Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 15:21, курсовая работа
Целью данной работы является анализ проблем роста народонаселения мира и его трудовых ресурсов.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. охарактеризовать количественные и качественные аспекты трудовых ресурсов мира;
2. изучить особенности международной трудовая миграции;
3. проанализировать динамику численности населения мира;
4. дать современную и перспективную оценку народонаселению мира.
Объектом данного исследования являются трудовые ресурсы и рост народонаселения.
Предмет исследования – количественный и качественный аспект народонаселения и трудового потенциала.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ МИРА 6
1.1. Трудовые ресурсы мира: количественный и качественный аспекты 6
1.2. Международная трудовая миграция и мировые рынки труда 15
1.3. Проблема « утечки умов» 27
2. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ 33
2.1. Особенности размещения населения и трудовых ресурсов России 33
2.2. Перспективы развития трудовых ресурсов России 42
2.3. Проблема безработицы и пути ее решения в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
МИРА
1.1. Трудовые ресурсы мира: количественный и качественный аспекты 6
1.2. Международная трудовая миграция и мировые рынки труда 15
1.3. Проблема
« утечки умов»
2. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ 33
2.1. Особенности размещения населения и трудовых ресурсов России 33
2.2. Перспективы развития трудовых ресурсов России 42
2.3. Проблема безработицы и пути ее решения в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Информационно-
XX – начало XXI вв. отличается от всех предыдущих беспрецедентным ростом мирового населения, который породил немало экономических, социальных, экологических и других проблем, ставших головной болью для многих правительств и мирового сообщества в целом. Ведь в развитых странах всего за 100 лет население удвоилось, превысив миллиард, а в менее развитых - учетверилось, приблизившись к 5 млрд. Инерция этой невиданной в истории демографической волны сохранится, постепенно утрачивая силу, и в нынешнем столетии. По прогнозам, в 2003 г. на Земле будут проживать 8.1 млрд. человек, в 2075 г. - 9.2 млрд.1, и лишь после этого численность человечества начнет постепенно убывать.
Никогда в прошлом такого рода демографическая волна не наваливалась на нашу планету, и вряд ли нечто подобное может повториться в будущем. Это бремя выпало на долю лишь нескольких поколений людей. Причем развитые общества подверглись значительно меньшему испытанию и справляются с ним гораздо легче, чем менее развитые. Такое различие масштабов демографического взрыва, а значит, и его негативных последствий внесло существенный вклад в образование и углубление технико-экономического и культурного отставания "Юга" от "Севера". Быстрый рост населения на определенном этапе начинает позитивно влиять на темпы экономического развития и на преодоление этого разрыва.
Современная миграция в развитые страны вызвана целым комплексом движущих сил, которые можно сгруппировать в три блока. Первый - базовые причины, обусловленные различиями в развитии и состоянии общества в разных государствах. Второй - процессы, связанные с глобализацией, которые способствуют интенсификации миграции. И третий - факторы, определяющие выбор мигрантом конкретной страны назначения и влияющие на географическое распределение людских потоков.
Как правило, перемещения людей вызываются совокупностью нескольких причин, сопряженных с целым рядом обстоятельств общественной жизни и в той или иной степени меняющихся во времени. При этом порождаемые ими конкретные ситуации воспринимаются разными потоками и категориями мигрантов вариативно, вплоть до существенных индивидуальных различий. Это ведет к дифференцированному и переменчивому воздействию отдельных факторов миграции на ее масштабы, структуру и направления.
Основными
причинами генерирования
Многообразие движущих сил миграции, переменчивость их структуры и роли отдельных слагаемых, нелинейный характер их действия создают немалые сложности при анализе развития миграционных процессов. Однако, чтобы избежать непредвиденных последствий миграции и просчетов в ее регулировании, с которыми уже не раз сталкивались развитые страны, именно эту специфику формирования международной миграция населения необходимо учитывать при прогнозе ее тенденций и разработке соответствующей политики.
Целью данной работы является анализ проблем роста народонаселения мира и его трудовых ресурсов.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
Объектом данного исследования являются трудовые ресурсы и рост народонаселения.
Предмет исследования – количественный и качественный аспект народонаселения и трудового потенциала.
Структура
данной работы состоит из введения,
двух глав, заключения, библиографии и
приложения.
1. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
МИРА
1.1.
Трудовые ресурсы мира:
количественный и качественный
аспекты
Темпы роста населения, его возрастная структура в значительной мере определяют количественные параметры трудовых ресурсов мира, от которых зависит развитие мировой экономики.
Под трудовыми ресурсами понимают часть населения в трудоспособном возрасте, обладающую способностью к труду и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.1
Основную часть трудовых ресурсов мира составляет экономически активное население. Экономически активное население — это часть населения, имеющая работу и активно занятая ее поиском.2 В 1997 г. оно включало менее половины населения мира и составляло лишь 47,8% от его общей численности. В 2006 г. к странам с самым экономически активным населением относили те, в которых процент этого населения в общей его численности составлял от 67,3 до 56,5%. Это Джибути (67,3%), Аруба (65,7%), Мьянма (60,8%), Таиланд (60.5%), Китай (59,9%), Армения (57,7%), Ангола (57,3), Исландия (56,9), Объединенные Арабские Эмираты (56,6%), Руанда (56,5%). Численность экономически активного населения России к концу декабря 2006 г. составила, по оценке, 50%.3
Современные тенденции демографического развития мира обусловливают концентрацию основной доли трудовых ресурсов в странах Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии — 55%. На развитие страны с рыночной экономикой приходится 16% экономически активного населения. Большой процент экономически активного населения в стране еще не гарантирует процветания ее национальной экономики.
Экономически
активное население помимо количественных
оценок имеет качественные характеристики:
уровень образования, отраслевая структура
занятости, профессионально-
Глобализация и информатизация, беспрецедентное развитие высоких технологий в конце XX — начале XXI вв. выдвинули принципиально иные требования к профессиональной подготовке кадров, уровню их образования. Знания становятся двигателем национальных экономик, важнейшим их ресурсом в информационном обществе.
В деловом мире развитых стран рабочая сила, обладающая высоко развитыми творческими способностями, новаторским потенциалом, стала одним из решающих факторов современного конкурентного хозяйства. Качество рабочей силы непосредственно сказывается на прибыли компаний, поэтому в развитых странах проводится государственная политика по развитию трудовых ресурсов. Одним из ее направлений является массовая интеллектуализация труда. Придается важное значение выравниванию общего образования трудовых ресурсов (имеется в виду повышение его в среднем до уровня младшего колледжа). В ведущих западных странах разрабатываются общенациональные системы повышения квалификации. В Японии, США и других странах приняты законы, поощряющие частный бизнес, связанный с «инвестициями в человека», нацеливающие на развитие интеллектуального потенциала рабочей силы. Периодичность повышения квалификации в развитых странах составляет 3—5 лет, в России сегодня — 13-15 лет. В результате доля рабочих высшей квалификации в России составляет 5%, в то время как в США — 43%, в Германии — 56%.4
Существует прямая зависимость между уровнем образования работников и уровнем ВВП. Увеличение затрат на образование обеспечивает более половины прироста ВВП. Поэтому на обучение и переобучение рабочей силы фирмы развитых стран тратят немалые средства. Программы внутрифирменного обучения для всех уровней специалистов и руководителей реализуются в системе корпоративных университетов, которые стали открываться в США и Европе в начале 1990-х годов. За последние 13 лет число корпоративных университетов в США выросло с 400 до 2000. В них важное место занимает дистанционное обучение. Начиная с 1999 г. корпоративные университеты стали появляться и в России.
Уровень образования населения мира характеризует накопленный образовательный, интеллектуальный творческий потенциал. Трудовые ресурсы высокой квалификации имеются и в группе развивающихся стран. Качество трудовых ресурсов в этой группе стран в целом ниже, чем в развитых государствах. В странах южнее Сахары (СЮС), Южной и Западной Азии значителен удельный вес неграмотных в трудоспособном населении, что сдерживает рост производительности труда и негативно сказывается на развитии экономики.
В 1970—90-е годы истекшего столетия произошли глубокие изменения в структуре экономики развитых стран. Изменилось соотношение между материальным производством и непроизводственной сферой в пользу последней, наблюдались свертывание и реструктуризация отраслей обрабатывающей промышленности. В структуре промышленности снизилась доля добывающих отраслей, стремительно развивались высокотехнологические отрасли. Это обусловило значительные сдвиги в занятости рабочей силы.
Занятость — мера вовлеченности людей в какую-либо экономическую деятельность. Резко снизилась занятость в сельском хозяйстве. В 29 странах ОЭСР в 2001 г. в аграрном секторе было занято 7,7 % всей рабочей силы.
Заметно снизился удельный вес занятых в промышленности и строительстве. В 1974 — 2005 гг. удельный вес занятых в обрабатывающей промышленности снизился в США с 28,2 до 15%, во Франции — с 32,7 до 17,3%, в Италии — с 39,3 до 22,6%, в Великобритании — с 32,4 до 18,3%.5
В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы, наблюдается долговременная тенденция абсолютного и относительного сокращения занятости в сфере материального производства и рост ее в сфере услуг. В индустриально развитых странах мира в 2002 г. в этой сфере было занято от половины до 3/4 рабочей силы.
Основная часть экономически активного населения в развивающихся странах сосредоточена в сельском и лесном хозяйствах. В новых индустриальных странах доля занятых в сельском хозяйстве значительно ниже. Квалифицированная рабочая сила концентрируется в производстве электронного и электрического оборудования, автомобилей, морских судов.
В России занятость в сельском хозяйстве (вместе с лесным хозяйством) уменьшилась с 1991 г. по 2005 г. на 11%, в промышленности — на 34%, в строительстве — на 33%. В сфере услуг, включая финансово-кредитную сферу, страхование, торговлю, общественное питание, снабжение, наблюдалась противоположная тенденция. В первых двух сферах занятость увеличилась за 1991 — 2005 г. на 77%, в остальных — на 55%.
Произошло
перераспределение занятости
Сегодня существуют различные страновые типы структуры занятости.
Информационная модель структуры занятости сформировалась главным образом в англо-саксонских странах. Отличительная особенность данной модели в том, что ключевым элементом в ней является сфера услуг, где концентрируется основная масса рабочей силы. В 2005 г. в этой отрасли было занято: в Великобритании — 70%, в США и Канаде — 73% рабочей силы.
Производственные
услуги, услуги населению и прежде
всего высокотехнологические