Управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Развитие экономики государства в значительной степени зависит от рационального построения финансовой системы, понимаемой в широком смысле. Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства валового общественного продукта, обеспечивая необходимыми денежными средствами все его стадии. Термин «финансы» в теории и на практике одинаково применим и к государственному, и к частному сектору экономики, включая домашние хозяйства. Независимо от общественных и организационно-правовых форм экономического бытия, существует некое общее начало, которое объединяет государственные и частные финансы, абстрактную научную категорию финансов и практические формы ее реализации в современной экономике.

Содержание

Введение.

Социально-экономическая сущность и функции финансов.
Сущность финансовой системы.
Принципы организации, правовое обеспечение и функции финансов.
Содержание системы управления финансами.

Управление финансами на макроуровне.
2.1 Бюджет как основное звено государственной системы управления финансами.
2.2 Государственные внебюджетные фонды.
2.3 Управление Государственным муниципальным кредитом.

3. Управление финансами на микроуровне.
3.1 Экономическая сущность финансов предприятий.
3.2 Финансовый менеджмент как наука управления финансами предприятия.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсяк.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

На уровне субъектов  федерации и муниципальных образований  функционируют аналогичные или  близкие по назначению к федеральным  структуры и органы управления финансами. Также эти органы обязаны выполнять функции, возложенные на них федеральными органами власти и управления финансами.

Объектом управления выступает система финансов в  целом. Воздействие на объект управления осуществляется посредством организационно - финансовых категорий управления: финансовой политики, финансового механизма и финансового права.

Финансовая политика строится на научно-обоснованной концепции, включающей стратегические и тактические  финансовые цели и задачи, стратегии  и  методах их достижения.

Финансовый механизм – формы и методы, инструменты  планирования, анализа, контроля и регулирования  движения финансовых ресурсов. В системе  управления финансами выделяют стратегическое и тактическое (оперативное планирование).

 

Таким образом, система финансов это часть системы управления финансами, объект воздействия субъектов финансовой системы, совокупность бюджетов, резервов и доходов всех уровней. Качество системы финансов страны зависит от эффективности управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Управление  финансами на макроэкономическом уровне.

2.1 Бюджет как  основное звено государственной  системы управления финансами.

 

Бюджетная система страны представляет собой основанную на финансовых отношениях, государственном устройстве и устройстве местного самоуправления, регулируемую законодательством страны совокупность бюджетов публично- правовых  образований, построенную на основополагающих и функциональных принципах.

Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса  РФ бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской федерации является трехуровневой, а система местных бюджетов – двухуровневой. В состав  российской бюджетной системы включаются следующие бюджеты:

  1. Первого уровня :
  • федеральный бюджет
  • бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе: бюджет ПФ РФ, бюджет для ФСС России, бюджет ФФОМС.
  1. Второго уровня:
  • Бюджет субъектов РФ
  • Бюджеты ТФОМС
  1. Третьего уровня: местные бюджеты, в том числе:
  • Бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, внутригородских муниципальных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга
  • Бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджетная система Российской Федерации строится на законодательно установленных принципах ее организации  и функционирования. Они представляют собой комплекс основополагающих базовых требований к построению, взаимодействию элементов и функционированию совокупности бюджетов в целом как системы. Бюджетная система основана на принципах:

  1. Единство  бюджетной системы  РФ
  2. Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ
  3. Самостоятельности бюджетов
  4. Равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований
  5. Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
  6. Сбалансированности бюджетов
  7. Достоверности бюджета

Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Бюджет объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии: через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Утверждается законодательными органами власти. По материальному содержанию государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, а по социально экономической сущности – основное орудие перераспределения национального дохода. Государственный бюджет современных стран выполняет следующие основные функции:

  1. Перераспределение национального дохода
  2. Государственное регулирование и стимулирование экономики
  3. Финансовое обеспечение социальной политики
  4. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Под доходами бюджета  понимают денежные средства, подлежащие централизации в бюджеты разных уровней. Они могут формироваться  на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством.

К налоговым доходам  относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ , местные налоги и сборы, пени и штрафы.

Так, например, в проекте  бюджета РФ на 2010 год  запланирован объем нефтегазовых доходов в в сумме 3 трлн 194,7 млрд руб. (7,4% к ВВП).

К неналоговым доходам  относятся:

  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  2. доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  3. доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  4. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т. ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  5. доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и иные неналоговые доходы.

Сущность налогов конкретизируется и проявляется на практике через  их функции. В этой связи налоги как  финансовая категория объективно выполняют функции:

    • совокупного денежного эквивалента ценности публичных услуг государства;
    • фискальную;
    • регулирующую;
    • контрольную.

 

Распределение основных видов налогов и сборов в Российской федерации по источникам их уплаты

 

Источник уплаты налогов  и сборов

Вид налогов и сборов

Выручка от реализации продукции

НДС

Акцизы

Единые налоги, уплачиваемые организациями  в рамках специальных налоговых  режимов

Себестоимость продукции

ЕСН

Государственная пошлина

Налоги на пользование природными ресурсами

Транспортный налог

Финансовые результаты деятельности

Налог на имущество организаций

Налог на игорный бизнес

Единый налог уплачиваемый организациями  в рамках специальных налоговых  режимов

Оплата труда

Налог на доходы физических лиц

Единые налоги, уплачиваемые индивидуальными  предпринимателями в рамках специальных  налоговых режимов

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль организаций

Прибыль после налогообложения

Налоги за пользование природными ресурсами штрафного типа


Ценовой характер налогов непосредственно реализуется в форме налогового бремени, в которой сбалансированы спрос государства на налоги и предложение источников их уплаты со стороны налогоплательщика. Как экономическое понятие и ценовой показатель налоговое бремя связано с процессами формирования и использования валового и чистого внутреннего продукта страны, с пропорциями его распределения и перераспределения. Налоговое бремя на “рынке” публичных услуг может складываться стихийно под влиянием фактора государственной монополии на налоги и общественные блага, а может регулироваться и оптимизироваться в рамках государственной налоговой политики. Налоговое бремя следует рассматривать с двух позиций:

  1. как форму монопольной  цены совокупных общественных благ, складывающуюся под влиянием спроса на налоги и предложения источников их уплаты;
  2. как расчетный показатель количественного измерения ценовых параметров по принятой методике.

Государство, будучи монопольным производителем общественных благ и предъявителем спроса на налоги, заинтересовано в максимальном уровне налогов, объемах и темпах роста налоговых поступлений. Налогоплательщики как потребители публичных услуг, от которых исходит предложение источников и объектов налогообложения, заинтересованы в получении больших общественных благ при минимальных налогах. Таким образом, в любом демократическом обществе со временем складывается совокупное равновесное налоговое бремя – равновесная доля налогов в совокупном источнике их уплаты.  Иначе говоря, это равновесная ставка совокупного налога, в основе которой лежат совокупные расходы государства на воспроизводство публичных услуг с учетом соотношения  спроса государства на налоги и предложения налогоплательщиками доходных источников для налогообложения. Экономическое содержание налогового бремени составляют процессы формирования совокупной цены публичных услуг в виде доли налоговых изъятий совокупного дохода страны или совокупной ставки налогов к добавленной стоимости, складывающихся под влиянием законов рыночной экономики налоговых закономерностей. Налоговое бремя определяется как доля ВВП фактических налоговых поступлений в бюджетную систему (ФН):

 

НБэ=ФН/ВВП*100

 

Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы  предназначены для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают

  • расходы на инвестиции или в действующие или вновь создаваемые

структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой

  • средства предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
  • расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширением производства
  • расходы при осуществлении которых создается или увеличивается имущество находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
  • другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения  текущего

функционирования органов  государственной власти, органов местного самоуправления  и бюджетных учреждений , для поддержки отдельных отраслей экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

По предварительным  данным, дефицит федерального бюджета  РФ в январе-октябре 2009г. составил 1 трлн 506,03 млрд руб., говорится в сообщении Министерства финансов РФ. Напомним, в январе-сентябре 2009г. дефицит бюджета составлял 1 трлн 351,25 млрд руб.

По доходам бюджет РФ в январе-октябре 2009. исполнен в сумме 5 трлн 788,75 млрд руб., или 86,2% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010г. и 2011г.". По кассовому исполнению расходов бюджет исполнен в размере 7 трлн 294,78 млрд руб., или 73,5% к уточненной росписи. Первичный дефицит составил 1 трлн 355,73 млрд руб.

Доходы федерального бюджета в январе-октябре были обеспечены Федеральной налоговой  службой в размере 2 трлн 672,01 млрд руб., что составило 94,7% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2009г.

Федеральная таможенная служба обеспечила бюджет доходами в  размере 2 трлн 672,01 млрд руб., что составляет 77,0% к прогнозным показателям доходов  федерального бюджета на 2009г. Поступления, обеспеченные Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, составили 25,27 млрд руб. (71,3% к прогнозным показателям). Другие федеральные органы перечислили в доходную часть бюджета 619,29 млрд руб. (104,0% к прогнозным показателям). (www.rbc.ru)

Таким  образом,  государственный бюджет - основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным органом государственной власти и закрепляющий юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Информация о работе Управление финансами