Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:40, курсовая работа
Цель работы состояла в углубленном изучении нормативно-правовых положение (ПБУ), регулирующих учет доходов и расходов в строительных организациях, в сопоставлении этих норм с реальной практикой работы одного из предприятий сельского строительства (включая ремонт и строительство автодорог), в выявлении резервов и возможностей улучшения учетного процесса в обследованной организации. В качестве такой организации было обследовано и выступило в качестве объекта изучения ООО "Сельстрой" Орловского района Ростовской области.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС, ИМУЩЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО "СЕЛЬСТРОЙ".
1.1. Юридический статус ООО "Сельстрой"
1.2. Имущественное состояние ООО "Сельстрой"
1.3. Динамика выручки и прибыли предприятия
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНЫЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ДОХОДОВ И
РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1. Законодательно-нормативные и теоретические положения
по бухгалтерскому учету доходов в строительстве
2.2. Нормативные, теоретические и методические основы учета
затрат в строительных организациях
2.3. Особенности налогового учета доходов и расходов
строительных организаций
3. ОПЫТ БУХГАЛТЕРИИ ООО "СЕЛЬСТРОЙ" В
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Основы организации бухгалтерского учета доходов и
расходов в ООО "Сельстрой"
3.2. Организация журнально-ордерной формы счетоводства
в бухгалтерии ООО "Сельстрой"
3.3. Учет доходов, получаемых от выполнения работ и
оказания услуг
3.4. Учет источников финансирования капитального строительства
4. ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ БУХГАЛТЕРИИ
ООО "СЕЛЬСТРОЙ" ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА
ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
4.1. Улучшение бухгалтерского оформления хозяйственных
договоров
4.2. Введение регистров налогового учета, отражающих затраты
на выполнение строительных работ
4.3. Группировка доходов и расходов предприятия в соответствии
с требованиями декларации по налогу на прибыль
4.4. Автоматизация учетно-расчетных операций, ведения книги
покупок и продаж
4.5. Предполагаемый эффект от применения разработанных
предложений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4. ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ДЛЯ БУХГАЛТЕРИИ ООО "СЕЛЬСТРОЙ"
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА
ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
4.1. Улучшение бухгалтерского оформления хозяйственных
договоров
В предыдущих разделах работы приводились данные о значительной дебиторской задолженности заказчиков перед ООО "Сельстрой". При этом ее размеры на конец 2005 г. заметно возросли (форма № 1, строка 240). Это требует более тщательного составления хозяйственных договоров с контрагентами, включения в договора положений, ужесточающих санкции за их ненадлежащее исполнение.
Объектом бухгалтерского учета по договору на строительство у подрядчика являются затраты по объекту строительства, производимые при выполнении отдельных видов работ на объектах, возводимых по одному проекту или договору на строительство. Подрядчик может вести бухгалтерский учет затрат по нескольким договорам, заключенным с одним застройщиком или несколькими застройщиками, если они относятся к одному проекту.
Расчеты с заказчиками могут осуществляться в виде авансовых платежей за выполненные подрядчиком работы или после завершения всех работ на объекте строительства. Для отражения авансовых платежей от заказчиков бухгалтерии предприятия рекомендуется ввести дополнительный субсчет "Авансы полученные" к счету 62. Такие расчеты были бы предпочтительнее для подрядчика. Они способствовали бы уменьшению дебиторской задолженности. Кроме того, это позволяло бы предприятию использовать в денежном обороте больше средств.
Вторая особенность, связанная с учетом договоров, - определение даты реализации договора по моменту поступления денежных средств на расчетный счет (кассовый метод), а не по моменту представления счетов-фактур заказчику, что практикуется в настоящее время. Это облегчило бы условия расчетов с бюджетом по НДС. Правда, с 2006 г. очередные поправки Налогового кодекса эту возможность устранили.
Тем не менее при заключении договора "по моменту перехода прав по мере готовности объекта" предприятию ООО "Сельстрой" рекомендуется включать условие перехода собственности на строительную продукцию после оплаты всех работ по договору или вводимому в действие объекту. В данном случае необходимо пользоваться счетом 45 "Товары отгруженные", так как до момента оплаты всех работ по объекту или договору они остаются собственностью подрядчика. Стоимость незавершенного производства с момента подписания акта выполненных работ необходимо списывать проводкой: Дт 45 Кт 20.
Кроме договоров на выполнение
строительно-монтажных и
При реализации материалов следует использовать счет 91 "Прочие доходы и расходы" и ввести дополнительные субсчета:
91-2 " Продажа строительных материалов";
91-3 "Реализация строительной продукции".
Данная реализация должна отражаться следующим образом:
Дебет 62 "Расчеты с покупателями" Кредит 91-2 "Продажа строительных материалов"; Дебет 62 "Расчеты с заказчиками" Кредит 91-3 "Реализация строительной продукции".
В целом рекомендации по улучшению бухгалтерской экспертизы и оформления хозяйственных договоров в ООО "Сельстрой" можно представить для краткости и наглядности в виде схемы (рисунок 1).
Рисунок 1 - Состав рекомендуемых мер
по улучшению
бухгалтерского оформления хозяйственных
договоров
ООО "Сельстрой" заказчиками
4.2. Введение
регистров налогового учета,
на выполнение строительных работ
В главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ на законодательном уровне дано определение налогового учета как системы обобщения информации для определения налоговой базы по данному налогу на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя.
Данные налогового учета - это показатели, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения.
В изученные годы обследованное предприятие для определения налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль не использовало регистры налогового учета. Это в существенной мере затрудняло группировку расходов и доходов в целях налогообложения и ставило предприятие перед угрозой штрафов со стороны налоговых органов. В связи с этим далее приводятся некоторые регистры налогового учета, предлагаемые предприятию.
1. Регистр учета материальных расходов. Он должен включать дату расхода (при возможности определения даты расхода материальных ценностей необходимо указывать последний рабочий день месяца), наименование расхода (в соответствии с Налоговым кодексом), сумму расходов. Образец указанного регистра налогового учета представлен в таблице 13.
Таблица 13 - Регистр учета материальных
расходов,
предлагаемый бухгалтерии ООО "Сельстрой"
Налогоплательщик: |
ООО "Сельстрой" | |||
Период |
с 01.01.2006 г. по 31.03.2006 г. | |||
Дата |
Наименование расхода |
Обоснование |
Сумма, | |
31.01.2006 |
Строительные материалы |
пп.1 ст.254 НК |
78320 | |
31.01.2006 |
Тепло- и энергоресурсы |
пп.5 ст.254 НК |
10146 | |
31.01.2006 |
Хозинвентарь |
пп.3 ст.254 НК |
870 | |
31.01.2006 |
Содержание основных средств |
пп.7 ст.254 НК |
1800 | |
Итого |
94136 | |||
Возвратные отходы |
7360 | |||
Всего по расходу |
83776 |
Данный регистр должен быть составлен на основании материальных отчетов, журналов-ордеров № 6, актов выполненных работ по ремонту основных средств (форма № 2).
2. Регистр учета расходов на оплату труда. Он составляется на основании книги по оплате труда и трудовых договоров. Форма данного регистра приведена в таблице 14.
Таблица 14 - Регистр учета материальных расходов, предлагаемый
бухгалтерии ООО "Сельстрой"
Дата |
Фамилия, и.о. |
Вид |
Обоснование |
Сумма, |
31.01.2006 |
Михайлова Н.П. |
Прочие |
пп.1 ст.255 НК РФ |
3000 |
31.01.2006 |
Сердюкова Н.М. |
АУП |
пп.1 ст.255 НК |
2820 |
31.01.2006 |
Болдырев С.П. |
АУП |
пп.13 ст.255 НК |
1648 |
Итого |
7468 |
3. Регистр начисления налогов. Он должен формироваться для обобщения информации о налогах и сборах, включаемых на основании ст.264 НК РФ в состав прочих расходов. Форма этого регистра показана в таблице 15.
Таблица 15 - Регистр учета начисления налогов в ООО "Сельстрой"
(по конкретному работнику)
Дата |
Вид налога |
База для расчета, руб. |
Ставка |
Сумма |
31.01.2006 |
ЕСН в части федерального бюджета |
7468 |
28 |
2091 |
31.01.2006 |
ЕСН в части ТФОМС |
7468 |
3,4 |
253 |
31.01.2006 |
ЕСН в части ФСС |
7468 |
4 |
298 |
31.01.2006 |
ЕСН в части ФФОМС |
7468 |
0,2 |
14 |
31.01.2006 |
Взносы в фонд страхования от травматизма |
7468 |
1,2 |
89 |
Итого |
2745 |
Подобные регистры налогового учета можно составить и вести по другим затратам, включаемым в стоимость выполняемых строительных и других работ предприятия.
4.3. Группировка доходов
и расходов предприятия в
с требованиями декларации по налогу на
прибыль
Декларация по налогу на прибыль организаций, форма которой составлена в соответствии с Налоговым кодексом, требует от бухгалтерии предприятия более тщательного ведения раздельного учета каждой составляющей доходов и расходов. Вытекающую из требований НК РФ классификацию доходов можно представить в виде схемы на рисунке 2.
Аналогичная схема классификации должна быть введена в учете расходов.
Рисунок 2 - Классификация доходов,
предлагаемая ООО "Сельстрой"
в целях налогового учета
Предложенные схемы
классификации доходов и
Введя раздельный учет доходов и расходов в соответствии с требованиями Налогового кодекса, бухгалтерия предприятия одновременно улучшит управленческий учет, сделает его более приспособленным для анализа деятельности предприятия, поиска и реализации мер по повышению ее эффективности. Представляется перспективным разделение предприятия на два самостоятельных хозяйствующих субъекта, численность персонала которых будет меньше 100 человек. Это позволит перейти на упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения. При ее применении упрощаются требования к налоговому учету. Главное же - налогообложение субъектов малого предпринимательства менее обременительное, так как разница между доходами и расходами этих организаций (т.е. их прибыль) облагает налогом по ставке 15 %, а не 24 %, как должны платить предприятия на общем режиме налогообложения. Именно по такой высокой ставке ООО "Сельстрой" платило налог на прибыль в 2003-2005 гг. В 2005 г. сумма налога на прибыль составила здесь 1466 тыс.руб., в 2004 г. - 1382 тыс.руб., а за 2 года - 2848 тыс. руб. При переходе на УСН эта сумма составила бы 1780 тыс.руб., т.е. она была бы на 1,1 млн.руб. меньше. А ведь кроме налога на прибыль предприятие могло бы сэкономить на уплате НДС и налога на имущество, а также на уплате ЕСН (кроме взносов на обязательное пенсионное страхование). Это довело бы сумму экономии на налогах более чем до 10 млн.руб., т.к. только НДС предприятие платит более этой величины.
4.4. Автоматизация учетно-расчетных операция, ведения книги
покупок и продаж
Постановлением Правительства РФ утверждены правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Указанное постановление обязывает плательщиков НДС при совершении операций по реализации работ, услуг и товаров составлять счета-фактуры и вести журналы учета счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок по установленным формам. В ООО "Сельстрой" ведутся указанные регистры. Однако заполнение их производят вручную.
С целью упрощения учета, затрат времени на заполнения регистров предлагается автоматизировать учетно-расчетные операции.
На мой взгляд, необходимо применять для ведения бухгалтерского учета программу 1С: Бухгалтерия 7.7, изученную в ходе обучения в АЧГАА. Данная программа содержит документы: "Счет-фактура выданный", "Запись книги продаж", "Счет-фактура полученный" и "Запись книги покупок". Для подготовки счетов-фактур, выставляемых покупателю по мере выполнения работ, предназначен документ "Счет-фактура выданный".
Счет-фактуру можно вводить на
основании следующих
Для формирования книги продаж служит отчет "Книга продаж". Он формируется на основании введенных ранее документов "Счет-фактура выданный". Каждый документ является основанием для заполнения очередной строки в книге продаж. Счет-фактура выданный образует строку в книге продаж, если это счет-фактура на отгрузку и, в качестве счета начисления НДС выбран счет 68 или счет-фактура на аванс.
Так как ООО "Сельстрой" для целей налогообложения выбрало учетную политику "по отгрузке", то при вводе счета-фактуры автоматически будет заполняться книга продаж.
Для регистрации счетов-фактур, получаемых для поставщиков, в типовой конфигурации используется документ "Счет-фактура полученный". Данный документ следует использовать, когда счет-фактура поставщика или заменяющий его документ поступает на предприятие раньше или позже самих ценностей. Данный прием позволяет в нужных случаях разделить оборот материально-производственных запасов и налоговый учет, обеспечив правильность последнего.
Счета-фактуры, полученные покупателем от поставщика, являются основанием для регистрации в книге покупок. Регистрация происходит в хронологическом порядке по мере оплаты оприходованных товаров.