Трудовые ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ проблем роста народонаселения мира и его трудовых ресурсов.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. охарактеризовать количественные и качественные аспекты трудовых ресурсов мира;
2. изучить особенности международной трудовая миграции;
3. проанализировать динамику численности населения мира;
4. дать современную и перспективную оценку народонаселению мира.
Объектом данного исследования являются трудовые ресурсы и рост народонаселения.
Предмет исследования – количественный и качественный аспект народонаселения и трудового потенциала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ МИРА 6
1.1. Трудовые ресурсы мира: количественный и качественный аспекты 6
1.2. Международная трудовая миграция и мировые рынки труда 15
1.3. Проблема « утечки умов» 27
2. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ 33
2.1. Особенности размещения населения и трудовых ресурсов России 33
2.2. Перспективы развития трудовых ресурсов России 42
2.3. Проблема безработицы и пути ее решения в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

трудовые ресурсы.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

     В период с 1989 по 1992 г. «утечка умов»  из России достигла своего пика. За этот период из страны за рубеж на постоянное место жительства уехало около 10% научных работников разного профиля (примерно 75 тыс. человек). Потеря специалистов отражается на всех отраслях российской науки и образования. По данным Совета безопасности РФ, на 1997 г. из 100 всемирно известных российских ученых 50 эмигрировали из России навсегда. Только из МГУ безвозвратно уехало 10% профессорско-преподавательского состава. По некоторым оценкам, страну покинули 70-80% ее математиков, 50% физиков-теоретиков.

     Основной  поток интеллектуальной миграции (96,3%) идет в Германию, Израиль, США. Как  правило, уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной механике, математике, представители перспективных направлений медицинской науки.

     Нарастающая с начала 90-х гг. интеллектуальная эмиграция российских ученых и специалистов в различные страны мира объясняется невостребованностью таланта, опыта и квалификации в условиях кризиса. Заметно ухудшилось материальное положение занятых в науке, научном обслуживании и высшем образовании. Нарастает неудовлетворенность инфраструктурной обеспеченностью российской науки. По оценкам зарубежных экспертов, российские ученые обеспечены исследовательским оборудованием в 80 раз, а литературой – в 100 раз хуже западных. Средний возраст 60% измерительных приборов превышает 15 лет, в то время как на Западе такая аппаратура считается устаревшей уже через 5 лет с начала эксплуатации.22

Деятельность  россиян за рубежом и взаимодействие с отечественными коллегами

     Первые  годы уехавшие сотрудники живут и  активно используют связи с коллегами  своей страны. Постепенно эти связи ослабевают. Начиная с 8-го года (если судить по совместным публикациям) они вновь растут. Причина этого, на первый взгляд неожиданного, роста объясняется просто.

     Анализ  показывает, что начальные этапы  пребывания российского ученого за рубежом весьма сложны. С одной стороны, он работает, как правило, по грантам шефа и лишен самостоятельности, как в выборе темы, так и возможности получить собственный грант. С другой - он имеет хорошие научные заделы, полученные еще в России, и связи со своими российскими коллегами. В этот период сотрудничество с научными коллегами зарубежной лаборатории у него только начинает формироваться. Этим объясняется приблизительное равенство количества научных публикаций с российскими коллегами и с зарубежными коллегами в отечественных и зарубежных изданиях.

     К 5 году пребывания за рубежом российскому  ученому удается зарекомендовать себя самостоятельным специалистом. При этом ситуация для него меняется. Он может получить собственный грант, но, как правило, грант с наличием вакансий “пост-дока” получить трудно. Чтобы иметь “рабочие руки” он, обладая информацией о своих российских коллегах, начинает для совместной работы восстанавливать старые связи с бывшими соотечественниками и приглашать своих российских коллег для совместных исследований. С учетом латентного периода на выполнение работы, на подготовку ее к публикации и выхода статьи в журнале проходит приблизительно 2-3 года. Поэтому с 7-8 года наблюдается рост совместных работ с соотечественниками.  

2. ТУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ОСОБЕНОСТИ В РОССИИ

2.1 Особенности размещения населения и трудовых ресурсов России

В настоящее  время уровень безработицы (по официальным  данным) достаточно низкий, хотя он и  постепенно повышается. Оценить действительные масштабы безработицы довольно трудно. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя).

В то же время велика скрытая, официально не фиксируемая «теневая» занятость  по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность ее учета  создает искаженное представление об уменьшении занятости.

Значительная  часть работников, не имеющих официального трудового дохода, либо имеет «теневой доход», либо за ним сохраняется  временно не функционирующее рабочее  место. Безработица реально не стала  острой социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в различных регионах страны ситуация существенно различается). До сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям.

С одной  стороны, он позволяет сохранить  или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить.

С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы  страны в целом,

усиливаются диспропорции в экономике, снижается  собираемость налогов и т.д.

На сегодняшний  день главной проблемой занятости  остается не

безработица, а неэффективное использование  трудоустроенной рабочей

силы, в  первую очередь находящейся в  вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.

В настоящее  время ситуация на рынке труда  приобретает новые черты.

Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же

обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение

производства, с одной стороны, и низкая эффективность  организации

производства  и труда с другой, увеличивают  масштабы недоиспользования работников.

Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве

профессионально-квалификационной структуры занятых. Не восполняется

естественное  выбытие рабочих старших возрастов  по многим

профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под

угрозу  развитие ведущих отраслей народного  хозяйства прежде всего

машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной

подготовки  рабочих массовых профессий не соответствует  перспективным

требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего

возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом

необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).

В целом  основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.23

Особый  интерес представляет анализ положения  молодежи на

российском  рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя

важнейшими  обстоятельствами: во-первых, молодые  люди составляют около 35% трудоспособного  населения России, во-вторых, они  – будущее страны.

Молодежь  уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.

На молодежный возраст приходятся главные социальные и

демографические события в жизненном цикле  человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.

Подростковая  группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном

учащихся  средних школ и профессиональных училищ. В большинстве они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение

жизненного  уровня большей части населения  изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них  стремятся заработать деньги любым  путем.

Чаще  всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

Молодежь  в возрасте 18-24 лет – это студенты и молодые люди,

завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они

являются  самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не

имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

В 25-29 лет  молодые люди уже в основном имеют  определенную

квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они

знают, чего хотят, чаще всего уже имеют  собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

Снижение  общего уровня жизни населения привело  к сверхзанятости

среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы

время. Возрастает также количество предложений  за счет выпускников

учебных заведений.

Несмотря  на кризис, в экономике все больше ощущается рост

потребности в повышении общеобразовательного уровня работников,

увеличивается спрос на профессиональное образование. Если существующие в настоящее время  тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации.

К сожалению, то, чем Россия заслуженно гордилась, наши квалифицированные кадры, на грани  исчезновения. Выборочный анализ по ряду передовых отраслей (авиационно-космической, ракетной и т.п.) показывает, что средний  возраст квалифицированных рабочих и инженеров приближается к 60-ти (составляет 56-58 лет). В основном это люди, выбравшие свой путь на заре космической эры в конце 50-х - начале 60-х. Смены им почти нет - очень мало высококвалифицированных кадров моложе 40 лет.

Фактически  это означает, что через пять лет некому уже будет поднимать промышленность. Подготовка высококвалифицированного персонала

(как  рабочих, так и инженеров) занимает 10-15 лет. Минимальный срок -

5 лет  (и не для всех специальностей  это возможно).

Нехватку  квалифицированных кадров ощущают в первую очередь руководители. Именно они первыми сталкиваются с невозможностью найти квалифицированного рабочего или инженера. Уже сейчас отсутствие специалистов сдерживает развитие ряда производств. Это стало заметным даже на фоне депрессии. Любые попытки развивать или даже просто поднимать промышленность приведут к тому, что дефицит кадров станет проблемой №1.

Особенно  важна эта проблема для Сибири, где много ресурсов, но мало людей. Квалифицированные специалисты  мигрируют в западные регионы страны и за границу (в том числе - в Китай, который, несмотря на сравнительную бедность жизни, оплачивает работу специалистов из России намного выше, чем их Родина).

Также переходят специалисты в другие отрасли (например, инженер становится "челноком") и дисквалифицируются - для дисквалификации обычно достаточно 3-5 лет.

Информация о работе Трудовые ресурсы