Независимо от общественных и организационно-правовых форм экономического бытия, существует некое общее начало, которое объединяет государственные и частные финансы, абстрактную научную категорию финансов и практические формы ее реализации в современной экономике.

Содержание

Введение.

Социально-экономическая сущность и функции финансов.
Сущность финансовой системы.
Принципы организации, правовое обеспечение и функции финансов.
Содержание системы управления финансами.

Управление финансами на макроуровне.
2.1 Бюджет как основное звено государственной системы управления финансами.
2.2 Государственные внебюджетные фонды.
2.3 Управление Государственным муниципальным кредитом.

3. Управление финансами на микроуровне.
3.1 Экономическая сущность финансов предприятий.
3.2 Финансовый менеджмент как наука управления финансами предприятия.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсяк.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

Надлежащее выполнение субъектами управления финансами своих полномочий, успешное проведение финансовой политики невозможны без финансово-правового обеспечения. Финансовое право представляет собой упорядоченную совокупность  правовых законодательных и нормативных актов, норм и правил, регламентирующих основы построения финансов, финансовой системы и финансового механизма, а также полномочия органов управления финансами.

Основы правового обеспечения  финансовых отношений и системы  управления финансами в РФ представлены на рис 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различают публичное  и частнохозяйственное финансовое право.

Публичное финансовое право  регламентирует правовые отношения  в области формирования и использования  финансовых ресурсов и доходов органов  государственной власти и местного самоуправления, основы построения публичных  финансов, функции, права и обязанности органов  власти и управления, финансовые формы, методы и инструменты, финансовые взаимоотношения между государством, юридическими и физическими лицами, финансовый контроль. Публичное финансовое право включает в себя следующие отрасли:

    • валютное право;
    • правовые основы денежной системы;
    • бюджетное право;
    • внебюджетное право;
    • таможенное право;
    • налоговое право;
    • отдельные нормы конституционного, гражданского, хозяйственного, трудового, административного права;
    • правовые нормы местного самоуправления в части, касающейся публичных финансов;
    • правовые основы банковской системы.

Публичное право носит  исключительно императивный характер, нормы  которого обязательны к  исполнению всеми  субъектами правоотношений. Например, принципы построения публичных финансов задекларированы в Бюджетном кодексе РФ (БК РФ), Налоговом кодексе РФ (НК РФ) и Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления».

Частнохозяйственное право  регламентирует правовые отношения в области формирования и использования финансов коммерческих, некоммерческих предприятий и домашних хозяйств. Оно включает в себя  соответствующие нормы  конституционного, гражданского, административного, хозяйственного, семейного и трудового права, а также соответствующие отрасли и нормы публичного права, касающиеся частнохозяйственных финансовых правоотношений. В отличие от публичного права, частнохозяйственное право помимо императивных норм в  значительной мере строится на более мягких рекомендательных нормах с широкими правами, например, Положение бухгалтерского учета, Международные стандарты финансовой отчетности, банковские инструкции и т.д.  Основные правовые акты государства -  Конституция РФ, БК РФ, НК РФ- регламентируют финансовые отношения во всех звеньях финансовой системы. но большая часть правовых актов и норм регулирует отношения в отдельных звеньях. Таким образом, предметом финансового права выступают денежные отношения между органами государственной власти, местного самоуправления , предприятиями, домашними хозяйствами и другими  субъектами системы управления финансами.

Рыночная экономика  и социальная сфера не могут функционировать  без финансовых ресурсов. Финансы  обслуживают процесс расширенного воспроизводства валового общественного продукта, обеспечивая необходимыми денежными средствами все его стадии (производство, обмен, распределение, потребление) и каждого из его участников (органы публичной власти, предприятия, домашние хозяйства). Роль финансов в экономической системе реализуется прежде всего через их функции:

  1. Образования публичных и частнохозяйственных денежных доходов.
  2. Использования публичных и частнохозяйственных денежных доходов.
  3. Контрольную функцию.

 

Все три функции финансов в комплексе достаточно полно  характеризуют их общественное предназначение, отражают экономическую специализацию, мотивацию и цели субъектов финансовых отношений.

При выполнении финансами  функции образования публичных  и частнохозяйственных доходов  в результате приведения в действие производственного механизма, ценовых, расчетных, валютных, косвенных налоговых, зарплатных, амортизационных и иных финансовых инструментов и механизмов формируется система первичных доходов в экономике. Уплачиваются косвенные налоги, начисляется амортизация, оплачивается труд , производятся отчисления в социальные фонды, аккумулируется прибыль и другие смешанные доходы. Сложение этих доходов дает величину валовой добавленной стоимости (ВДС) по отраслям экономики в рыночных ценах или ВВП, представляющих собой сумму первичных доходов государства, предприятий и домашних хозяйств.

При приведении в действие прямых налоговых, кредитно-банковских, страховых, фондовых, бюджетных и  других финансовых инструментов и механизмов происходит перераспределение первичных  доходов и формирование вторичных  доходов органов публичной власти и хозяйствующих субъектов. Уплачиваются прямые налоги в бюджеты всех уровней, образуются дивидендные и иные доходы от долевого участия, чистая прибыль предприятий, доходы учреждений и работников бюджетной сферы, предприятий банковско-кредитной сферы, страховых компаний, участников рынка ценных бумаг.

Функция использования  публичных и частно-хозяйственных  денежных доходов путем их текущего расходования, вложения средств в расширенное воспроизводство, инвестиционные проекты или сбережения на счетах в банках с целью потребления и получения новых доходов. Выполняя  эту функцию, финансы обслуживают процесс потребления ВВП.

Осуществление расходов одним субъектом финансовых отношений, как правило, влечет за собой формирование доходов у других субъектов, которые  также расходуют их для извлечения собственных доходов.

Контрольная функция  финансов непосредственно вытекает из первых двух функций. В процессе движения финансовых ресурсов, образования и использования доходов возникает необходимость и появляется возможность оценить состояние финансов в экономике, отслеживать и проверять финансовые потоки на предмет эффективности и законности, принимать оперативные меры по устранению негативных последствий, применять штрафные санкции к нарушителям финансовой дисциплины. На практике эта функция реализуется в системе финансового контроля. Она включает государственный и частнохозяйственный  финансовый контроль.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, воспроизводство и распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

Важную роль в обеспечении  качества финансового контроля играет уровень организации учета в  стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация –  главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

В зависимости от субъектов  контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его  виды:

  • общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти. Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств;
  • ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными   управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;
  • внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность;
    • общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;
    • независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.

 

Контроль осуществляют законодательные  органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые  и кредитные учреждения, страховые  организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы предприятий, организаций и учреждений

Таким образом, финансы – это многогранное экономическое явление. Их сущность проявляется в функциональном предназначении категории финансов, особенностях отраслей и звеньев, составляющих систему финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Содержание системы управления финансами

Финансы и их система  не в состоянии эффективно выполнять  свои функции и играть позитивную роль в экономике страны без надлежащего  управления финансовыми потоками, как  на уровне государства, так и на уровне организаций и домашних хозяйств.

Управление финансами  представляет собой целенаправленное воздействие управляющих субъектов  финансовых отношений (органов власти, организаций и домашних хозяйств) на систему финансов и  ее звенья  при помощи специальных финансовых приемов, методов и инструментов с целью бесперебойного финансового обеспечения экономики и надлежащего исполнения ее субъектами задач и обязанностей. При этом под финансовым обеспечением понимается двусторонний  контролируемый процесс привлечения источников (финансовых ресурсов и доходов) и их использования на экономически обоснованные нужды.

Управление финансами  – это упорядоченная система, имеющая свои субъекты, объекты, структурные  элементы, приемы и методы, инструменты  и цели, задачи и конечный результат.

Субъекты управления финансами – совокупность управленческих структур и органов, воздействующих на систему финансов через финансовую политику, финансовый механизм и их финансово-правовое обеспечение на макро- и микроуровнях. Общее стратегическое руководство финансами страны осуществляет ее глава и администрация, правительство и министры, парламент.

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации  являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное  Собрание РФ, Правительство РФ.

Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Совет Федерации  и Государственная Дума, устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

Правительство РФ – рассматривает  федеральный бюджет, выступает как  единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ (МФ РФ):

  • осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
  • развивает бюджетный федерализм;
  • разрабатывает проект федерального бюджета;
  • составляет отчет о выполнении федерального бюджета;
  • составляет консолидированный бюджет;

На Министерство финансов возложены следующие функции:

  • участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
  • подготовка предложений и реализация мероприятий по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений;
  • участие в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;
  • проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;

Министерство по налогам  и сборам РФ (МНС РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных  налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль.

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя  тем самым увеличению поступлений  в бюджетный фонд.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики.                                ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Счетная палата Российской Федерации – это специальный  контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной  собственности и контроль за расходованием  федеральных денежных средств. Счетная  палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые  органы и таможенная служба, страховые  организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.

Информация о работе Управление финансами