Учет дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: m****************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика расчетов предприятия
1.1. Формы расчетов, используемые на предприятиях
1.2. Расчеты с поставщиками и покупателями
1.3. Характеристика расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
2. Совершенствование управления дебиторско-кредиторской задолженностью ОАО «Завод мебельной фурнитуры»
2.1. Анализ дебиторско-кредиторской задолженности покупателей и поставщиков
2.2. Финансово-эксплуатационные потребности
2.3. Влияние изменения форм расчетов на финансово-эксплутационные потребности
2.4. Способы удовлетворения финансово-эксплутационных потребностей предприятия
Заключение

Работа содержит 1 файл

учет дебит и кредит задолж.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

Покажем на примере  расчет разумной длительности отсрочек по клиентской задолженности, с одной  стороны, и по платежам поставщикам, с другой стороны.  

Два варианта - А  и Б – в обоих предприятие получает в среднем один месяц отсрочки платежа по поставкам сырья и, в свою очередь, предоставляют клиентам месячные отсрочки. Если среднемесячный оборот по варианту А составляет 100 млн. руб., а стоимость потребляемого сырья - 50 млн. руб., то клиентская задолженность перекрывается коммерческим кредитом поставщиков лишь наполовину:  

Таблица 6 

Расчет нормы  добавленной стоимости

вариант 

Коммерческий  кредит поставщиков 
 

Отгрузка готовой  продукции (среднемесячный оборот) 

Потребление сырья 

  

Норма добавленной стоимости 

А 

1 мес * месячный  оборот закупок сырья. 

   100 млн.  руб. 

     50 млн. руб. 

  

    50 млн.руб. 

Б 

1 мес * месячный  оборот 

   100 млн.  руб. 

      25 млн.руб. 

  

    75 млн.руб. 

  
 

  

В варианте Б  с таким же месячным оборотом (100 млн. р.), но с меньшим потреблением сырья (25 млн. руб.) и большей нормой добавленной стоимости выходит: 100 млн. руб. - 25 млн. руб. = 75 млн. руб. 

Следовательно, при варианте А необходима двухмесячная отсрочка по платежам поставщикам, чтобы  компенсировать месячную отсрочку клиентам, а для более эффективно работающего варианта Б это соотношение равно 4:1. Далее, чтобы величина ФЭП стала отрицательной и превратилась в источник финансирования, по варианту А нужно просить у поставщиков 2,5-3 месяца отсрочек, а по варианту Б - 4,5-5 или даже 6 месяцев отсрочек. Ужесточение же сроков расчета с клиентами грозит осложнениями в сбыте продукции.  

Итак, чем больше норма добавленной стоимости, тем  больше финансово-эксплуатационные потребности. Более того, у предприятий с повышенной нормой добавленной стоимости ФЭП растут быстрее выручки от реализации.  

Однако, во-первых, нет смысла без крайней необходимости  искусственно снижать норму добавленной  стоимости: это может перечеркнуть все усилия по подъему уровня рентабельности; во-вторых, чтобы “обернуться” по срокам выплат и поступлений, предприятие может прибегнуть к банковскому кредиту (в частности, в форме овердрафта), либо к учету векселей, либо к факторингу.  

Предприятия малого бизнеса обладают одним весьма важным преимуществом: таким предприятиям удается поменять знак величины финансово-эксплуатационных потребностей на отрицательный благодаря невысокой норме добавленной стоимости и удачному соотношению в сроках платежей по закупкам сырья, с одной стороны, и поступлений за готовую продукцию, с другой стороны. Тогда коммерческий кредит поставщиков не только покрывает средства, замороженные в запасах, и клиентскую задолженность, но и порождает дополнительный источник финансирования для предприятия.  

Основная задача рационального управления оборотными активами предприятия: всеми силами и средствами сокращать периоды оборачиваемости запасов и кредиторской задолженности и увеличивать средний срок оплаты кредиторской задолженности (в рамках деловой этики, разумеется), с целью снижения финансово-эксплуатационных потребностей, вплоть до превращения их в отрицательную величину. 

 

2.4. Способы удовлетворения  финансово-эксплутационных потребностей  предприятия 

  

Существуют следующие  возможности маневра по сокращению финансово-эксплуатационных потребностей предприятия и сроков оборачиваемости оборотных средств, которые относятся к маркетинговой функции предприятия: 

1.Принцип дорогой  закупки и дешевой продажи  товара, полностью соответствующий  формуле Дюпона.  

2. Скидки покупателям за сокращение сроков расчета (спонтанное финансирование).  

3. Учет векселей  и факторинг.  

1. В условиях  конкуренции имеет больший смысл  укорять оборачиваемость оборотных  средств, чем упорствовать на  максимизации нормы прибыли на  каждую единицу реализуемого товара. При высоких показателях оборачиваемости оборотных средств коэффициент соотношения заемных и собственных средств (плечо финансового рычага) может значительно превышать единицу. Формула Дюпона в любых ее модификациях неопровержимо свидетельствует в пользу того, что высокая оборачиваемость средств умножает на себя скромную рентабельность оборота и дает в итоге повышенную рентабельность использования средств. При этом повышается значение дифференциала эффекта финансового рычага и предприятие может себе позволить еще больше увеличить плечо рычага. В условиях инфляции для 6опьшинства предприятий оборот важнее прибыли. 

2. Предоставляя  покупателю отсрочку платежа  за товар, продавец, по существу, предоставляет своему партнеру  кредит, который вопреки бытующему мнению, отнюдь не является бесплатным. Предоставляя отсрочку в 45 дней, продавец идет на упущенную выгоду - тот же убыток - по крайней мере, в сумме банковского процента, который мог бы набежать на сумму за полтора месяца, если бы она была получена немедленно. Более того, если рентабельность превышает средне банковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная в оборот, могла бы принести еще большее приращение.  

С другой стороны, зачастую трудно реализовать товар, не предоставляя коммерческого кредита. В странах развитой рыночной экономики давно был найден и успешно применяется способ облегчения страданий поставщика, небесприбыльный и для покупателя: спонтанное финансирование. Если оплата товара произойдет до истечения определенного срока, то можно будет воспользоваться солидной скидкой с цены. После этого срока платить придется сполна, разумеется, укладываясь в договорный срок платежа. Что выгоднее: оплатить до определенной даты, даже если придется для этого воспользоваться банковским кредитом, или дотянуть до последнего и потерять скидку? 

Необходимо сопоставить  “Цену отказа от скидки” со стоимостью банковского кредита (и то, и другое - на базе годовых процентных ставок). Взвесим издержки альтернативных возможностей. 
 
 

Если результат превысит ставку банковского процента, то лучше обратиться в банк за кредитом и оплатить товар в течение льготного периода. Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств; такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода. 

3. Эффективность  управления текущими активами  и текущими пассивами можно  также повысить разумно используя  учет векселей и факторинг  с целью превращения ФЭП в  отрицательную величину и ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Заключение 

  

В курсовой работе на тему «Управление дебиторско-кредиторской задолженностью на примере ОАО «Завод мебельной фурнитуры» рассматриваются  основные приемы и методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью. 

В первой части  работы рассматриваются теоретические  материалы, посвященные расчетам предприятий. Расчетные операции предприятие  ведет: с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, с  персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами, с внебюджетными фондами, со страховыми организациями, с учредителями, с филиалами, дочерними и зависимыми организациями, по совместной деятельности, с бюджетом. 

Наибольшее внимание в ходе хозяйственной деятельности необходимо уделять дебиторской и кредиторской задолженности с покупателями и поставщиками.  

Оценить условия  расчетов предприятия с поставщиками и покупателями можно, сравнивая  попарно дебиторскую и кредиторскую задолженности, авансы поставщикам  и авансы покупателей. Сравнение проводится на основании абсолютных величин и периодов оборота указанных элементов. В дополнение может быть использована информация анализа структуры баланса, а именно: оценка доли авансов поставщикам и кредиторской задолженности в текущих затратах, доли дебиторской задолженности и авансов покупателей в выручке от реализации. 
 

Вторая часть  курсовой работы посвящена практическому  изучению и анализу сроков погашения  дебиторской и кредиторской задолженности  на ОАО «Завод мебельной фурнитуры» . финансово-эксплутационные потребности ОАО «Завод мебельной фурнитуры» (по периоду оборачиваемости в днях) с 21,8  дней в 2002 году снизились до 10  дней в 2004г. В настоящее время (по данным 1 полугодия 2005 года)  период оборачиваемости составляет 14,3 дня. 

Для ускорения оборачиваемости необходимо рассмотреть следующие вопросы: 

1.     Возможности увеличения товарооборота. 

2.     Рассмотреть порядок предоставления  коммерческого кредита покупателям  с уплатой ими процентов, и  (или) предоставления скидки для  тех покупателей, которые производят предоплату. Выявить соотношение  позволяющего принимать решения по целесообразности договорных сроков оплаты поставщикам. 

3.     Применение векселей при оплате  поставщикам, использование факторинга. 

В заключении можно  сказать, что основная задача рационального управления оборотными активами предприятия: всеми силами и средствами сокращать периоды оборачиваемости запасов и кредиторской задолженности и увеличивать средний срок оплаты кредиторской задолженности (в рамках деловой этики, разумеется), с целью снижения финансово-эксплуатационных потребностей, вплоть до превращения их в отрицательную величину. 

  

 

Список литературы 

  

1.        Балабанов И.Т. Основы финансового  менеджмента. Как управлять капиталом.  – М.: Финансы и статистика, 1998 

2.        Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. – М.: Финансы  и статистика, 1997 

3.        Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной  деятельности предприятия. –  Минск: ООО «Новое знание», 2000. 

4.        Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. – М.: Дело, 1996 

5.        Экономика предприятия, учебник  под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Шванддара, М:ЮНИТИ,2001г. 

6.        Финансовое управление компанией.  – М.: Фонд «Правовая культура», 1996 

7.        Финансовый менеджмент. Под ред. Стояновой Е.Е. – М.: Перспектива, 1997 

8.        Финансы. Денежное обращение.  Кредит А.П.Ковалев Ростов-на-Дону : Феникс , 2001  

9.        Финансы и кредит А.П.Ковалев  Ростов-на-Дону : Феникс , 2001  

10.   Ковалева  А. М. Финансы фирмы: учебник для вузов / А. М. Ковалева, М. Г. Лапуста, Л. Г. Скамай. М. : ИНФРА-М, 2000. 412.

Информация о работе Учет дебиторской и кредиторской задолженности