Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:59, курсовая работа
Целью данного исследования является всесторонний анализ участия России в международных финансовых институтов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие международных финансовых институтов;
- определить участие России в МВФ;
- рассмотреть взаимодействие России и Всемирного банка;
- определить участие России в региональных институтах.
Введение……………………………………………………………...……..3
1. Понятие международных финансовых институтов…………..…6
2. Участие России в МВФ………………………………………...…..11
3. Россия и Всемирный банк ……………………………..…..…..….21
4. Участие России в региональных институтах……………………..29
Заключение………………………………………………………..………41
Список использованных источников…………………………...……….44
На третьем этапе создания ЕС с 1 июля 1998 г. создан Европейский центральный банк (ЕЦБ) вместо Европейского валютного института[21].
ЕЦБ осуществляет эмиссию евро, устанавливает единые валютные курсы и банковские процентные ставки, контролирует соблюдение общей экономической политики. Страны - участницы зоны евро вносят квоты в уставный капитал ЕЦБ в зависимости от ВВП и численности населения (Германия около 25%). ЕЦБ хранит около 10-15% своих резервов в золоте.
Одновременно создана Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), которая включает ЕЦБ и национальные центральные банки. Страны, еще не вступившие в зону евро, имеют статус неполного члена ЕСЦБ и не участвуют в коллективной валютной политике. Руководящий совет ЕСЦБ состоит из управляющих этими центральными банками и членов Правления ЕЦБ. Правление избирается на восьмилетний срок без права переизбрания. Его члены в своей деятельности независимы от рекомендовавших и избравших их стран. Решения принимаются квалифицированным большинством голосов, каждый член имеет один голос. Руководящий совет конкретизирует текущие цели денежно-кредитной и валютной политики ЕС, определяет примерные значения денежных агрегатов и основных процентных ставок в зоне евро, а также золото-валютных резервов зоны. Соответственно ЕСЦБ является официальным держателем этих резервов и осуществляет операции стран-членов в иностранных валютах [10].
Соглашение России с ЕС о партнерстве и сотрудничестве (подписано 24 июня 1994 г.) будет способствовать включению нашей страны в европейское экономическое пространство, что важно для развития внешнеэкономической деятельности с традиционными партнерами. Переход к единой валюте - евро - упростит международные расчеты России с фирмами ЕС и уменьшит валютный риск, связанный с колебаниями курсов валют. Накопленный в ЕС богатый - позитивный и негативный - опыт интеграции, в том числе ее институциональный аспект, полезен России и ее партнерам по СНГ для воссоздания единого экономического и финансового пространства и создания рублевой зоны на принципиально новой основе рыночных отношений.
В последние десятилетия значительно возрос уровень экономического развития целого ряда государств, кардинально изменилась технологическая структура производства, многократно увеличились экспортно-импортные потоки, трансграничное движение капитала, материальных и людских ресурсов, набрал силу процесс интеграции на двустороннем, региональном и глобальном уровнях. В этой связи повышаются роль и значение региональных банков развития, которые являются составной частью мировой экономики, важнейшими игроками на международной экономической арене и вносят значительный вклад в развитие своих государств-членов.
В
условиях выхода стран СНГ на уровень
стабильного долгосрочного
В
настоящее время в мире насчитывается
более сотни организаций
Продолжается проработка вопроса о подключении России к деятельности МАБР в качестве нерегионального члена. Неучастие России в данном Банке затрудняет российским организациям доступ к реализации различных проектов, осуществляемых в странах Латинской Америки с участием МАБР[18].
Членство России в МАБР способствовало бы и укреплению наших политических позиций в регионе. Однако, несмотря на то, что Латиноамериканские страны выражают заинтересованность в российском участии в МАБР, вступление России в эту организацию осложняется настороженным отношением европейских стран и США, опасающихся обострения конкуренции в Латиноамериканском регионе.
МИД России проделал ряд практических шагов по анализу условий и возможностей подключения Российской Федерации к деятельности МАБР в качестве нерегионального члена. Руководство МАБР неоднократно изъявляло готовность обсудить с российской стороной варианты ее участия в МАБР, среди которых наиболее реальным представляется выпуск дополнительного числа акций "специально под Россию". В настоящий момент этот вопрос все еще продолжает оставаться открытым из-за трудностей с финансированием такого участия российской стороной.
При небольших взносах в уставный капитал Банка российские экономические операторы получили бы право участия в тендерах на реализацию инвестиционных проектов, финансируемых МАБР, т.к. к участию в подобных торгах могут быть допущены поставщики и подрядчики только из стран - членов Банка. Получив доступ к проектам и программам Банка, российские предприятия могли бы существенно продвинуться на латиноамериканские рынки в сбыте своей машинотехнической продукции и технологических разработок, по которым они обладают значительными конкурентными преимуществами в сравнении с производителями других стран.
С начала деятельности ЕБРР в России было одобрено проектов на общую стоимость 21,6 млрд. евро. Банк фактически стал крупнейшим инвестором в реальный сектор российской экономики. Портфель-нос соотношение по вложениям ЕБРР в государственный и негосударственный сектора составляет соответственно 22 и 78%. В отраслевом разрезе доминируют финансовые учреждения, добывающая промышленность, энергетика, инфраструктура, транспорт и агропромышленный комплекс. Нынешний портфель Банка в России достиг 3,3 млрд. евро. В конце 2009 г. ЕБРР подписал рекордный за всю историю Банка кредит на сумму 234 млн. евро на проект защиты Санкт-Петербурга от наводнений. В рамках стратегии ЕБРР в России на 2010—2011 гг. основными направлениями определены инвестиции в корпоративный и финансовый сектора, транспорт и инфраструктуру, содействие малому бизнесу и модернизации банковской системы, привлечение стратегических инвесторов на российские предприятия[19].
ЕБРР
имеет также специальные
Россия участвует в качестве наблюдателя на ежегодных заседаниях Совета управляющих АзБР. Россия имеет право на вступление в АзБР в качестве нерегионального члена. Это позволило бы участвовать в реализации финансируемых Банком проектов. Обладая высоким научно-техническим потенциалом, Россия вполне может претендовать на победу в тендерах по проектам, особенно в СНГ.
В случае вступления в АзБР получение Россией статуса реципиента представляется маловероятным. Статус донора не приведет к увеличению вступительного взноса России в Банк. В настоящее время изучается эффективность участия российских экономических операторов в тендерах, организуемых в регионе. После этого будут определены дальнейшие шаги по развитию сотрудничества России с АзБР и намечены сроки оформления российского членства в Банке.
Россия является наблюдателем на ежегодных заседаниях Совета управляющих АфБР. Участие российских компаний в тендерах, проводимых АфБР, практически невозможно ввиду того, что Россия не является членом Банка. В результате отечественные производители оказываются в невыгодном положении по сравнению с основными конкурентами на африканском рынке[21].
Вступление в АфБР могло бы способствовать решению проблемы задолженности африканских стран перед Россией. С учетом того, что кредитование АфБР осуществляется в партнерстве с широким кругом кредитных организаций, участие в Банке позволило бы России более надежно обеспечивать погашение кредитов, а АфБР мог бы выступить в качестве гаранта соблюдения обязательств, взятых на себя африканскими странами. Российские товары достаточно конкурентоспособны на африканском рынке, поэтому членство в АфБР предоставило бы новые возможности расширения российского промышленного экспорта.
Несмотря на специфику, различия в механизмах и практике осуществления операций, количество стран-участниц, объемы уставных средств и финансовые возможности, указанные организации имеют общие цели деятельности: оказание финансовой помощи своим членам и содействие региональной интеграции. Важная роль банков развития в жизни государств-членов обусловлена еще и тем, что они оказывают значительную поддержку в проведении необходимых структурных реформ, расширяют финансирование социального сектора, участвуют в разработке и реализации программ инвестиционного сотрудничества, предоставляют гарантии по кредитным операциям и другие услуги. Более того, в современных условиях глобализации мировых рынков, когда резко возросло разрушающее воздействие внешних кризисных потрясений на национальные экономики, проблема стабилизации экономического развития становится одним из приоритетных направлений политики подавляющего большинства государств мирового сообщества. Деятельность региональных банков развития также способствует решению этих вопросов.
С
момента обретения
Особое место в двусторонних отношениях отводится экономическому сотрудничеству. Это и понятно, ведь экономики двух стран являются взаимодополняемыми, с традиционно сильными связями и схожестью решаемых проблем в условиях переходного периода. Достижение нынешнего уровня взаимодействия между нашими странами было бы невозможно без преодоления кризисных явлений начала 90-х годов, когда разрыв хозяйственных связей привел к таким крайне негативным социально-экономическим последствиям, как падение промышленного и сельскохозяйственного производства, массовое закрытие предприятий, снижение реальных доходов рабочих и служащих.
Казахстан стал членом Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной ассоциации развития (МАР), Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международной финансовой корпорации (МФК) - в сентябре 1993 года. Заявление на вступление в членство в агентствах Всемирного банка было подано Казахстаном 27 января 1992 г. Страна стала 163-м членом МБРР и 143-м членом МАР. Во исполнение своих обязательств как члена МБРР, Казахстан сделал взнос в размере 15041677 долл. США учреждению. Из бывших советских республик страна пятой присоединилась к Всемирному банку. 21 октября 2000 года Казахстан стал членом Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).
Региональные банки Сберегательных банков России и Беларуси намерены активизировать сотрудничество. Россия — основной партнёр Белоруссии в экономической и политической сфере. Россия и другие постсоветские государства представляют для Белоруссии крайне важный рынок сбыта продукции и источник сырья. По мнению экспертов, значительный экономический рост Белоруссии в 2009—2010 во многом был связан с её особыми отношениями с Россией.
Социальная и экономическая стабильность обеспечивалась доступом на российский рынок и получением энергоресурсов по внутренним российским ценам. В то же время белорусская экономика в основном сохранила хозяйственные связи с российскими предприятиями и значительный промышленный экспорт в Россию. В Россию, в частности, поступает 60-70 % всего экспорта средств транспорта, машин и оборудования из Белоруссии. В 2009 г. на Россию пришлось $6,85 млрд из $19,74 млрд белорусского экспорта[20].
До конца 2011 года Белоруссия имела возможность закупать нефть в России по внутренним российским ценам и экспортировать нефтепродукты по мировым ценам, что позволяло не только удовлетворять внутренние потребности страны в нефтепродуктах, но и получать значительные доходы. Расходы на газоснабжение частично компенсируются за счёт реэкспорта российского газа. В этой ситуации Белоруссия не пострадала, а выиграла от роста мировых цен на энергоносители[19].
Практически
вся белорусская энергетика, а
также химия и производство удобрений
зависят от российского газа, получаемого
Белоруссией по сниженным ценам.
Разница между закупочными