Участие России в МФИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является всесторонний анализ участия России в международных финансовых институтов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие международных финансовых институтов;
- определить участие России в МВФ;
- рассмотреть взаимодействие России и Всемирного банка;
- определить участие России в региональных институтах.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……..3
1. Понятие международных финансовых институтов…………..…6
2. Участие России в МВФ………………………………………...…..11
3. Россия и Всемирный банк ……………………………..…..…..….21
4. Участие России в региональных институтах……………………..29
Заключение………………………………………………………..………41
Список использованных источников…………………………...……….44

Работа содержит 1 файл

Участие России в МФИ.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

     3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную.

     4. Механизм расширенного кредитования (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей.

     Вступление  в МВФ позволяет России пользоваться значительными кредитами для финансовой поддержки мер по осуществлению экономических реформ и восстановлению равновесия торгового и платежного балансов. Россия по ныне действующим нормам имеет возможность получать валютные средства в Фонде в виде резервных кредитов в пределах 4,0 млрд. дол. (68% от квоты) вплоть до достижения максимального уровня в 17,7 млрд. дол., т.е. 350% от квоты. Фактические размеры этих кредитов определяются в ходе переговоров с Фондом, с учетом реальной экономической ситуации в стране и политики ее властей, и чаще всего оказываются ниже максимально оцениваемых величин[10].

     МВФ считает определяющими следующие  реформы в России: резкое снижение уровня инфляции (с 17 до 1% в месяц), ужесточение кредитно-денежной политики, замедление прироста денежной массы, сокращение вдвое бюджетного дефицита, упразднение основной массы налоговых льгот, перераспределение налогового бремени на топливно-энергетический комплекс, либерализация внешней торговли, сокращение разброса ставок импортных пошлин, завершение приватизации, ускорение проведения земельной реформы, создание и укрепление механизмов социальной защиты населения.

     По  кредитному соглашению Россия приняла  на себя следующие обязательства:

     - Центральный банк России поддерживает ставку рефинансирования на уровне, привязанном к ставке межбанковских кредитов;

     - бюджетное кредитование производства  правительством ведется в максимально ограниченном масштабе и по рыночным ставкам;

     - осуществляется поквартальный и  ежемесячный контроль за дефицитом консолидированного госбюджета, устанавливаются его квартальные предельные значения;

     - развиваются региональные рынки  государственных ценных бумаг, проводится мобилизация сбережений, в том числе населения;

     - валютные резервы будут удерживаться на достаточно высоком уровне и составят на конец финансового года не менее 11 млрд. дол.;

     - в отношениях с основными кредиторами  Россия будет добиваться среднесрочной реструктуризации внешнего долга под контролем и в тесном взаимодействии с МВФ;

     - в перспективе будет установлен национальный режим для иностранных инвесторов, участвующих в денежной приватизации;

     - в рамках либерализации внешней  торговли должно быть достигнуто снижение средневзвешенной ввозной пошлины до 20% в 2008 г. и 15% к 2010 г., проведены консультации со Всемирной торговой организацией (ВТО)[15].

     МВФ и Россией согласован конкретный механизм постоянного взаимодействия: Россия регулярно предоставляет МВФ текущую информацию об экономической ситуации, для чего создана специальная экспертная группа из представителей Министерства финансов, Министерства экономики и Центрального банка РФ. После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ. В 2005 г. Правительство досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив $3,3 млрд.

     Кроме того, МВФ предоставляет России кредиты системной трансформации - на долю России приходится 60% (3,17 млрд. дол.) таких кредитов, предоставленных к 2009 г. странам с переходной экономикой. МВФ оценивает экономическую ситуацию в России с точки зрения целесообразности предоставления очередного кредита системной трансформации по следующим критериям: ограничение бюджетных расходов и обеспечение устойчивых доходов бюджета, жесткая кредитно-денежная политика, положительный уровень ставок рефинансирования и рынка межбанковских кредитов, не инфляционное по преимуществу финансирование бюджетного дефицита, в том числе на основе развития рынка государственных долговых инструментов; структурная и институциональная реформа, жесткая финансовая дисциплина для предприятий, реализация правовой реформы, либерализация цен во внешней торговле, снижение внешнеторговых тарифов, социальная защита уязвимых слоев населения[13].

     Таким образом, быстрый переход экономики России от резкого спада к уверенному подъему западные экономисты назвали «эффектом отскока». В текущем году Россия может продемонстрировать самый большой прыжок в мировой экономике. Банковские аналитики в своих радужных прогнозах даже опередили МВФ.  
 
 
 
 
 

  1. Россия  и Всемирный банк
 
 

     Всемирный банк (ВБ) - это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого сфокусированы на борьбе с бедностью и отсталостью, стимулировании экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой [16].

     Структура Группы Всемирного банка построена по регионально-отраслевому признаку. Часть вице-президентов возглавляет региональные департаменты, остальные отвечают за конкретные сферы управления. Кроме того, в отличие от МВФ, региональная структура Группы Всемирного банка более разветвленная и в ее организации более представленный состав специалистов: помимо экономистов и финансовых экспертов работают также инженеры, агрономы, юристы, эксперты по телекоммуникациям и другим разнообразным отраслям. Их задача заключается в тщательной экспертизе проектов, на которые предлагается выделение средств.

     Группа  Всемирного банка - это специализированное финансовое учреждение ООН (Организации  Объединенных Наций), в состав которого входят: Международный банк реконструкции  и развития (МБРР); Международная  ассоциация развития (МАР); Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Деятельность структур, входящих во Всемирный банк, подчинена единой стратегии, но каждая из них, руководствуясь общей целью, выполняет свои особые функции [3].

     Сегодня членами Международного банка реконструкции  и развития (МБРР) являются 184 государства, то есть почти все страны мира. В  Международную ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства, в Международную  финансовую корпорацию (МФК) - 175 государств, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) - 158 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) - 134 государства. В соответствии со Статьями соглашения МБРР, для того чтобы стать членом Банка страна должна сначала вступить в Международный валютный фонд (МВФ). Для того чтобы вступить в МАР, МФК и МАИГ, страна должна быть членом МБРР.

     Однако  следует сказать о том, что  до сих пор существует нечеткое представление  о Всемирном банке, с одной стороны и МВФ, с другой. Зачастую это становится причиной недоразумений из-за ряда внешних сходств этих организаций. Всемирный банк и МВФ - юридически самостоятельные организации с различными целями. Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития. А МВФ, главным образом, следит за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов его стран-членов. В то время как Всемирный банк предоставляет займы только бедным странам, МВФ может делать это по отношению к любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств кредиторам в других странах.

     Международная ассоциация развития (МАР) была создана  в 1960г. К этому времени обнаружилось, что за рамками деятельности МБРР остается большое число развивающихся стран, для которых рыночные, хотя и несколько облегченные, условия его кредитования неприемлемы. Образовав фонд льготного кредитования через МАР, Банк получил возможность значительно расширить свое влияние на развивающиеся страны [1].

     Кредиты МАР выдаются на срок от 35 до 40 лет, льготный период - 10 лет. Ссуды беспроцентные, взимается только плата на покрытие административных издержек в размере 0,5% годовых. МАР кредитует только правительства стран-участниц. Претендовать на льготные кредиты могут лишь те страны, которые по классификации ВБ относятся к группе государств с низкими доходами на душу населения (менее 925 долларов).

     Ресурсы МАР формируются за счет взносов  развитых стран, а также трансферта прибыли МБРР. По мере истощения ресурсов МАР страны-участницы делают новые взносы.

     Юридически  и в финансовом отношении МАР  является самостоятельным институтом. Однако она имеет общие с МБРР органы управления во главе с президентом  Банка. МБРР и МАР реализуют общую  стратегическую линию. Многие проекты кредитуются совместно МБРР и МАР. Однако, поскольку МАР создавалась для восполнения пробела в деятельности МБРР, ее структура кредитования отличается от структуры Банка.

     Структура кредитов МАР имеет более ярко выраженную социальную направленность: выше удельный вес кредиторов на образование, здравоохранение, сельское хозяйство и развитие сельских районов.

     Международная финансовая корпорация (МФК) создана  в 1956г. с целью стимулирования частных  инвестиций в экономику развивающихся  стран, укрепления там частного сектора. МФК выполняет функции, во многом отличные от МБРР, и тем самым существенно дополняет его инициативы. В отличие от МБРР МФК не требует правительственных гарантий и берет на себя риски. Поэтому отбор проектов отличается особой тщательностью. Выделенные МФК кредиты обычно не превышают 25% стоимости проекта [9].

     МФК располагает более широким набором  инструментов, чем МБРР. Она не только предоставляет кредиты, но и приобретает  акции компаний. Но при этом Корпорация не стремится к закреплению в качестве одного из собственников компании. Ее задача заключается в привлечении своими действиями частных инвесторов, особенно нерезидентов. Поэтому МФК регулярно обновляет структуру портфеля акций.

     Так же как и МБРР МФК основную массу  ресурсов формирует путем привлечения средств с мирового рынка капиталов. Но ее финансовые возможности значительно меньше, чем у МБРР и даже у МАР. МФК тоже осуществляет масштабную деятельность по оказанию технической помощи. В 90-х годах особую известность получали ее усилия в сфере приватизации.

     Располагая  сравнительно ограниченными финансовыми  ресурсами, МФК выполняет важную функцию в качестве катализатора инвестиционных проектов. Эта роль Корпорация получила особенно большие  масштабы в 90-х годах в связи  с формированием фондовых рынков в странах с развивающимися финансовыми рынками.

     В структурном отношении кредиты  и инвестиции МФК также отличаются от ссуд МБРР. Если банк незначительно  кредитует промышленность, то для  МФК это одно из основных направлений  деятельности. Кредиты МФК предоставляются в среднем на срок в 7-8 лет, максимально - на 15 лет. Вложения в акции по отмеченным причинам не носят долгосрочного характера.

     Акционерами МФК являются 178 стран, в том числе  США (23,65 % голосов), Япония (5,87 %), Россия (3,39 %) [2].

     В юридическом и финансовом отношениях Корпорация является самостоятельной  организацией. Высшим органом Корпорации является Совет управляющих. Функции  Директората МФК возложены по совместительству на Президента МБРР [14]. Президент группы организаций Всемирного банка (Пол Вулфовиц) одновременно является Президентом МФК. Оперативное руководство осуществляется исполнительным вице-президентом (с января 2006 — Ларс Тунелл).

     МФК координирует свою деятельность с другими организациями, входящими в состав группы Всемирного банка, но в юридическом и финансовом отношениях является независимой организацией. 

     В своей деятельности Всемирный банк руководствуется принципами, которые  можно разложить на три области, играющие ключевую роль в обеспечении устойчивого развития:

     - развитие в нескольких областях, совместно определяемых как развитие  человеческого капитала (здравоохранение,  образование, пособия по безработице,  система социальной защиты, социальное  равенство полов);

     - обеспечение того, чтобы мероприятия социально-экономического развития не наносили вреда окружающей среде, сохраняя природные ресурсы для будущих поколений;

Информация о работе Участие России в МФИ