Трансакции и трансакционные издержки

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:31, курс лекций

Описание работы

1. Понятие, происхождение и значение трансакций. Класси-фикация трансакций.
2. Трансакционные издержки: содержание и значение.
3. Виды трансакционных издержек.
4. Проблема количественной оценки трансакционных издержек Двухфакторный анализ трансакционных издержек.
5. Использование теории трансакционных издержек для объяснения некоторых процессов переходной экономики.

Работа содержит 1 файл

Глава 5.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Как это сегодня не кажется удивительным, экономисты долгое время не замечали существования  трансакционных издержек. Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30-е годы в его статье «Природа фирмы». Оно было привлечено для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Специфику функционирования фирмы он видел в подавлении ценового механизма и замены его системой внутреннего административного контроля.

Категория трансакции, основная в теории трансакционных издержек, охватывает как материальные, так и контрактные аспекты обмена. Она понимается предельно широко и используется для обозначения как обмена товарами, так и обмена различными видами деятельности или юридическими обязательствами, сделок как долговременного, так и краткосрочного характера, требующих детализированного документального оформления и предполагающих простое взаимопонимание сторон. Издержки по осуществлению трансакции выступают главным фактором, определяющим структуру и динамику различных социальных институтов.

Ценность данных услуг, соответственно определяет величину трансформационных  и трансакционных издержек.

К. Эрроу определил трансакционные издержки как «затраты на управление экономической системой». Экономические агенты создают институты для преодоления несовершенств рынка, что неизбежно связано с несением издержек. Таким образом, трансакционные издержки можно определить в общем виде как издержки по формированию и функционированию институтов (соблюдению и обеспечению соблюдения правил и норм), а также подготовке и осуществлению процесса изменения всей системы отношений. Согласно К. Эрроу, экономический институт возникает как реакция на присутствие трансакционных издержек, и для того, по-видимому, чтобы минимизировать их воздействие, повышая тем самым выгоды от обмена.

В отличие от экономики  Робинзона Крузо, в любой экономике, где существуют два и более  субъекта обмена, существуют и трансакционные издержки. Итак, чем выше в экономике интенсивность обмена, тем выше при прочих равных уровень трансакционных издержек.

Как правило, экономисты пытаются увязать трансакционные издержки с некоторыми действиями в процессе подготовки, заключения и исполнения сделки.

 

3. Виды трансакционных  издержек

 

Любая классификация наталкивается  на проблему подведения различных экономических  явлений к общему знаменателю. В  свою очередь классификация трансакционных издержек позволяет определить их происхождение, источник, формы, структуру, виды и пр. Расширение диапазона познания трансакционных издержек, таким образом, делает эту проблему управляемой. Т. е. становится возможным минимизировать этот вид издержек или же полностью их исключить из хозяйственной деятельности на внутрифирменном или национальном уровнях.

О. Уильямсон при классификации  трансакционных издержек делает акцент на оппортунистическом поведении экономических агентов. Дж. Стиглер в свою очередь наиболее важным считает получение информации, что обусловливает существование трансакционных издержек. М. Йенсен и У. Меклинг видят главными в возникновении трансакционных издержек отношения «поручитель – агент».

А. Алчиан и Х. Демсетц обращаются к издержкам координации, необходимой  в процессе распределения ресурсов при производстве. Й. Барцель трансакционные издержки связывает с издержками измерения.

Е. Фьюроботн и Р. Рихтер выделяют: 1) издержки, возникающие до обмена; 2) трансакционные издержки, возникающие  в процессе обмена; 3) трансакционные издержки, возникающие после обмена.

Перейдем к классификации трансакционных издержек, предполагая как и О. Уильямсон, что они возникают ex ante u ex post (до и после заключения сделки). Эта классификация несколько схожа с классификацией Фьюроботна и Рихтера.

 

Издержки до сделки (ех ante).

 

  1. Издержки поиска информации. Они включают затраты на поиск информации о потенциальном партнере, о ситуации на рынке, а также потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации. Кроме затрат ресурсов сюда входят и затраты времени персонала.
  2. Издержки ведения переговоров включают затраты на ведение переговоров об условиях обмена, о выборе формы сделки. Основной инструмент экономии такого рода затрат – использование стандартных (типовых) договоров.
  3. Издержки измерения касаются затрат, необходимых для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка. Они растут по мере роста требований к качеству и точности измерения. Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством в результате внедрения стандартов мер и весов. Однако в свою очередь требования международной стандартизации и сертификации уже имеют и отрицательный эффект, поскольку выросли из–за этого трансакционные издержки.
  4. Издержки заключения контракта отражают затраты на юридическое или нелегальное (неформальное оформление сделки), постоянное поддержание юридической стороны сделки.

 

Издержки после сделки (ex post).

 

  1. Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма. Они касаются затрат на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение уклонения от выполнения этих условий.
  2. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Они включают расходы на содержание судов, арбитража; затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты.
  3. Издержки защиты от третьих лиц включают затраты на защиту от претензий третьих лиц (государство, организованной преступности и т. д.) на часть полного эффекта, полученного в результате сделки.

Издержки оппортунистического  поведения – самый скрытый  и, с точки зрения экономической  теории, самый интересный элемент  трансакционных издержек. К тому же он самый массовый.

Термин оппортунистическое поведение был введен О. Уильямсоном. Оппортунистическим считается поведение, уклоняющееся от условий контракта. Сюда относятся разные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе и т. д. Издержки этого типа возникают из-за асимметрии информации и связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки. Максимизирующие полезность индивиды всегда будут уклоняться от условий договора в тех пределах, в каких это не угрожает экономической безопасности. Различают две основные формы оппортунистического поведения: моральный риск и вымогательство.

Моральный риск возникает тогда, когда  в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует  больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность  оппортунистического поведения такого рода – «отлынивание». Особенно удобная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда командой. Например, как выделить личный вклад каждого работника в совокупный итог деятельности команды? При асимметричной информации (подчиненный точно знает, сколько вложено труда, а руководитель лишь приблизительно) существуют стимулы, и возможность для работы с меньшей отдачей. Поэтому и в частных фирмах, и в правительственных учреждениях создаются специальные сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев оппортунизма, наложение наказаний и т. д. Сокращение издержек оппортунистического поведения – главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.

Вымогательство возможно тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, «уникальным» для остальных членов команды. Это значит, что если какой-либо фактор решит покинуть команду, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые экономические потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из команды.

Некоторые виды трансакционных издержек являются предварительными, некоторые приходятся на момент осуществления сделки, некоторые носят пост-контрактный характер. Трансакционные издержки (ех ante) включают в себя затраты на составление проекта контракта, проведения переговоров и обеспечение гарантий реализации соглашения. Трансакционные издержки еx post встречаются в нескольких формах. Это могут быть:

• затраты, связанные  с плохой адаптацией к непредвиденным событиям;

• расходы на тяжбы, сопровождающие двусторонние усилия по устранению сбоев  в контрактных отношениях;

• организационные и  эксплуатационные расходы, связанные  с использованием структур управления (не судов), куда стороны обращаются для улаживания конфликтов;

• затраты, связанные  с точным выполнением контрактных  обязательств.

Усложняющим фактором анализа  является то, что трансакционные издержи ex ante и ex post взаимозависимы. Т. е. они должны анализировать одновременно, а не последовательно. Кроме того, оба типа издержек часто трудно поддаются количественным оценкам.

Следует заметить, что  существуют значительные расхождения  по поводу не только сферы образования, но и содержания категории «трансакционные  издержки». Таким образом, данные выше определения являются частными по отношения к высказанному определению в начале параграфа. Множественность определений является, по-видимому, следствием множественного подхода к изучению данной проблемы.

Отвлекаясь от частных  определений трансакционных издержек, необходимых, впрочем, для лучшего их понимания, трансакционные издержки, как издержки функционирования институтов, можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. Эффективные и реальные  трансакционные издержки. Эффективными называются трансакционные издержки, сопряженные с наиболее эффективной сетью сделок при осуществлении данного вида деятельности при данной системе общественных институтов. Реальные трансакционные издержки связаны с фактически имеющей место сетью сделок. Величина отклонений (а она может быть только положительной) реальных трансакционных издержек от эффективных показывает, насколько эффективно общество использует установленные институты. Чем больше отклонение, тем хуже индивиды используют имеющиеся у них возможности оптимального размещения благ. Существование такого отклонения обусловлено с одной стороны, асимметрией информации, циркулирующей между экономическими агентами, а с другой – выгодностью оппортунистического поведения.

2. Выделяют явные и  неявные трансакционные издержки. Эксплицитные (явные) – это те издержки, которые принимают или могут принять форму денежных платежей поставщикам трансакционных ресурсов. Имплицитные трансакционные издержки экономический агент явно не оплачивает, и поэтому статистически учесть их очень сложно, а если можно, то только косвенным образом. Однако они реальны, поскольку экономический агент (индивид, фирма, государство) осуществляет эти затраты.

3. Совокупные и средние  трансакционные издержки. Средние  трансакционные издержки могут быть рассчитаны путем деления совокупных трансакционных издержек на число сделок. Рассмотренные выше классификационные критерии применимы равно как к трансакционным, так и к трансформационным издержкам. Следующие две классификации представляют собой внутренние характеристики трансакционных издержек.

4. Издержки соблюдения  и изменения формализованных  правил и неформальных норм. К  ним можно отнести издержки  заключения и выполнения рыночных  соглашений, а также издержки  соблюдения правил, с которыми индивид явным образом не соглашается, но обеспечение соблюдения которых поддерживается принудительно. Издержки изменения формализованных правил обусловлены решением об изменении правил, которые могут быть приняты либо по обоюдному согласию сторон, заключивших договор, либо соответствующим властным органом. Естественно, во втором случае для одних выгоды от изменения правила будут перекрывать издержи, а для других выгоды будут либо значительно меньше издержек, либо вообще отсутствовать.

Важнейший компонент издержек соблюдения неформализованных норм – это издержки внутренних психологических переживаний от нарушения индивидом каких-либо норм. Чем выше ожидаемые психологические издержки, тем устойчивее функционирует общество, тем меньше потребность в формализации правил и норм. В эту же классификационную позицию попадают и издержки воспитания. Эта группа институтов, в отличие от формализованных правил, изменяется непреднамеренно. Величина этих трансакционных издержек напрямую зависит от того, является ли конкретная неформализованная норма продолжением формализованных правил или стандартом поведения, обусловленным системой взглядов и представлений, формируемым большинством членов сообщества для объяснения и оценки окружающего мира.

5. Внешние и внутренние  трансакционные издержки. Деление издержек на внешние и внутренние целесообразно только тогда, когда производство блага сопряжено с негативными внешними эффектами: внутренние издержки несет субъект, производящий благо, внешние – вменяются лицам, не обладающим ни одним из компонентов пучка прав собственности на это благо, так называемым третьим лицам. Это издержки, которые возникают в результате неджентльменского, «неконтрактного» поведения индивидов в обществе, являются значительной статьей внешних издержек окружающих.

Итак, трансакционные издержки возникают в процессе формирования, функционирования и изменения институтов. Существует много подходов к определению трансакционных издержек, и, как следствие, множество определений. Все они сопутствуют более глубокому пониманию экономической реальности, что в конечном итоге способствует формированию более эффективной социально-экономической модели развития общества.

Информация о работе Трансакции и трансакционные издержки