Трудовые ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ проблем роста народонаселения мира и его трудовых ресурсов.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. охарактеризовать количественные и качественные аспекты трудовых ресурсов мира;
2. изучить особенности международной трудовая миграции;
3. проанализировать динамику численности населения мира;
4. дать современную и перспективную оценку народонаселению мира.
Объектом данного исследования являются трудовые ресурсы и рост народонаселения.
Предмет исследования – количественный и качественный аспект народонаселения и трудового потенциала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ МИРА 6
1.1. Трудовые ресурсы мира: количественный и качественный аспекты 6
1.2. Международная трудовая миграция и мировые рынки труда 15
1.3. Проблема « утечки умов» 27
2. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ 33
2.1. Особенности размещения населения и трудовых ресурсов России 33
2.2. Перспективы развития трудовых ресурсов России 42
2.3. Проблема безработицы и пути ее решения в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

трудовые ресурсы.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

    Однако, прежде всего следует сказать  о характере кризиса, порождающего безработицу в российских условиях. Это не циклический кризис, известный  из экономики состоявшегося капитализма  и как бы «сам по себе» выводящий  ее по истечении некоторого времени к фазе подъема, в которой существует только фрикционная и ограниченная  структурная безработица. В России массовая безработица порождается  трансформационным экономическим  кризисом. Он отражает глубокие противоречия  условий перехода от командной экономики к рыночной и носит не циклический, а главным образом структурный характер.

    Отсюда  следует, что выход из этого кризиса  может быть лишь следствием глубоких структурных преобразований в народном хозяйстве.  Однако по отношению  к сфере занятости обязательно должно сохраняться регулирующее участие государства.

    Успех реформ в России в решающей  мере зависит оттого, сумеет ли народное хозяйство страны вписаться в  систему мирохозяйственных  связей, эффективно найти свое место в  системе международного разделения труда. Если страна не согласна с перспективой стать сырьевым придатком развитых государств, ее обрабатывающая промышленность должна производить конкурентоспособную продукцию; конкурентоспособную и на мировых рынках, и, тем более, на своем  собственном внутреннем рынке, причем не опирающемся на искусственные и не могущие быть долговечными в рыночной экономике подпорки в виде взвинченных таможенных,  лицензионных и иных барьеров. Иначе говоря, путь к подлинной экономической  стабилизации и, в частности, к предотвращению условий появления массовой  безработицы лежит через повышение производительности труда, снижение трудоемкости, оптимизацию численности персонала.

    Среди конкретных причин, обусловливающих  сокращение занятости трудоспособного  населения в России, можно отметить следующие:

    Первая  причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики  являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий. В литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении с аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий,  препятствовало росту производительности  труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно  завышала издержки производства с вытекающим  отсюда ослаблением конкурентоспособности  производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал  широкому распространению «выводиловки» в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе.

    В основе такой ситуации лежало, во-первых, то, что экономические  ведомства  и директора советских предприятий  руководствовались укоренившимся  догматом экономической теории о  принципиальной  несовместимости  социализма и безработицы; во-вторых, то, что излишек рабочей силы оказывался практически полезен для отбывания предприятием различных административно взваливаемых на него повинностей, не относящихся  к характеру его деятельности: участие в уборке урожая, в обеспечении сохранности продукции на базах, в строительстве объектов соцкультбыта, в уборке улиц и т.п. Наконец, - и это, наверное, главное, - излишек персонала  можно было с успехом использовать для традиционных авралов по выполнению плана в самом конце месяца, квартала или года. Короче, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица. Директора государственных предприятий нередко и по сей день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их приватизации:  они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает  выталкивание в ряды безработных значительных  масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.

    Вторая  причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно,  что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий  безработицу.

    Третья. Многие госпредприятия восприняли  либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось.  Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим  цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия,  продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.

    Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху, только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику:  ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые  имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны  глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую  структурную безработицу.

Пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют  и репродуцирующие безработицу специфические  факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне  независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение  предприятий и по материально-техническому  снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении  общего количества рабочих мест, тем более, что решение проблем конверсии военных  предприятий оказалось на практике делом далеко не простым  и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации  военных заводов. Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером,  условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда. С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований  в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения. С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек. Следует отметить регрессивный характер изменения отраслевой структуры занятости. Этому, в частности, способствует политика в области оплаты труда, при которой зарплата в отраслях ТЭК растет гораздо более высокими темпами, чем в других сферах экономики. Например, если в 1990 г. уровень зарплаты работников нефтедобывающей промышленности опережал уровень зарплаты в целом по всем отраслям в 1,7 раза, то в 1995 г. - уже в 2,7 раза. В то же время в машиностроении наблюдалась обратная тенденция: уровень зарплаты в 1990 г. примерно равнялся средней зарплате по отраслям экономики, а в 1995 г. он составлял уже 80% от средней зарплаты по народному хозяйству. На 1 ноября 1996 г. государственной службой занятости зарегистрировано 2,5 млн. граждан, нуждающихся в трудоустройстве, из них 2,2 млн. человек имеют статус безработных и около 2,0 млн. человек получают соответствующие пособия. Надо сказать, что указанные величины  отражают лишь потоки лиц, обращающихся за помощью в службу занятости. Значительные же контингенты экономически активного населения самостоятельно ищут работу. По данным выборочных обследований Госкомстата России, таких людей примерно в 2 раза больше, и общая численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, составляет сейчас примерно 5 млн. человек (7% экономически активного населения). 25

    Если  к лицам, уже фактически оказавшимся "на улице", добавить примерно 4,5 млн. человек, находящихся в вынужденных  отпусках, работающих  не по своему желанию неполный рабочий день (неделю), то общие масштабы социальной напряженности  в обществе, связанные с занятостью населения, довольно внушительны. Свыше 12% экономически  активного населения, а с учетом того, что средний размер семьи в России составляет 3 человека, - 27 млн. жителей (почти 20% населения страны) испытывают психологическую и профессиональную ущербность, но самое главное - существенные материальные затруднения, что, как правило, отбрасывает их за черту бедности. В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества  граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован.  Поскольку официальные данные о количестве безработных основаны на ежемесячной отчетности ЦЗ, занижение уровня безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации, но и с присвоением статуса безработного. Реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены  в самом механизме действия Закона о занятости, принятого в 1991 г. и впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России.

    Отличительной чертой России являются необычно большой  отток из рядов безработных. Сопоставляя  ситуацию в России с восточноевропейскими странами, рынок труда в которых  характеризуется низкими показателями притока в ряды безработных, но еще более низкими показателями оттока, мы обнаруживаем, что в России во многом противоположная картина - с низкими притоками в безработицу, но динамичным оттоком, включая трудоустройство. Начиная с первого квартала 1994г. началось увеличение притока, приведшее к тому, что ежемесячный темп притока в ряды безработных составил 0,5% (от численности занятых).

    Хотя  показатель трудоустройства остается на высоком уровне: 6-7% безработных  ежемесячно находят работу. Как для притока, так и для оттока характерны очень высокие и устойчивые во времени показатели межрегиональных различий.

    Низкие  показатели притока связаны с  решением предприятий, которые могут, как целенаправленно сокращать  излишнюю рабочую силу, так и полагаться на добровольное выбытие работников - в связи с уходом на пенсию и с увольнением по собственному желанию. В принципе, рост уровня увольнений  должен как-то проявиться в повышении притока в ряды безработных. Однако предприятия весьма неохотно и слабо сокращают работников. Значительная часть притока в ряды безработных связана с добровольными решениями рабочих. Следует, однако, оговориться: разграничительную  черту между добровольными и вынужденными увольнениями провести достаточно трудно, ибо уход с работы по собственному желанию может быть вынужденным. Но даже имея это в виду, следует отметить, что часть добровольно оставляющих свое место работы среди всех, кто становится безработными, преобладает, а это имеет оправдание только в том случае, если вероятность трудоустройства достаточно велика.

Пути  решения безработицы

    Безработица проблема всех стран мира, где процент  безработицы большой, а где маленький  и все свести к минимуму.

    Прежде  чем решить безработицу нужно  выявить причины безработицы, эти причины были описаны во второй части. Исходя из этих причин, можно сказать то, что безработицей должны заниматься не только государство, но и незанятые (безработные). К примеру они должны как минимум пойти и зарегистрироваться в биржу труда. Т.к. слишком много скрытой безработицы.

    Для уменьшения скрытой безработицы  в нашем городе нужно увеличить  время для регистрации в бирже  труда, хотя бы до обеда, поскольку прием  для регистрации только с 8 до 9 и  тем самым не дает возможности  зарегистрироваться всем желающим т.к. не всегда удается зарегистрироваться в этот промежуток. 

    Конечно можно сказать: -«если нужна тебе работа, то ты будешь стоять» . но зная психологию мышление безработного он скажет что ни бюрократы, им нет дела до нас. И тем самым он в последствие не будет регистрироваться.

    Отсюда  вытекает скрытая безработица и  которая приводит к тому, что у  служб занятости не точные данные, которые в следствие ведут  к неправильной и не точной политики управления занятости  поскольку  они не знают точных цифр  и  можно выразиться, что они будут работать, да в принципе работают в «тумане».

    Проблема  существует, ее нужно решать. Конечно  для государства это плохо  т.к. увеличиться выплаты безработным, но нужно добиваться главной цели – это уменьшения безработицы. Нужно  не закрывать на это глаза и не бояться, что их окажется слишком много. Поскольку точные данные приведут к точным действием.

    По  мимо этого, ввести учет об уволившихся  работников с предприятий, организаций  и т.д.. каждую неделю службе занятости  собирать эту информацию по средствам коммуникаций через Факс или Интернет и т.п. это все для того чтобы велась статистика увольняющихся. Пускай даже организации не говорили по какой причине, просто что бы они не скрывали.

    Самим безработным  нужно быть активнее, если они не работают, то пусть придут в любой момент в биржу труда и зарегистрируются. Довести до людей через СМИ то, что он должен зарегистрироваться и все для его же благ.             

    Для решения безработицы нужна система, которая состоит в стимулирование спроса на рабочую силу  и в приближении структуры приближения к структуре спроса она труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мер.

Информация о работе Трудовые ресурсы