Трудовой потенциал мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить основные параметры, характеризующие трудовой потенциал мировой экономики в условиях интернационализации и глобализации.
Задачи:
1. Определить понятие "трудовой потенциал"
2. Выявить факторы, определяющие эффективность трудового потенциала

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................. 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
1.1 определение понятия трудовой потенциал 6
1.2 факторы, определяющие параметры трудового потенциала 11
1.3.структура трудового потенциала
3.1.индивидуальный трудовой потенциал 16
3.2.трудовой потенциал организации 18
3.3.трудовой потенциал общества 21
ГЛАВА II РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАН И ЕГО АДАПТАЦИЯ К ПОТРЕБНОСТЯМ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 2.1 особенности трудового потенциала высокоразвитых стран и развивающихся 23
2.2. развитие трудового потенциала в условиях глобализации 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................42

Работа содержит 1 файл

исправлен. трудовой потенциал (4).doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Таким образом, трудовой потенциал организации - возможное количество и качество труда, которым располагает трудовой коллектив организации; он являясь конкретно формой материализации человеческой деятельности, выступает как персонифицированная рабочая сила, взятая в совокупности своих качественных и количественных характеристик - как кадровый потенциал организации. Применительно к предприятию трудовой потенциал представляет собой предельную величину возможного участия работников в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний, накопленного опыта при наличии необходимых организационно - технических условий.

 

1.3.3 Трудовой потенциал общества

Основы формирования и использования трудового потенциала общества как совокупные возможности населения осуществлять трудовую деятельность в реальном секторе экономики развиваются с учетом региональных, национальных и социально-экономических условий, изменяющихся под воздействием развития производительных сил и производственных отношений.

Факторы, воздействующие на эффективность формирования и использования трудового потенциала, группируются  по демографическим, социально-экономическим, организационным, политическим и правовым признакам. Наибольшее влияние на трудовой потенциал общества оказывают следующие группы: демографические (рождаемость, смертность, миграция и эмиграция, национальные особенности, природные условия); социально-экономические (уровень развития экономики, экономические отношения, материальное стимулирование, занятость, социальная инфраструктура, подготовка кадров, уровень медицинского и культурно-бытового обслуживания); организационные (организационные структуры и функции управления федеральных и региональных хозяйственных органов, организационные структуры и функции управления по труду и занятости, объединения профсоюзов, биржи труда, организационно-производственные структуры и функции предприятий, управление и организация труда, маркетинг и логистика); политические и правовые (социально-экономическая политика государства, федеральные нормативные акты, нормативные акты местных органов власти, нормативные акты объединений и предприятий). Соотношение этих факторов носит подвижный характер, в соответствии изменением одного из них происходит трансформация других.

Эффективность трудового потенциала региона или страны в целом определяются по таким основным показателям, как уровень обеспечения экономики трудовом потенциалом; воспроизводство кадров; уровень безработицы; качественный состав и текучесть кадров; структура занятых в материальном производстве и непроизводственной сфере; уровень миграции; уровень доходов; качество жизни[27].

Механизм регулирования развития трудового потенциала ресурсов региона должен происходить  через государственные (разработка нормативных актов и контроль содействия занятости) и негосударственные институты управленческих структур (формирование и использование трудового потенциала, мотивация труда, подготовка и переподготовка кадров).

Приоритетные направления государственной политики по стимулированию развития экономики отраслей и роста эффективности использования трудового потенциала общества: создание необходимых условий для повышения конкурентоспособности национальной экономики; защита отечественных товаропроизводителей при внешнеэкономических отношениях; регулирование научно обоснованных межотраслевых отношений через ценовой механизм, кредитную и налоговую системы. [28]

Трудовой потенциал  общества формируется посредством  основных качественных компонент – психофизической, интеллектуальной и социально-личностной. Воспроизводство этих компонент подразумевает взаимосвязанные процессы материального обеспечения работников и членов их семей (физическое воспроизводство), накопления общих и специальных знаний и навыков, усвоения норм и ценностей общества.

 

 

 

 

ГЛАВА II    РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАН И ЕГО  АДАПТАЦИЯ К ПОТРЕБНОСТЯМ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1 особенности трудового потенциала высокоразвитых стран и развивающихся

Качество трудового потенциала различных регионов и стран сильно отличаются . Рассмотрим для сравнения трудовой потенциал высокоразвитых стран (на примере  стран ЕС) и развивающихся стран (на примере некоторых африканских стран).

В развитых странах сложились общие долговременные тенденции развития трудового потенциала: изменения в структуре занятости(снижение численности аграрных работников, рост занятых в сфере услуг и непроизводственной сфере, рост занятости в наукоемких областях); рост общеобразовательного уровня, рост средней продолжительности занятости на одном предприятии, увеличение экономической и социальной роли малого бизнеса при активной поддержке государства; гибкость всей системы трудовых отношений[29]

Место Европейского союза в мировой экономике определяется новыми условиями конкуренции, предполагающими постоянное формирование и совершенствование научно-технического потенциала и трудового потенциала, адекватных требованиям информационного общества, развитие способности хозяйствующих субъектов к модернизации производства, непрерывное превращение научных знаний в инновационные продукты, реализуемые на рынке.

При формировании экономики, основанной на знаниях, создание, накопление и использование знаний в процессе производства инноваций приобретает все большее значение как главное конкурентное преимущество стран в масштабах мировой экономики. Производство и применение знаний зависит от интеллектуального потенциала, для формирования которого решающее значение имеет высшее образование, использующее возможности новых информационно-коммуникационных технологий и интегрирующееся с научными исследованиями, развивающее практику непрерывного обучения, необходимого для совершенствования знаний отдельных работников на протяжении всей трудовой жизни. Выработка и проведение общей для стран ЕС эффективной инновационной политики предполагает сокращение дифференциации между странами-членами по уровню социально-экономического развития и интеллектуальному потенциалу, формирование общего образовательного и научного пространства.

По объему исследований и разработок в стоимостном выражении и по численности занятых ведущее место стран ЕС занимает научно-технический сектор промышленных фирм. Нигде оба эти показателя не опускаются ниже 50%, а в Германии и Австрии превышают 60%. Сюда относятся исключительно прикладные исследования и разработки новой продукции или процессов. Лишь немногие крупные, преимущественно мультинациональные компании, прежде всего химического и электротехнического профиля, проводят у себя долгосрочные фундаментальные исследования, направленные на прикладную реализацию результатов[30].

Для оценки эффективности использования интеллектуального потенциала для стран ЕС используется  количественная оценка индекса инновационного развития страны, как среднего арифметического восьми показателей: количество патентов, зарегистрированных в Европейском патентном Бюро на миллион жителей, количество патентов на высокие технологии на млн. жителей; выпуск научных работников и технологов на 1000 жителей в возрасте 20-29 лет; доля молодежи в возрасте от 20 до 24 лет с уровнем образования не ниже среднего; доля занятых в высокотехнологичных отраслях в процентах к занятому населению; доля высокотехнологичного экспорта в общем объеме экспорта; процент домашних хозяйств, имеющих доступ к интернету; доля расходов на информационные и телекоммуникационные технологии. На современном этапе экономического развития важнейшими факторами устойчивого экономического роста становятся качественная рабочая сила, способная создавать и применять новые знания; развитие науки и техники; внедрение инноваций[31].

Университетские лаборатории являются в большинстве стран ЕС – в Австрии, Бельгии, Великобритании, и частично в Нидерландах – основной базой для проведения фундаментальных исследований. Одновременно в Бельгии, Великобритании, Германии и Франции университеты играют значительную роль в технологическом развитии своих стран. Там проводятся исследования прикладной направленности, а для их промышленной реализации создаются промежуточные структуры, пользующиеся соответствующими правами.

Университет становится полюсом притяжения в свой регион предприятий из наукоемких отраслей (Лёвен в Бельгии, Кембридж в Великобритании) или, когда обеспеченность региона высококвалифицированными инженерными кадрами является мощным фактором его привлекательности для иностранных фирм, выпускающих продукцию высокой технологии (Уэльс).  Эти примеры подтверждают значимость высших учебных заведений, как фактора экономического развития  стран ЕС на инновационной основе[32].

Национальные исследовательские центры характерны для ряда стран ЕС, включая Австрию, Бельгию, Германию и Нидерланды. На территории Фландри, например, расположены шесть промышленных технопарков. Наиболее крупный по площади (около 50 га) сформировался вблизи города Лёвена и является ядром промышленного кластера в области микросистемотехники, дизайна и проектирования технологии изготовления микросхем. Данный парк занимает ведущее место в области цифровой обработки сигналов различной физической природы (голосовые сообщения, показания датчиков и т.д.). Германия, занимая третье место в мире (после США и Японии) и первое в Европе по объему ассигнований на научно-техническую деятельность,  обладает весьма разветвленной сетью научных учреждений самого различного статуса, в которых работает до 500 тыс. человек. Франция по объему средств, направляемых на научные исследования, численности занятых в научно-технической сфере и размерам выделяемой на науку доли ВВП занимает второе место в Западной Европе (после ФРГ). По удельному (на душу населения) объему этих средств она выходит в Европе на первое место[33].

Взаимоотношения институтов с промышленностью практикуются в различных формах, включая контракты, партнерство в совместных с пользователями или другими разработчиками программах развития предприятий, рассчитанных на срок от 3 до 5 лет, создание собственных предприятий высоких технологий[34].

ЕС видит свое место на мировом рынке наукоемкой продукции. Создание новых рабочих мест в высокотехнологичных и наукоемких отраслях требует в современных условиях серьезных инвестиций. Общей для стран-членов ЕС является тенденция, направленная на повышение привлекательности территорий для инвесторов, в частности для ведущих фирм из высокоразвитых стран других регионов мира, в первую очередь США и Японии. Предпосылкой для привлечения в страну или ее регион инвестиций, в том числе от зарубежных фирм, является наличие в них высококвалифицированных кадров.

Политика ЕС в сфере профессионального образования также имеет двоякую направленность – как фактор обеспечения привлекательности данной территории для инвесторов и социальную. Приоритетной целевой группой в этом контексте стали малые и средние предприятия, способные аккумулировать большее число работников из местных жителей. По данным статистики ЕС, на таких предприятиях занято в среднем 60% всех работающих.Высокотехнологичные малые и средние предприятия позволяют аккумулировать на местах кадровый потенциал для последующего привлечения инвестиций на цели развития. Гибкость предприятий данной категории позволяет им более оперативно реагировать на изменения рыночной обстановки, велика их роль как поставщиков отдельных видов наукоемкой продукции для комплектации крупных производств[35].

Страновой индекс «интеллектуального потенциала» рассчитывается как среднее арифметическое из индекса образовательного потенциала и индекса научного потенциала. Индекс образовательного потенциала рассчитывается как среднее арифметическое из трех индексов: индекса средней продолжительности обучения (индекс ожидаемой продолжительности обучения), индекса численности студентов в расчете на 10000 жителей, индекса доли государственных затрат на высшее образование в ВВП. Индекс научного потенциала рассчитывается как среднее арифметическое из двух индексов: индекса доли занятых в науке в занятом населении и индекса доли государственных затрат на науку в ВВП. Для каждого из пяти индексов определяется наихудшее (minAi) и наилучшее (maxAi) значение[36].

В 2004г. в первую тройку стран, обладающих наибольшим образовательным потенциалом, наряду со Швецией входили Финляндия и Дания. Замыкали ряд Мальта и Словакия. Из крупнейших стран ЕС в первую десятку вошла только Великобритания (4 место), Испания и Италия замыкают вторую десятку. Наибольшим научным потенциалом в 2004 г. обладали Финляндия и Швеция. Из крупнейших европейских экономик в первую десятку вошла Германия (5-ое место). Великобритания замыкала первую десятку. Италия и Испания вошли во вторую десятку. Наименьшим научным потенциалом обладали Мальта, Кипр и Латвия. По индексу интеллектуального потенциала лидировали Финляндия, Швеция и Дания, а замыкали группу Латвия, Словакия и Мальта (25 место)[37]. 

В 2004г. по индексу инновационного развития впереди были Финляндия и Швеция, которые по ИИР заняли те же места, что по ИИП и индексу глобальной конкурентоспособности в 2006, что позволяет сделать вывод о влиянии, которое оказывает интеллектуальный потенциал на состояние инновационной сферы страны. В первую пятерку вошли также Великобритания, Дания, и Нидерланды. На последних местах оказались Греция, Португалия (которые по ИИП занимали 18, 19 места соответственно при расчете ИИП для ЕС-25) и Испания (15 место по ИИП). При этом Греция занимает 24 место среди стран ЕС-24 по индексу глобальной конкурентоспособности в 2006г.[38]

В состав подгруппы стран с показателем ВВП на душу населения выше среднего для ЕС уровня вошли 11 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Италия, Нидерланды, Финляндия, Франция и Швеция. Для данной подгруппы стран была выявлена положительная связь темпов экономического роста с такими показателями, характеризующими качество экономического роста, как ВВП на душу населения по ППС и ИРЧП, выпуск научных работников и технологов, молодежь с уровнем образования не ниже среднего в возрасте 20-24 года, доля высокотехнологичного экспорта в общем объеме экспорта, индекса инновационного развития, ожидаемая продолжительность обучения, число студентов на 10000 жителей.

Информация о работе Трудовой потенциал мировой экономики