Трудовой потенциал мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить основные параметры, характеризующие трудовой потенциал мировой экономики в условиях интернационализации и глобализации.
Задачи:
1. Определить понятие "трудовой потенциал"
2. Выявить факторы, определяющие эффективность трудового потенциала

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................. 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
1.1 определение понятия трудовой потенциал 6
1.2 факторы, определяющие параметры трудового потенциала 11
1.3.структура трудового потенциала
3.1.индивидуальный трудовой потенциал 16
3.2.трудовой потенциал организации 18
3.3.трудовой потенциал общества 21
ГЛАВА II РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАН И ЕГО АДАПТАЦИЯ К ПОТРЕБНОСТЯМ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 2.1 особенности трудового потенциала высокоразвитых стран и развивающихся 23
2.2. развитие трудового потенциала в условиях глобализации 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................42

Работа содержит 1 файл

исправлен. трудовой потенциал (4).doc

— 211.50 Кб (Скачать)


 

 

Оглавление

Введение.................................................................................................................................              3

Глава I Теоретико-методологические основы исследования трудового потенциала

1.1 определение понятия трудовой потенциал              6

1.2 факторы, определяющие параметры трудового потенциала              11

1.3.структура трудового потенциала

3.1.индивидуальный трудовой потенциал              16

3.2.трудовой потенциал организации              18

3.3.трудовой потенциал общества              21

ГЛАВА II    РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАН И ЕГО  АДАПТАЦИЯ К ПОТРЕБНОСТЯМ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ                                                                                                  2.1 особенности трудового потенциала высокоразвитых стран и развивающихся              23

2.2. развитие трудового потенциала в условиях глобализации              37

Заключение.........................................................................................................................40

Список использованной литературы.................................................................42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях творческий и интеллектуальный потенциал человека, его знания, умения, профессионализм становятся главной составляющей национального богатства и основной движущей силой экономического роста. Успех или крах экономического, социального и культурного развития нации, в конечном счете, определяется уровнем человеческого потенциала и эффективностью его реализации. Развитие человеческого потенциала представляет собой расширение возможностей людей по обеспечению достойного уровня жизни для всех, равный доступ к результатам рыночного хозяйствования, гарантирующим право на свободное развитие личности, обеспечение экономической и личной безопасности граждан. Конкурентное преимущество государства в процессе глобализации уже достигается не столько за счет количества высококвалифицированных специалистов, сколько за счет человеческого потенциала. Быстрая глобализация и стремительный научно-технический прогресс усиливают конкуренцию между странами, что приводит к дальнейшей дифференциации их экономического развития. Однако создаются и новые возможности для инновационного экономического роста и создания рабочих мест, что требует усиленного внимания к трудовому потенциалу страны и его квалификационным характеристикам.

Актуальность темы "Трудовой потенциал мировой экономики" основана на необходимости улучшения использования трудового потенциала в современных условиях хозяйствования, недостаточной исследованностью его теоретических и практических аспектов, значимостью для устойчивого развития экономики.

Представление о человеке как о главном факторе экономического роста разрабатывали в рамках концепций трудовых и человеческих ресурсов, трудового потенциала, человеческого фактора и человеческого потенциала такие российские ученые, как Л.С.Бляхман, С.Д.Валентей, Л.С.Дегтярь, Н.Н.Думная, М.В.Каргалова, Ю.П.Кокин, Р.П.Колосова, Ю.Г.Одегов. Переход к информационному обществу, качественное преобразование труда отдельных работников привело к необходимости исследования таких категорий как «интеллектуальный потенциал» и «интеллектуальный капитал». Исследование данной проблемы представлено в трудах зарубежных авторов Д.Белла, Э.Брукинг, Т.Паркинсона, Дж.Тобина, Л.Эдвинсона. Проблема оценки и использования трудового потенциала получила развитие в работах отечественных ученых: Андреева С.В., Галаевой Е.В, Воронина В.Н., Ивановского Л.В., Косаева А.Г., Колосовой Р.П., Матирко В.И., Одегова Ю.А., Чудинова Д.В., Царегородцева Ю.И., Тяжова А.И. и др.

Как показал анализ литературы по проблемам изучения трудового потенциала, на сегодняшний день не сформирована теория трудового потенциала, наработанный опыт не оформился в стройную и законченную теорию, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях движения трудового потенциала. Это выражается в том, что различные авторы в экономической литературе дают неоднозначное толкование понятия «трудовой потенциал» и это в свою очередь затрудняет рассмотрение его внутренней структуры в качестве объекта исследования и выявление закономерностей и противоречий, свойственных механизму его воспроизводства.

Объект исследования: мировые трудовые процессы

Предмет исследования: трудовой потенциал

Цель работы: выявить основные параметры,  характеризующие трудовой потенциал мировой экономики в условиях интернационализации и глобализации.

Задачи:

1.                  Определить понятие "трудовой потенциал"

2.                  Выявить факторы, определяющие эффективность трудового потенциала

3.                  Дать характеристику индивидуального трудового потенциала

4.                  Охарактеризовать  составляющие трудового потенциала предприятий

5.                  Дать характеристику трудового потенциала общества

6.                  Описать различия трудового потенциала разных стран на примере высокоразвитых и развивающихся стран.

7.                  Выявить общие направления развития трудового потенциала в условиях глобализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Теоретико-методологические основы исследования трудового потенциала

1.1. Определение понятия «Трудовой потенциал»

Для характеристики участия человека в трудовой деятельности наука накопила множество понятий, отражающих различные этапы развития представлений о формах и факторах производственной деятельности: рабочая сила, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий капитал, трудовой потенциал и т.д.

Введение в научный оборот категории «трудовой потенциал» было направлено на необходимость активизации и эффективного использования возможностей личного фактора производства, характеризующее всё многообразие качеств субъекта (работника), проявляющееся в процессе его трудовой деятельности[1].

А.С. Панкратов пишет: ««Трудовой потенциал» как научный термин вошёл в оборот в период перевода экономики на рельсы интенсивного развития. Это была своеобразная реакция науки на потребность практики обеспечить качественное совершенствование всей системы формирования и использования совокупной способности людей к труду, выявить резервы и пути творческой активизации человека как субъекта производства и общественной жизни»[2]. 

По В. Генкину, "человеческий капитал - это совокупность качеств, которые определяют производительность и  могут стать источником дохода для человека, семьи,  предприятия и общества... Трудовой потенциал- понятие более емкое, чем  человеческий капитал. Компонентами трудового потенциала  могут быть здоровье, нравственность и умение работать в коллективе. творческий потенциал, активность(пассионарность), организованность, образование, профессионализм, ресурсы свободного времени. Личностный потенциал формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта"[3]

По В.Г. Костакову трудовой потенциал -  это запасы труда, зависящие от общей численности трудовых ресурсов и их структуры по полу и возрасту, накопленных знаний, степени соответствия демографической структуры работающих условиям повышения эффективности труда, социальной мобильности населения (территориальной и профессиональной)[4].

Интегральный подход к познанию сущности трудового потенциала представлен в работах И.С. Масловой, рассматривающей трудовой потенциал как обобщающую характеристику меры и качества совокупных способностей к труду, определяющей потенциальные возможности человека, различных групп работников, трудоспособного населения, связанные с участием в общественно-полезной деятельности, при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений[5]. 

Некоторые авторы (Добрынин А.Н., Дятлов С.А., Царенова Е.Д.) под трудовым потенциалом понимают потенциал рабочего времени человека, обладающего совокупностью общепрофессиональных и профессионально-квалификационных характеристик, которые с учётом исторических, демографических, национальных и других особенностей могут быть использованы в той или иной сфере общественного производства[6].

Существует также подход, согласно которому трудовой потенциал есть экономическая форма личного фактора производства в его совместном движении с вещественными факторами, выражающаяся в конечном результате, который может быть получен при полной реализации наличных потенций[7].

Исследуя индивидуальный трудовой потенциал, А.И. Тяжов отмечает, что трудовой потенциал, принимая вид человеческих способностей, будучи особой частью материального производства, его качественной характеристикой, характеризуется нарастанием материальных благ в процессе развития индивидуальности человека и охватывает лишь ту его часть, в которой наблюдается нарастание материальных благ сверх ранее достигнутого уровня по мере и в процессе развития индивидуальности человека[8].

Согласно П. П. Васильеву, "трудовой потенциал представляет собой соответствующие трудовые ресурсы, рассматриваемые в единстве количественной и качественной сторон, он характеризует меру и качество совокупной способности к труду трудоспособного населения  регионов и страны в целом, которыми определяются его реальные и потенциальные возможности по участию в общественно полезной деятельности. По своему экономическому содержанию и назначению трудовой потенциал отличается от таких экономических категорий как «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «человеческий капитал» шириной и содержанием, и связан с ними объективными основами формирования. Взаимосвязь трудового потенциала с данными категориями определяется необходимостью всесторонней характеристики возможности включения человека в общественное производство. Их соединение в категории «трудовой потенциал» превращает его в одну из ключевых подсистем человеческого потенциала, представляющего собой все население страны как производительную и потенциальную силу общества и включающего трудовую, духовную и биосоциальную компоненты. При этом трудовой потенциал может быть реализован только как часть человеческого потенциала через механизм занятости[9]. Под категорией трудового потенциала принято понимать врожденные и приобретенные свойства людей, необходимые для участия в общественном производстве на конкретном этапе его развития[10].

Автор Токсонбаева так определяет трудовой потенциал:  "Трудовой потенциал общества, региона как интегральное явление имеет сложную структуру, оно связано со всеми сферами экономики, отраслями хозяйства. Структура категории «трудовой потенциал» состоит из ряда иерархически организованных компонентов: психофизиологических, ценностно-ориентационных, нормативно-ролевых, адаптационных и статусных. К атрибутам структуры трудового потенциала относятся: пол, возраст, способности, состояние здоровья, профессиональная культура, степень трудовой активности, предприимчивость, мобильность, уровень образования, квалификация[11].

Воспроизводственный подход к трудовому потенциалу в отечественных и зарубежных исследованиях отражен через определение его основных качественных компонент – психофизической, интеллектуальной и социально-личностной. Использование и развитие трудового потенциала определяется факторами его воспроизводства, которые подразделены на две основные группы: относящиеся к воспроизводству потенциала работников (а также безработных, которые реально предъявляют спрос на занятость) в процессе трудовой деятельности и формирующие трудовой потенциал вне участия в производстве. Такой подход позволяет изучать, насколько эффективно воздействуют факторы первой группы на воспроизводство используемых трудовых ресурсов и какие требования к факторам второй группы приоритетны для производственной деятельности.

Таким образом, трудовой потенциал - совокупные возможности населения осуществлять трудовую деятельность в реальном секторе экономики, рассматриваемые с учетом региональных, национальных и социально-экономических условий, изменяющихся под воздействием развития производительных сил и производственных отношений. Среди факторов, воздействующих на эффективность формирования и использования трудового потенциала,  возможна их группировка по следующим признакам: демографическим, социально-экономическим, организационным, политическим и правовым.

Можно говорить о трудовом потенциале отдельного человека, предприятия, города,области, всего общества, поскольку он представляет собой совокупность всех способностей человека к труду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Факторы, определяющие параметры трудового потенциала

Совокупность причин, влияющих на трудовой потенциал, обозначена как социально-экономические факторы: система общественных отношений, материально-техническая база вооруженности труда и его организации. В первой группе этих факторов важная для современных экономик роль принадлежит государственному регулированию, а в социальных государствах – прежде всего социальной политике. Она определяет базовые условия трудовой деятельности, которые должны предотвращать разрушение трудового потенциала и способствовать его развитию. Вторая группа влияет на воспроизводство данного потенциала через технологию производства, обеспечивающую формирование и реализацию психофизических, образовательно-квалификационных и личностных качеств работников[12].

Информация о работе Трудовой потенциал мировой экономики