Трудовой потенциал мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить основные параметры, характеризующие трудовой потенциал мировой экономики в условиях интернационализации и глобализации.
Задачи:
1. Определить понятие "трудовой потенциал"
2. Выявить факторы, определяющие эффективность трудового потенциала

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................. 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
1.1 определение понятия трудовой потенциал 6
1.2 факторы, определяющие параметры трудового потенциала 11
1.3.структура трудового потенциала
3.1.индивидуальный трудовой потенциал 16
3.2.трудовой потенциал организации 18
3.3.трудовой потенциал общества 21
ГЛАВА II РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАН И ЕГО АДАПТАЦИЯ К ПОТРЕБНОСТЯМ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 2.1 особенности трудового потенциала высокоразвитых стран и развивающихся 23
2.2. развитие трудового потенциала в условиях глобализации 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................42

Работа содержит 1 файл

исправлен. трудовой потенциал (4).doc

— 211.50 Кб (Скачать)

В состав стран с показателем ВВП на душу населения ниже среднего уровня для вошли Венгрия, Греция, Испания, Латвия, Литва, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. Для данной подгруппы стран была выявлена отрицательная связь темпов экономического роста с такими показателями, как ВВП на душу населения по ППС, и положительная связь с показателями молодежь с уровнем образования не ниже среднего в возрасте 20-24 года, доля расходов на информационные и телекоммуникационные технологии, индекс инновационного развития.

Для реализации инновационной стратегии ЕС были предприняты конкретные шаги: ведется работа по созданию передовых центров, которые бы использовали возможности глобальных сетей; координируется деятельность научных и исследовательских организаций на уровне ЕС; проводится политика стимулирования частных инвестиций в области высоких технологий посредством изменения патентного законодательства; унифицируются стандарты качества технологий и обеспечивается гарантия качества; повышается мобильность трудовых ресурсов, оказывается помощь в трудоустройстве молодежи, обеспечивается равенство прав для мужчин и женщин; привлекаются лучшие исследователи из других стран; ведется подготовка общества к восприятию инноваций путем налаживания связей между исследователями и другими членами общества при содействии различных организаций[39].

Качество трудового потенциала регионов мира не является постоянной величиной, на его изменение влияют многие факторы. Население Европы  неуклонно сокращается . "По состоянию на 1 января 2011 года в 27 странах Европейского союза проживало 502,5 млн. жителей, что на 1,4 млн. больше, чем год назад. Как сообщила статистическая служба ЕС Eurostat, население увеличилось за счет миграции - на 0,9 млн. человек. Население зоны евро - 17 государств ЕС - составило на 1 января 332 млн. жителей. Годом ранее - 1 января 2010 года - оно находилось на отметке 330,9 млн. Естественный прирост обеспечил 0,3 млн., мигранты - около 0,7 млн. человек[40].

Например, для поддержания сегодняшнего объема населения Германии потребуется ежегодный приток почти 300000 человек, что к 2050 году в сумме составит 17 миллионов новых мигрантов. Массовая иммиграция из стран Третьего мира несет в Европу огромное число людей с низким уровнем образования и квалификации, несоответствующим знанием европейских языков, высоким уровнем латентного иждивенчества и (по крайней мере, вначале) высоким уровнем бедности.

Постарение населения в странах ЕС является источником экономических трудностей, связанных с ростом числа пенсионеров. Ускорение процесса старения населения в дальнейшем будет сопровождаться снижением его жизненного и трудового потенциала[41].

Для демографически «стареющих» стран Севера, вопросы «компенсации» естественной убыли населения за счет притока людей из регионов Юга с относительно «избыточным» демографическим ростом приобретают все большую актуальность. В то же время в ЕС, занимающем одно из ведущих мест в мире по физическому «объему» миграционных процессов, до сих пор не разработана и не проводится единая миграционная политика.

Процессы депопуляции большого числа стран ЕС являются реальными в течение не одного десятка лет, что проявляется как в абсолютном сокращении численности населения, так и в растущем дефиците его экономически активной части. И то и другое чревато тяжелыми экономическими, социальными и политическим последствиями. Увеличение продолжительности жизни, уменьшение рождаемости и грядущая волна расходов на пенсии в государствах ЕС способны «захлестнуть» бюджеты этих стран. «Импортируя налогоплательщиков», в том числе из стран Северной Африки, стареющие европейские общества облегчают налоговое бремя. В свою очередь, усиливающиеся миграционные потоки из стран Северной Африки во многом нивелирует негативные социальные последствия структурных реформ, проводившихся в странах региона в последние 30 лет. К ним относятся увеличение числа безработных, усугубление проблем бедности и экономического неравенства[42].

В этом смысле негативные последствия постарения населения для экономики можно компенсировать лишь повышением качества человеческих ресурсов, характеристиками которого являются и уровень здоровья, и уровень образования, профессиональной компетентности, мотивационные потребности к труду, и повышением трудоспособности и продлением трудовой активности населения. Это, в свою очередь, возможно только в случае повышения качества жизни в результате грамотно проводимой социально-экономической политики.

В ближайшие десятилетия прирост мирового населения будет происходить за счет Мировой периферии, в то время как население развитых стран будут ежегодно снижаться примерно на 1 млн. человек. К 2050 г. доля населения развитых стран в мировом населении сократится на 25 % и составит примерно 1 млрд. человек. После 2030 г. начнет сокращаться население таких «демографических гигантов», как Китай и Индия, а рост мирового населения полностью переместится в наименее развитые африканские страны. Доля африканцев в общей численности населения Земли растет из года в год. Если в 1950 г. их было всего 9%, то в 2010 стало почти 15 %, а в 2050 г. при среднем варианте прогноза там будет проживать почти четверть землян.

Из крупных регионов мира только Африка (да и то только в части южнее Сахары) находится в самом начале второго этапа демографического перехода, т.е. здесь население растет быстрыми темпами и быстрыми темпами снижается смертность, в особенности детская. Результат – преобладание в структуре населения молодых возрастов: доля детей до 15 лет составляет здесь 41 % (в Африке южнее Сахары – 43 %, в развитых странах – 17 %, в мире – 27 %), а доля людей в возрасте старше 65 лет – 3 % (в развитых странах – 16 %, в развивающихся – 6 %). Сегодня быстрый демографический рост в Африке пока еще служит источником многочисленных проблем, которые в условиях глобализации экспортируются за пределы континента.  Африка находится на стадии накопления человеческого потенциала[43].

Африка обеспечивает 21% прироста мировых трудовых ресурсов. В ближайшие десятилетия этот показатель увеличится до 30%, а после 2050 г. мировой рынок труда на 65% будет пополняться за счет африканского населения. Такая ситуация на африканском рынке труда, когда спрос на дополнительную рабочую силу в реальном секторе экономики очень низок или отсутствует вообще, а предложение рабочих рук чрезмерно велико, свидетельствует о существенных диспропорциях в развитии не только самого рынка, но и всей экономики региона в целом, что чревато серьезными последствиями. Расширение разрыва между ростом трудоспособного населения и созданием новых рабочих мест крайне обостряет реальные возможности обеспечения работой, продовольствием, повышения квалификации и т.д. Иными словами, воспроизводство рабочей силы на африканском континенте в количественном отношении намного превосходит существующие возможности ее эффективного использования.

Если говорить о качественных характеристиках трудового потенциала Африки, необходимо отметить, качество человеческого потенциала Африки одно из самых низких в мире.  65% населения Африки живет на 2 долл. в день. 290 млн. африканцев страдают от голода; существует колоссальный разрыв по такому показателю, как ВВП на душу населения, между отдельными государствами Африки. Например, в малых по численности населения странах-нефтеэкспортерах – Экваториальной Гвинее и Габоне – ВВП на ДН по ППС в 2010 г. достигал 37,9 тыс. 14,6 тыс. долл. соответственно, а в 70-миллионной Демократической республике Конго – всего 300 долларов[44].

Свыше 60% занятого населения Африки трудятся в сельском хозяйстве (в странах Северной Африки данный показатель в среднем составляет 29%). Коэффициент занятости среди африканской молодежи (от 15 до 24 лет) составляет всего 47,8%, а в Северной Африке – 27%. Именно молодым людям, впервые выходящим на рынок труда, наиболее сложно найти работу.

Человеческий капитал, формирующийся в странах Африки, по сравнению с развитыми государствами характеризуется относительно низкими параметрами жизнеспособности и сравнительно невысоким образовательным уровнем.

Уровень неграмотности среди африканцев хотя и сократился с 70 % в 1960 г. до 39 % в 2010 г. все еще остается самым высоким в мире. В странах Африки южнее Сахары (АЮС) проживает сегодня 150 млн. неграмотных взрослых. Показатель охвата населения школьного возраста обучением составляет сегодня в Северной Африке – 70 %, а в АЮС – всего 31 %. Лишь 5 % населения АЮС и 22 % населения Северной Африки в возрасте до 25 лет охвачено высшим образованием. Среднее число лет обучения в Африке также самое низкое в мире (5,4 года) против 16 лет в Японии и 20 лет в Европе и США. В школах Тропической Африки  на одного учителя в среднем приходится более 50 учеников. При этом практически не развита система профтехобразования, а в высшей школе мала доля студентов, изучающих естественнонаучные и технические дисциплины. Число ученых на 1 млн. жителей не превышает в Африке 108 человек против 5000 в развитых странах, а число научных статей на 1 млн. жителей не превышает 1,7 против 580 в развитых странах[45].

Вызывает опасение  и состояние здоровья африканцев. СПИД продолжает  оставаться основной причиной смертности в Африке, где проживает 67 процентов от общего числа ВИЧ-инфицированных в мире. По данным ООН в 2008 г. в Африке южнее Сахары проживало 22,4 млн. людей с диагнозом СПИД (по другим оценкам – более 25 млн.), при этом число вновь инфицированных в 2008 г. африканцев составило 1,9 млн. человек. В том же году от СПИДа умерло 1,4 млн. африканцев. Число африканских детей с ВИЧ достигает почти 2 млн. человек. Серьезную угрозу населению Африки представляют также другие инфекционные заболевания, в первую очередь, туберкулез и малярия. Около 4 млн. африканцев больны туберкулезом, более 90% случаев смерти от малярии в мире (1 млн) также приходится на Африку[46].

Инфраструктура здравоохранения развита в Африке крайне слабо. На 10 тыс. жителей там приходится всего 2 врача, а в 11 странах Африки, в том числе в Бенине, Бурунди, Либерии, Малави, Мозамбике, Нигере, Танзании, Сомали, Сьерра-Леоне, Того, Чаде и Эфиопии, 1 врач приходится на 20–30 тыс. жителей. Низким остается такой показатель, как обеспеченность больничными койками (10 на 10 тыс. жителей), а самым низким – в Бенине, ДРК и Сенегале, где 1 больничная койка на 10 тыс. жителей. Расходы на здравоохранение не превышают в Африке 5,5% ВВП (в ЕС – 8,4%, в США – 12,8%, в РФ – 5,4%)[47].

Даже та небольшая часть африканских трудовых ресурсов, которая по своим характеристикам соответствует требованиям современного производства, т.е. является носителем современных знаний и способна к инновациям, используется в основном либо за пределами Африки – в развитых странах, где получает достойное вознаграждение за свой труд, либо в сферах африканской экономики, не соответствующих изначальной специализации.

В Африке сохраняется и весьма высокий общий уровень безработицы (по официальным данным – 11 % в странах Северной Африки и 8,2 % - в АЮС, по неофициальным – 15-25%); уровень безработицы среди молодежи достигает 25-30%, а именно молодежь обладает наиболее ярко выраженным протестным потенциалом[48]. В условиях информационного общества скорость «расползания» очагов социальной напряженности и возможности манипулирования общественным мнением во много раз возрастают. Достаточно привести тот факт, что число Интернет-пользователей в Африке увеличилось с 3 млн. в 2000 г. до 119 млн. в 2011 г., каждый третий африканец имеет мобильный телефон.

Невозможность найти работу в собственной стране стимулирует миграцию африканской рабочей силы. 35 млн. мигрантов из 200 млн. в мире – африканцы. Средний африканский трудовой мигрант – мужчина в возрасте 30 лет, имеющий среднее или высшее образование. Около 50% африканцев, нашедших работу, квалифицированные работники в сфере промышленности, сельского хозяйства и сферы обслуживания. Миграция сопровождается мощными потоками денежных переводов, вносит вклад в дело борьбы с бедностью, способствует использованию дополнительных источников финансирования в странах Североафрианского субрегина. Денежные переводы африканцев в 2008 г. достигли 44 млрд. долл., что составляет примерно одну шестую всех мировых официальных денежных трансфертов и более 10 % ВВП 9 африканских стран. По данным ООН, к 2008 г. общее число международных мигрантов превысило 200 млн. человек и равнялось примерно 3% населения планеты. При этом около 40 млн. мигрантов – выходцы с Африканского континента, примерно треть из них – жители Северной Африки[49].

Африка находится на стадии накопления человеческого потенциала. В целом быстрый рост населения в условиях экономической отсталости большинства государств Африки, их социальной неустроенности, а также политической нестабильности самым прямым образом повлияет на развитие мировой экономики. Мировое сообщество в условиях глобализации просто не сможет отгородиться от африканских проблем, во многом стимулируемых ускоренным ростом африканского населения, поскольку они связаны с экономической, политической и социальной безопасностью мира в целом[50].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 2 Развитие трудового потенциала в условиях глобализации

В условиях глобализации труд стал играть принципиально новую роль в формировании системы международного разделения труда, его качественные характеристики определяют степень и эффективность интеграции отдельных стран в мировое хозяйство. При этом выигрывают те страны, рабочая сила которых пользуется большим спросом на мировом рынке труда, и, соответственно, более конкурентоспособна в сложившейся системе глобальных трудовых отношений.

В условиях глобализации национальные экономики и работодатели вынуждены использовать более гибкие трудовые контракты. Рост «экономики знаний» предъявляет особые требования к степени конкурентоспособности современной рабочей силы, ставя во главу угла такие её характеристики как образование, уровень квалификации и производительность труда.

Наиболее серьезное влияние на формирование структуры мирового рынка труда и динамику его развития оказывают такие факторы как: социально-демографический, связанный с естественным воспроизводством рабочей силы и её качественным составом; фактор защищенной мобильности, сочетающий возможности гибкости и социальной безопасности в рамках национальных рынков труда; инновационно-технологический фактор; транснациональный фактор, охватывающий воздействие иностранного капитала на структуру и динамику занятости; внешнеторговая либерализация и международная мобильность рабочей силы[51].

В условиях глобализации миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое положение трудовых ресурсов почти во всех регионах мира. Положительный миграционный баланс увеличивает источники рабочей силы и оказывает позитивное влияние на возрастную структуру населения, отрицательное миграционное сальдо уменьшает источники рабочей силы, ухудшает возрастной состав населения. Миграционные потоки определяются такими составляющими как индекс образования, индекс продолжительности жизни и индекс ВВП. То есть миграционные потоки движутся из той страны, где индекс развития человеческого потенциала ниже в направление тех стран, где ИРЧП выше.

Информация о работе Трудовой потенциал мировой экономики