Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:13, дипломная работа
Целью данной работы является изучение формирования, распределения и использования прибыли предприятия, а также поиск возможных путей оптимизации ее распределения и увеличения на примере ОАО «Коминтерн».
Исходя из поставленной цели в работе предусматривается решение следующих задач:
сделать оценку эффективности работы промышленных предприятий Республики Беларусь
изучить теоретические основы формирования, распределения и использования прибыли на предприятии
провести анализ формирования и использования фонда потребления на примере ОАО «Комин
Введение 4
1 Теоретические основы формирования, распределения и использования прибыли на предприятии 6
1.1 Прибыль и рентабельность как основные показатели развития предприятий Республики Беларусь 6
1.2 Сущность формирования, распределения и использования прибыли 15
1.3 Понятие социального и экономического развития предприятия 25
2 Анализ прибыли предприятия как источника экономического и социального развития ОАО «Коминтерн» 33
Технико - экономическая характеристика предприятия 33
Анализ формирования и использования фонда потребления на ОАО «Коминтерн» 43
Анализ создания и использования фонда накопления на ОАО «Коминтерн» 52
3 Резервы роста прибыли и пути оптимизации ее распределения на предприятии 59
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение
На ОАО «Коминтерн», в условиях когда предприятие само не может свободно устанавливать цену на свою продукцию и адекватно реагировать на изменение уровня затрат, главным фактором не роста, а хотя бы не снижения уровня рентабельности должна стать работа по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно — росту прибыли. В частности, если рассматривать состав себестоимости, то необходимо стремиться к экономии расхода таких ресурсов как материалы, электроэнергия, газ, а также к снижению показателя брака, который в структуре себестоимости занимает 1,5 %.
Так как размеры прибыли предприятия находятся в прямой зависимости от показателя его рентабельности, то одним из путей максимизации размеров прибыли для предприятия может стать решение задачи по увеличению рентабельности своей деятельности. В данном случае необходимо найти такой вариант решения, при реализации которого происходило бы снижение расходов предприятия, то есть издержек производства, при одновременном росте объемов производства и реализации, а, следовательно, и выручки, размеры которой определяют в итоге размер прибыли предприятия, что вполне допустимо с точки зрения теории экономии на издержках за счет увеличения масштабов деятельности. Эта теория лучше всего подходит для предприятий, действующих в условиях крупного стандартного производства. Черты ОАО «Коминтерн», позволяют определить его как такое предприятие.
Одним из факторов, способным реально повлиять на рост рентабельности может стать уменьшение остатков нереализованной продукции (на ОАО «Коминтерн» они очень значительные). Для полного насыщения рынка Республики Беларусь своей продукцией, учитывая текущую платежеспособность населения ОАО «Коминтерн» достаточно 45-50 % (15 тыс. шт.) от среднемесячного объема производства. С оставшейся частью продукции предприятие должно выходить на рынки других стран и в первую очередь на перспективный российский рынок, так как на рынке западной Европы выйти очень сложно. Важнейший шаг в этом направлении это снижение затрат на производство и реализацию продукции – сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов. После аннулирования выгодных контрактов, основанных на давальческом сырье, основными поставщиками сырья являются белорусские предприятия. За минувший год фактическая поставка материалов была ниже заключенных объемов в связи с нестабильной работой поставщиков из-за отсутствия сырья и финансов. На мой взгляд, для выхода на перспективный российский рынок ОАО «Коминтерн» необходимо вначале выйти на сырьевой рынок, а затем уже на рынок готовых изделий. Цены на продукцию ОАО «Коминтерн» и ее российских конкурентов примерно равны, а по качеству она не уступает, а часто и превосходит аналоги конкурентов.
При выходе на российский рынок с уровнем рентабельности 5-10% будет обеспечено минимальное ценовое преимущество. При объеме продаж 200 тыс. шт. в год балансовая прибыль ОАО «Коминтерн» составит 1.6 млдр. руб., чистая прибыль около 900 млн. руб. Безусловно, в первое время немалая часть от этой суммы будет направлена на маркетинговую деятельность. ОАО «Коминтерн» вынуждено будет вести серьезные затраты на проведение крупномасштабной рекламной кампании, организации сети фирменных магазинов, оптовых баз, однако поглотив значительные средства в настоящем, это станет источником увеличения размеров прибыли в будущем.
Кроме того возникает необходимость разработки и внедрения качественной маркетинговой стратегии развития предприятия, которая должна включать действия по сегментации рынков сбыта, поиску рыночных “ниш”, а также создание соответствующей организационной структуры отдела маркетинга.
Исходя из соображений наращивания объемов экспорта, предприятию следует пересмотреть свою маркетинговую политику и максимально использовать имеющиеся у него преимущества: удачное географическое расположение республики и наличие в стране хорошо развитой инфраструктуры транспорта.
Предприятие, заинтересованное
в увеличении прибыли или конкурентоспособно
Таблица 3.1 - Выбор стратегии лидерства в снижении издержек
1. лидерство в снижении издержек |
2. лидерство в дифференциации качества продукции |
3. особое внимание снижению издержек |
4. особое внимание дифференциации |
В зависимости от выбора стратегии предприятия выбирается способ снижения издержек компании. Это может быть:
Однако стремление к лидерству и завоеванию потребителя на рынке предполагает рост издержек производимой продукции. Предприятие постоянно должно лавировать в выборе стратегии их снижения, чтобы ее конкуренты не смогли занять более сильные позиции на рынке.
Предприятие, не реализующее более выгодную стратегию снижения издержек производства, оказывается в невыгодном экономическом положении. Его прибыль снижается за счет потерь многочисленных потребителей или из-за низких цен, устанавливаемых для того, чтобы оторваться от конкурентов.
Правильно проведенный анализ рынков может обеспечить увеличение, как нормы прибыли, так и ее объемов. Масса полученной прибыли возрастает благодаря росту товарооборота. В этой связи предприятие должно соизмерять убытки, понесенные в краткосрочном периоде, с прибылью, которую оно может получить в долгосрочном периоде. После проведенного анализа предприятие должно решить для себя, что важнее – получение небольшой прибыли в настоящий момент или ее увеличение в будущем.
На ОАО «Коминтерн» из года в год сохраняется устойчивый ассортимент продукции. С одной стороны это отсутствие затрат на переналадку оборудования, возможность производства качественной продукции с минимальными издержками, а с другой стороны это повышенный производственный риск, недопулучение альтернативной прибыли. На мой взгляд, положительный результат принесет расширение ассортимента продукции и даже диверсификация производства, предприятие без больших издержек на переналадку оборудования может наладить выпуск такой продукции как шторы, гардины, накидки для кресел и диванов.
Таблица 3.2 - Предложения по организации мероприятий, направленных на развитие экспорта, на ОАО «Коминтерн»
Цель |
Мероприятие |
Эффект |
А |
1 |
2 |
Снижение себестоимости продукции. |
Использование транспорта ОАО «Коминтерн» для доставки импортных грузов. |
Уменьшение стоимости |
Поставка российского сырья и материалов |
Уменьшение стоимости | |
Запрет на поставку сырья и оборудования в сроки, не согласованные с финансовыми службами предприятия. |
Исключение затрат на получение гарантий банковских учреждений и платежи за предоставленные гарантии. | |
Исключение затрат, связанных с хранением товаров на складах временного хранения и таможенных складах. | ||
Организация СХ или таможенного склада на предприятии. |
Исключение затрат, связанных с хранением товаров на складах временного хранения и таможенных складах. Оперативное распоряжение поступающими товарами. | |
Изменение и расширение ассортимента изделий. |
Разработка и выпуск изделий, не
относящихся к «строго |
Получение дополнительной, альтернативной прибыли |
Расширение ассортимента тканей для имеющегося на сегодняшний день ассортимента. |
----- // ----- | |
Гибкая система перехода на выпуск изделий различного ассортимента на одних производственных мощностях. |
Пример – часто спрос на брюки превышает спрос на пиджаки, но предприятие вынуждено отказываться от заказов из-за строгого баланса выпускаемого ассортимента.
| |
Улучшение взаимодействия между службами предприятия.
А
Создание благоприятных условий заказчикам и покупателям |
Внедрение единой компьютерной системы,
позволяющей оперативно осуществлять
обмен информацией между
|
Уменьшение затрат рабочего времени на поиск требуемой информации, подготовку документов для отгрузки, получения лицензий, сертификатов и пр. |
1 |
2 | |
Организация регулярных занятий среди администрации предприятия с целью ознакомления с нормативными и законодательными актами РБ, регулирующими внешнеэкономическую деятельность. |
Повышение компетентности, квалификации, уровня знаний, работников предприятия, что повлияет на эффективность принимаемых решений. | |
Создание дилерской сети за пределами Республики Беларусь. |
Оперативная и эффективная поставка товаров покупателям, замена товаров, поддержание достаточного ассортимента у распространителей продукции. Получение централизованной и удобной для анализа информации о необходимом на рынке ассортименте. Возможность продления сроков проведения внешнеэкономических операций свыше установленного лимита. | |
Постоянный контроль за наличием на предприятии расходных материалов и работоспособностью оргтехники. |
Исключение задержек при отгрузках,
связанных с отсутствием | |
Введение жесткого контроля за использованием автотранспорта. Первоочередное и бесспорное предоставление автотранспорта для работ, связанных с экспортом продукции. |
Исключение задержек с таможенным оформлением, получением разрешений таможенных органов, органов санитарно-гигиенического, эпидемиологического и карантинного контроля. | |
Реорганизация порядка проведения банковских операций и получения платежных документов. Проведение платежей службами предприятия во ВСЕ время работы банка, срочное получение и доставка платежных и иных документов, необходимых для работ, связанных с экспортом продукции. |
Значительное сокращение времени, необходимого для таможенных операций. | |
Рекламная деятельность и имидж предприятия. |
Сайт в Интернете. |
Способствует формированию спроса и стимулированию сбыта |
Внедрение и регистрация новых торговых марок на собственную продукцию, активная внешняя реклама. |
Расчеты экономистов предприятия показали, что при более высоком уровне организации рабочего времени (сокращение простоев, непроизводительных потерь времени и т.д.), при оптимизации потоковых процессов на предприятии, при более рациональном использовании основных и оборотных средств предприятия себестоимость продукции можно значительно снизить.
Рациональное использование своих оборотных средств, бережное отношение к ним позволит получить прибыль "ни из чего". Рационально использовать свои деньги, ожидающие конвертацию в валюту или момента оплаты сырья, материалов, комплектующих, помогут банковские депозиты и векселя. За хранение денег на расчетном счете банк, как правило, не выплачивает предприятию ничего, то есть банк бесплатно пользуется деньгами клиентов. А между тем любое предприятие может продать любую сумму денежных средств другому банку на весьма выгодных условиях, таким образом, прибыль гарантирована. То же можно сделать, располагая валютой, которую не имеет смысла продавать, так как курс меняется каждый день. Гораздо проще разместить валюту на депозитный вклад под проценты и в том же банке получить рублевый кредит, который благодаря процентам по валютному депозиту окажется совсем не дорогим. Специалисты рекомендуют директорам предприятий этот способ хранения и преумножения денег.
В связи с существующей
проблемой несвоевременных
Таким образом, основными стратегическими направлениями развития предприятия, условиями его эффективной работы и более устойчивого финансового состояния должны стать следующие мероприятия:
~ оптимизация пропорций распределения прибыли
~ временное сокращение численности работников
~ привлечение инвестиций
~ выход на рынки России и других стран
~ разработка эффективной стратегии маркетинга
В частности, ОАО «Коминтерн», производящее продукцию массового потребления, в целях роста прибыли и рентабельности должно стремиться к:
* уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости;
* уменьшению остатков нереализованной продукции;
* ускорению оборачиваемости оборотных средств;
* снижению затрат на рубль товарной продукции;
* росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;
* расширение ассортимента продукции и увеличению в номенклатуре продукции доли более рентабельных изделий.
В заключение следует отметить, что ОАО «Коминтерн» является одним из наиболее привлекательных предприятий Республики Беларусь. Уже на данный момент оно многого достигло и имеет огромный потенциал, при умелом руководстве ОАО «Коминтерн» может достичь намного больших высот. Однако очевидно, что для успешной работы предприятия только усилий руководства не достаточно. Какие бы не были профессионалы в руководстве, но без поддержки государства, его заинтересованности в развитии не государственных форм хозяйствования, создании для них благоприятных условий и стабильной правовой базы, ни какие управленческие решения не смогут помочь.