Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:59, курсовая работа
Целью данного исследования является всесторонний анализ участия России в международных финансовых институтов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие международных финансовых институтов;
- определить участие России в МВФ;
- рассмотреть взаимодействие России и Всемирного банка;
- определить участие России в региональных институтах.
Введение……………………………………………………………...……..3
1. Понятие международных финансовых институтов…………..…6
2. Участие России в МВФ………………………………………...…..11
3. Россия и Всемирный банк ……………………………..…..…..….21
4. Участие России в региональных институтах……………………..29
Заключение………………………………………………………..………41
Список использованных источников…………………………...……….44
-
создание оптимального баланса
между частным и общественным
секторами, и социально-
Банк использует свои финансовые ресурсы, высококвалифицированный персонал и обширную базу знаний для оказания помощи каждой из развивающихся стран в процессе обеспечения стабильного, устойчивого развития, основанного на принципах социальной справедливости.
За
последние несколько лет
Всемирный банк чутко реагирует на потребности бедного населения.
Банком были установлены следующие основные направления деятельности:
-
решить проблему крайней
- обеспечить всеобщее начальное образование;
-способствовать обеспечению равенства между мужчинами и женщинами и расширению прав и возможностей женщин;
- сократить детскую смертность;
-
сформировать глобальное
Всемирный банк является крупнейшим международным источником финансирования образования.
Всемирный банк является всемирным международным источником финансирования борьбы со СПИДом.
Всемирный банк является одним из крупнейших международных источников финансирования программ здравоохранения.
Всемирный банк является одним из крупнейших международных источников финансирования программ сохранения биоразнообразия.
Всемирный банк играет ведущую роль в борьбе против коррупции в международном масштабе.
Всемирный банк помогает странам, пережившим вооруженные конфликты.
Всемирный банк активно взаимодействует со своими партнерами.
Гражданское общество также играет все более важную роль в деятельности Всемирного банка [15].
Всемирный банк пересмотрел свой оптимистичный прогноз экономического развития России. По мнению экспертов ВБ, нынешний кризис привел к наихудшим последствиям со времен Второй мировой войны, и выходить из него Россия будет гораздо дольше, чем в 1998 году. Тогда кризис был классическим бюджетным и валютным, то есть проблемой госсектора, а сейчас это кризис скорее частного сектора, который возник из-за того, что компании активно занимали за рубежом. И все могло бы обойтись, если бы не низкий уровень глобального спроса, ужесточение условий внешних займов, продолжительный период низких цен на нефть и отток капитала. Таким образом, главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту в России и сокращению нищеты. Однако его роль в развитии системы международных отношений не замыкается только на экономическом аспекте деятельности организации. Приоритетными для Банка являются структурные преобразования: либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. Главное преимущество сотрудничества с Всемирным банком для страны-получателя заключается в существенно заниженных по сравнению с другими международными кредиторами процентных ставках по займам. Другая перспективная выгода для получателя помощи Банка состоит в том, что за кредитами Всемирного банка идут межправительственные кредиты, повышается кредитный рейтинг страны для частных инвесторов.
Квота России в МБРР приблизительно соответствует ее квоте в МВФ. По состоянию на 30 июня 2008 г. России принадлежат 44795 акций Банка на сумму 5,4 млрд долл. (2,9% капитала МБРР). Россия имеет одинаковое количество акций с Индией, Италией, Канадой и Саудовской Аравией, и по количеству и стоимости акций она делит с этими странами 7-е — 11-е места (первые шесть занимают США, Япония, Германия, Великобритания, Франция и Китай)[13].
Московский кредитный банк активно сотрудничает с Международной Финансовой Корпорацией (IFC) в рамках в рамках Глобальной программы по торговому финансированию (GTFP). В настоящее время общий объем кредитной линии, предоставленной IFC Банку, составляет 100 млн долларов США.
Реализация Глобальной программы торгового финансирования началась в сентябре 2005 года. Уже в феврале 2006 года Банк первым в России присоединился к этой программе и получил несвязанную кредитную линию на финансирование импортно-экспортных операций.
Большие объемы финансируемых Банком торговых операций, разветвленная сеть зарубежных контрагентов и безупречная репутация на международном рынке позволили ему уверенно занять лидирующие позиции в сфере торгового финансирования. Так, в 2008 году МКБ был признан наиболее активным банком в Европе и Центральной Азии в рамках Глобальной программы торгового финансирования.
Несмотря на затяжной мировой финансовый кризис в 2009 году, Банк продемонстрировал стабильность в работе на рынке торгового финансирования – по итогам года он профинансировал 136 сделок на общую сумму 200 млн. долларов США.
Московский кредитный банк стал первым банком со 100% российским капиталом, которому МФК предоставила кредит на развитие ипотеки. Ранее такие кредиты предоставлялись только банкам с участием иностранного капитала. Кроме того, Московский кредитный банк примет участие в проекте технического содействия МФК по развитию первичного ипотечного рынка, направленном на совершенствование стандартов работы по ипотечным программам[13].
Таким
образом, и Всемирный банк, и Правительство
РФ единодушны в том, что, несмотря на экономические
успехи и стабильное повышение реальных
денежных доходов населения, бедность,
ее масштабы по-прежнему остаются острой
проблемой, которую нужно решать в приоритетном
порядке. Не только Всемирный банк (девиз
которого - "мир без бедности"), но
и другие международные кредиторы и доноры
готовы оказывать техническую помощь
России в ее решении (точнее - измерении),
тем более что всесторонняя оценка экономического
и политического потенциала российской
бедности позволяет судить о потенциальных
возможностях внутреннего рынка, платежеспособности
населения страны, потребительском поведении
российских семей, инвестиционных предпочтениях
и т.д.
Региональные финансовые институты - региональные банки и финансовые учреждения, предоставляющие финансовые ресурсы на цели развития, а также для закрепления и углубления интеграционных процессов в ряде регионов.
Институциональная структура интеграционного комплекса европейского союза (ЕС) включает ряд региональных валютно-кредитных и финансовых организаций. Это обусловлено следующими причинами:
Региональные финансовые организации ЕС преследуют разнообразные цели. В соответствии с поставленными целями эти организации осуществляют межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики на региональном уровне и играют важную роль в развитии западноевропейской экономической интеграции [19].
Создание региональных финансовых институтов в рамках ЕЭС происходило постепенно, в основном в соответствии с определенными этапами развития интеграционных процессов в Западной Европе. На первой стадии экономической интеграции, когда создавался таможенный союз путем отмены ограничений во взаимной торговле стран ЕЭС и введения единого тарифа по отношению к импорту из третьих стран, для осуществления глобальных задач в соответствии с Римским договором в 1958 г. был учрежден Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).
Цель кредитной деятельности ЕИБ: освоение наименее развитых районов стран ЕС; реконструкция и строительство предприятий, которые не могут быть осуществлены за счет ресурсов одной страны; модернизация отраслевой структуры в рамках специализации и кооперирования производства; создание совместных хозяйственных объектов, представляющих общий интерес для стран ЕС; развитие приоритетных отраслей - производства стали, угля, энергетики[20].
Россия и Европейский инвестиционный банк в ноябре 2002 года подписал рамочное соглашение о развитии сотрудничества. В настоящее время мандат операций банка в России ограничивается финансированием природоохранных проектов. В то же время основной специализацией банка являются инфраструктурные проекты, в частности, в таких сферах, как строительство железных и автомобильных дорог, портов, а также финансирование проектов в области энергетики.
Первыми и пока единственными проектами ЕИБ в России стали:
В результате с 2003 г. по настоящее время объем вложений ЕИБ в проекты на территории России составил €85 млн., что составляет 0,04% от общего портфель инвестиций ЕИБ с 2003 по 2007 гг.
Надеяться на расширение экономического взаимодействия ЕИБ с Россией все же стоит. Так, 15 декабря 2006 г. Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк объявили о планах по объединению усилий в финансировании проектов стран, расположенных к востоку от Европейского союза (Россия, Украина, Молдова и государства Южного Кавказа). Европейская комиссия определила для ЕИБ в данном регионе приоритетные направления— транспорт, энергетика, связь защита окружающей среды - и готова направить в рамках совместного финансирования в 2007 - 2013года €3,7млрд. или ежегодно по €500млн. По состоянию на январь 2009 г. новых проектов ЕИБ в нашей стране организовано не было[19].
Европейский фонд развития (ЕФР) (1958 г.) создан для проведения коллективной политики ЕС по отношению к ассоциированным с ним развивающимся странам. Поскольку он не имеет статуса юридического лица, им управляет Генеральный директорат КЕС по вопросам сотрудничества и развития. Развивающиеся страны располагают лишь правом совещательного голоса. ЕФР формируется при подписании очередной конвенции об ассоциации на пять лет за счет взносов стран ЕС. В соответствии со второй Ломейской конвенцией (1981-1985 гг.) его объем определен в 4,5 млрд ЭКЮ; с третьей конвенцией (1986-1990 гг.) - около 8 млрд ЭКЮ. ЕФР предоставляет кредиты на компенсацию потерь при экспорте сельскохозяйственного и минерального сырья и на конкретные объекты развития в соответствии с установленными Конвенцией ориентирами кредитования каждой ассоциированной страны в определенный период. Функцией ЕФР является координация двухсторонних программ официальной помощи развитию ассоциированным странам. 80% операций ЕФР составляют субсидии и льготные кредиты сроком до 40 лет с интеграционным периодом 10 лет из 1% годовых [17].
Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА) был учрежден в 1962 г. в целях создания общего аграрного рынка («Зеленая Европа»). Включение сельского хозяйства в процесс интеграции потребовало создания специального межгосударственного фонда для финансирования совместной сельскохозяйственной политики с целью подтянуть уровень развития, концентрации и специализации производства, накопления капитала в сельском хозяйстве до уровня промышленности и тем самым сгладить противоречия воспроизводства. Руководство ФЕОГА осуществляет КЕС при содействии Постоянного комитета Фонда по вопросам структурной сельскохозяйственной политики.
Европейский фонд регионального развития учрежден в 1975 г. за счет совместного бюджета ЕЭС для кредитования мероприятий по выравниванию региональных диспропорций в странах-членах. Распределение ресурсов сопровождается конкуренцией между ними. Проблемы выравнивания региональных диспропорций в странах ЕС остались нерешенными, хотя это важное условие создания экономического и валютного союза и дальнейшего развития экономической интеграции.
Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) (1973- 1993 гг.) был создан в связи с введением Европейской валютной системы; предназначен для регионального межгосударственного валютного регулирования. Фонд предоставлял кредиты странам - членам ЕВС для погашения дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с регулированием валютного курса, ЕФВС объединил фонд краткосрочных кредитов (сроком на 3-6 месяцев с правом пролонгации), существовавший с февраля 1970 г., и фонд среднесрочных кредитов (от 2 до 5 лет), созданный 22 марта 1971 г. Кредиты предоставлялись при условии выполнения страной-заемщиком стабилизационной программы (по образцу МВФ) [19].
В связи со вторым этапом создания Европейского валютного союза Европейский валютный институт (ЕВИ) во Франкфурте-на-Майне заменил ЕФВС. ЕВИ (1994-1998 гг.) выполнял две задачи:
1) сотрудничество центральных банков стран ЕС и координацию их валютной политики;
2)
подготовку к созданию
В
целях координации