Участие России в МФИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является всесторонний анализ участия России в международных финансовых институтов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие международных финансовых институтов;
- определить участие России в МВФ;
- рассмотреть взаимодействие России и Всемирного банка;
- определить участие России в региональных институтах.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……..3
1. Понятие международных финансовых институтов…………..…6
2. Участие России в МВФ………………………………………...…..11
3. Россия и Всемирный банк ……………………………..…..…..….21
4. Участие России в региональных институтах……………………..29
Заключение………………………………………………………..………41
Список использованных источников…………………………...……….44

Работа содержит 1 файл

Участие России в МФИ.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

     МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам - членам для двух основных целей:

     - для покрытия дефицитов платежных  балансов, т.е. практически пополнения  валютных резервов государственных  финансовых органов и центральных  банков;

     - для поддержки макроэкономической  стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств [4].

     Второстепенные  цели МВФ:

     - содействие международному сотрудничеству  в валютной сфере; 

     - содействие расширению сбалансированному  росту международной торговли  и соответственно росту занятости и улучшению экономических стран-членов;

     - обеспечение функционирования международной  валютной системы путем согласования  и координации валютной политики  и поддерживания валютных курсов  и обратимости валют стран-членов;

     - обеспечивать упорядоченные отношения в валютной области между странами-членами;

     - определение паритетов и курсов  валют, не допускать конкурентного  обеспечения валют; 

     - оказание содействия в создании  многосторонней системы платежей  по текущим операциям между  странами-членами и в устранении валютных ограничений;

     - оказание помощи странам-членам  путем предоставления займов  и кредитов в иностранной валюте  для урегулирования платежных  балансов и стабилизации валютных  курсов;

     - сокращение длительности и уменьшение  степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов;

     - предоставление консультационной  помощи по финансовым и валютным  вопросам странам-членам;

     - осуществление контроля за соблюдением  странами-членами кодекса поведения  в международных валютных отношениях [14].

     МВФ оказывает воздействие на экономические  процессы в России через реализацию программ финансовой стабилизации и  корректировок платежного баланса. В своей деятельности МВФ руководствуется  принципом обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику (сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции).

     Высший  руководящий орган - Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы  центрального банка вместе с заместителем), назначенных на 5 лет; он собирается 1 раз в год. За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.) Совет управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету.

     Исполнительный  совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. 7 из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются управляющими из других стран с соблюдением принципов регионального представительства. Среди исполнительных директоров представлена и Россия. Назначение и выборы производятся 1 раз в 2 года. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю [11].

     МВФ производит кредитные операции только с официальными органами - казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.

     МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы «под залог» соответствующих  сумм национальных валют. Поскольку  на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами - эмитентами этих валют.

     Первая  порция иностранной валюты, которую  страна - член может приобрести в  МВФ - в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой долей», а с 1978г. - «резервной долей». Резервная  доля определяется как превышение валюты квоты страны - члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны.

     Средства  в иностранной валюте, которые  могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся  на четыре «кредитные доли» или транша, составляющие по 25% квоты.

     Предоставление  Фондом кредитов странам-членам связано  с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности»  кредитов. МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны - заемщицы будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов Фонда, будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов Фонда. Поэтому МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении.

     Принцип обусловленности кредитов находит  свое выражение в согласовании со страной - заемщицей определенной программы  экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. Эта программа называется с конца 80-х годов «программой экономической реформы».

     Степень детализации предъявляемых Фондом условий кредитов различна - от общих  обязательств страны сотрудничать с  Фондом в выработке экономической политики до определения мер финансовой политики, предусматривающих конкретные количественные показатели [5].

     Целевые показатели инфляции в программе правительства России являются адекватными, однако в плане не содержится четкого разъяснения мер, экономической политики, которые требуются для достижения этих целевых показателей. В частности, неудача в решении проблемы дефицита бюджета в настоящий момент, а также попытка финансировать дефицит за счет печатания большого количества денег неизбежно приведут к развитию инфляции быстрыми темпами и сделают необходимое ужесточение политики в следующем году еще более болезненным.

     Чрезвычайный  план является шагом назад в процессе продвижения к рыночной экономике, существующие трудности указывают на необходимость ускорить структурные реформы и решить проблему неплатежей в экономике, а не менять курс в этот критический момент.

       Что касается доходной части бюджета, то правительство должно немедленно прекратить использование зачетов во всех их разнообразных видах, включая правительственную программу «целевого финансирования». Эти схемы резко уменьшают для налогоплательщиков стимулы для уплаты налогов в денежной форме и препятствуют эффективному управлению расходами.

     Снижение ставок налогов без одновременного совершенствования налоговой администрации, вероятнее всего, вызовет сокращение общего объема доходов, поступающих в федеральный бюджет [7].

     Кредиты МВФ России и другим странам бывшего  СССР обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержаться в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической  стабилизации и структурных преобразований.  При этом МВФ добивается неукоснительной и последовательной реализации  согласованных условий.

     Требования, с выполнением которых МВФ  обычно связывает предоставление своих  кредитов, подразделяются на три группы:

     -осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации;

     -приватизация и другие структурные преобразования экономической системы;

     -либерализация внешнеэкономической деятельности [17].

     Исходя  и монетаристской модели макроэкономического  равновесия национальной экономики, основной источник нарушения этого равновесия МВФ традиционно видит в дефиците государственного бюджета.  Следовательно, в России  главным стержнем всех стабилизационных программ было устранение этого дефицита.  Однако в условиях глубоко экономического кризиса власти не смогли выполнить этого требования.

     Вторым  постоянным направлением требований МВФ к России является приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике, а именно:

     - всемерное поощрение частного  сектора в промышленности и  других отраслях национального  хозяйства;

     - усилие роли рыночных сил в  распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;

     - полное устранение административного  контроля за ценами и уровнем  прибыли предприятий, за исключением,  на первых порах, нескольких  естественных монополий;  

     - радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;

     - укрепление банковского сектора  – усиление эффективности надзора  над коммерческими банками со  стороны Центрального банка, повышение  уровня ликвидности банков, совершенствование  платежной системы;

     - формирование и развитие финансовых  рынков;

     - обеспечение для иностранных  инвесторов равных с национальными  предпринимателями возможностей  участия в приватизации собственности [6].

     Третья  группа условий кредитов, предоставляемых  МВФ России – либерализация внешнеэкономической деятельности. В результате введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования внешнеторговых операций стал инструментарий собственно торговой политики: лицензирование, количественные ограничения (квотирование) ввоза и вывоза, экспортные и импортные тарифы. Однако в ходе осуществления согласованных с МВФ установок на либерализацию внешнеэкономической деятельности механизм государственного регулирования этой деятельности был в значительной мере демонтирован [17].

     Результаты  взаимоотношений России с МВФ  неоднозначны. Оценки этих результатов  различаются в зависимости от идеологических установок и методических позиций отдельных общественно-политических сил.  Наличие кризисной ситуации вынуждает Россию обращаться к Фонду за кредитами.  Однако при этом  нужно отдать отчет в том, что до тех пор, пока Россия находится в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором  формирования  ее макроэкономической, структурной и социальной политики [17].

     Сейчас  Россия сама стала кредитором развивающихся  экономик, в том числе, в рамках многочисленных проектов МВФ. Доля России в плане финансовых операций МВФ на 1 апреля 2008 г. составила 188 млн SDR. В 2009 г. Россия перечислила фонду 135 млн SDR, в 2010 г. - 51 млн SDR. Переходный период закончен, функционеры финансовой сцены поменяли роли и отметили, что добились за последнее время немало.

     Глава постоянного представительства  МВФ в России — Невен Матес.

     Основные  механизмы кредитования:

     1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей. Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.

     2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша, составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты.

Информация о работе Участие России в МФИ