Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:23, курсовая работа
Уровень экономики развитых стран мира во многом зависит от состояния и темпов развития топливно-энергетического комплекса и обеспеченности страны энергетическими ресурсами. Наиболее крупными их поставщиками являются предприятия нефтяной и газовой промышленности. Нефтяная и газовая промышленность являются составной частью топливно-энергетического комплекса, представляет собой сложную отрасль производства.
Введение
3
1 Топливно-энергетический баланс как инструмент планирования и управления энергосбережением
5
1.1 Разработка и значение топлино-энергетического баланса
5
1.2 Структура расхода энергетических ресурсов
10
2 Анализ нормативной базы по обеспечению энергосбережения
12
2.1 Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
12
2.2 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года
15
2.3 Программа по повышению эффективности энергопотребления и энергосбережению в городе Оренбурге на 2010 - 2015 годы
21
3 Виды потерь ТЭР и резервы энергосбережения
27
3.1 Энергетическое обследование организаций и эффективность использования топливно-энергетических ресурсов
27
3.2 Резервы энергосбережения в нефтяной и газовой промышленности
32
3.3 Перспективы развития ТЭК
39
Заключение
43
Список использованных источников
Существенны также резервы нефти, обусловленные наличием простаивающего фонда скважин, составлявшего в 2000 году почти 25% всего эксплуатационного фонда, причем сверхнормативно простаивает 12 тыс. скважин, с потерей добычи 36 млн. тонн нефти, стоимостью 6 млрд. долларов в год.
Коэффициент технологических потерь по нефтяной отрасли России оценивается величиной 0,6% объема добычи — почти 3 млн. тонн.
Все это позволяет оценить физический потенциал резерва при добыче нефти величиной порядка 50 млн. тонн нефти с оценкой стоимости этого резерва в 8,5 млрд. долларов.
Затраты электроэнергии на производственные цели в нефтедобыче составили по данным 2005 года почти 50 млрд. кВт/ч, а затраты тепла — 14 млн. Гкал. Эти затраты идут в основном для закачки воды и поддержания внутрипластового давления. Использование более совершенных методов увеличения нефтеотдачи позволяет снизить эти затраты. По оценкам специалистов отрасли вместо нынешнего расхода в среднем 100 кВт/ч на добычу 1 тонны нефти — лучшие технологии позволяют обойтись 40 кВт/ч, т.е. в 2,5 раза меньше. Аналогично — и по расходу тепла.
Поэтому физический потенциал энергосбережения в нефтедобыче составляет 20 млрд. кВт/ч электроэнергии и 5,6 млн. Гкал тепла со стоимостным эффектом соответственно 0,75 млрд. долларов и 0,07 млрд. долларов, всего — 0,82 млрд. долларов.
Другим важным с экономической и экологической точки зрения резервом энергосбережения является сжигание попутного нефтяного газа, объемом 12 млрд. м3 в год (по данным 2005 года). Полная стоимость этих потерь составляет 0,6 млрд. долларов в год, а с учетом загрязнения воздушного бассейна продуктами сжигания — не менее 0,8 млрд. долларов.
Потенциал энергосбережения в системе трубопроводного транспорта связан с возможным сокращением аварийности, вызывающей как потери нефти в результате ее разлива из поврежденного нефтепровода, так и загрязнения почв и рек грязными углеводородами. По оценкам Госгортехнадзора РФ интенсивность аварий на магистральных нефтепроводах страны составляет 0,25 в год на 1000 км трубопровода, а потери нефти при одной аварии составляют в среднем 370 тонн. Суммарно за год теряется до 300 тыс. тонн нефти. С учетом экологических штрафов и затрат на ликвидацию разливов, кратно превышающих стоимость самой потерянной нефти, стоимостная оценка этого резерва в нефтепроводной системе страны составляет не менее 500 млн. долларов.
Затраты электроэнергии на прокачку жидких фракций в нефтепроводных (и нефтепродуктопроводных) системах составляют 13 млрд. кВт/ч электроэнергии и 25 тыс. Гкал тепла. Потенциал энергосбережения достигает 30% этой величины, что составляет 4 млрд. кВт/ч электроэнергии с общей стоимостью сэкономленных ресурсов 0,15 млрд. дол.
Велики резервы энергосбережения и в нефтепереработке. При нынешней средней глубине переработки в 71,5% (при том, что на лучших заводах страны она достигает 83%), для получения конечного результата достаточно было бы иметь на входе нефти на 10% меньше, т.е. потенциал энергосбережения первичного сырья составляет 20 млн. тонн нефти при стоимостном эффекте 3 млрд. долларов.
Расход энергоресурсов на переработку 1 тонны нефти на российских НПЗ составляет в среднем 0,15 тн у.т., что в 2 раза выше зарубежных и 1,5 раза выше, чем при использовании современных отечественных технологий. При общем расходе 12,8 млрд. кВт/ч электроэнергии в нефтеперерабатывающей отрасли только на производственные цели, а тепловой энергии — 47,2 млн. Гкал потенциал энергосбережения на отечественных НПЗ составляет 4,3 млрд. кВт/ч электрической энергии и 15,7 млн. Гкал тепла с общим стоимостным эффектом 0,32 млрд. дол.
Виды деятельности | Нефть, млн. тонн | Газ, млрд. м3 | Эл. энергия, Млрд. кВт/ч | Тепловая энергия, млн. Гкал | Общий потенциал, млн. тонн у.т. | Стоимостная оценка потенциала, Млн. долларов |
Нефтедобыча | 10 | 12 | 20 | 5,6 | 27 | 5400 |
Транспорт нефти и нефтепродуктов | 0,3 | | 4 | | 0,5 | 650* |
Нефтепереработка | 20 | | 4,3 | 15,7 | 28 | 5600 |
Итого | 30,3 | 12 | 28,3 | 21,3 | 55,5 | 11650 |
3.3 Перспективы развития ТЭК
Практически во всех субъектах РФ имеются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в топливно-энергетической сфере, относящиеся к энергетическому законодательству.
При этом нормы регионального законодательства устанавливаются в тесной взаимосвязи с федеральным законодательством и не противоречат ему, что действительно означает детализацию и практическое применение принципов совместного ведения.
В развитии энергетического законодательства РФ можно выделить определенные этапы, проследить некоторые наметившиеся тенденции. На начальном этапе в зарождавшемся энергетическом законодательстве преобладали нормативные акты в основном подзаконного характера: указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ и предназначались они в основном для оперативного регулирования организации и функционирования ТЭК, решения текущих задач об акционировании и приватизации в отраслях ТЭК; о государственной поддержке нефтяной промышленности и стабилизации предприятий нефтяного комплекса, создания равных условий инвестирования и расширения их внешнеэкономической деятельности и другие.
В настоящее время мы можем констатировать факт создания значительного числа нормативных актов базового рыночного энергетического законодательства, представляющих устойчивую систему правового регулирования организации и функционирования топливно-энергетического комплекса страны.
В перспективе перед законодателем стоит задача, которая в немалой степени начала уже реализовываться, - создания целостной, взаимодополняющей, внутренне не противоречивой системы законодательных и иных правовых актов, своеобразного свода законов, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования ТЭК страны, осуществления в его рамках предпринимательской деятельности.
Стержневым нормативным правовым актом этой системы должен стать, по мнению многих специалистов, Энергетический кодекс РФ, который будет являться основой для принятия подзаконных нормативных актов в области ТЭК, разрабатываемых адекватно складывающейся ситуации.
Такая система законодательства будет существенным вкладом в формирование цивилизованной экономико-правовой среды, обеспечивающей нормальную деятельность российских и иностранных инвесторов, позволяющая создать благоприятный инвестиционный климат в топливно-энергетическом комплексе при сохранении суверенитета и энергетической независимости России.
В числе правовых проблем ТЭКа, требующих исследования нужно выделить:
- определение правового статуса функционирования и развития интегрированных корпоративных структур в ТЭКе; слияний, присоединений, выделений и других интеграционных процессов, а также особенностей правового статуса предприятий среднего и малого бизнеса;
- развитие договорных отношений в подотраслях ТЭКа, между субъектами различных подотраслей, а также договорных отношений вертикально-интегрированных компаний с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые еще не интегрированы в действующее законодательство, но очень широко распространены на практике и используются в предпринимательской деятельности в ТЭКе;
- правовое обеспечение благоприятных условий инвестиционной деятельности в ТЭКе, в том числе и иностранных инвестиций; правовой базы соглашений о разделе продукции; совершенствование системы налогообложения, акцизных и других фискальных платежей;
- развитие и совершенствование научных исследований и законодательства в области энергетической экологии (особенно рамочной Конвенции по климату и Протокола Киото);
- правовые формы энергосбережения и энергоэффективности;
- развитие научно-правовой базы и создание на ее основе нормативных правовых актов, регулирующих использование нетрадиционных источников энергии, стимулирование этих процессов;
- разработку, закрепление и конкретную реализацию правового механизма, обеспечивающего надлежащее применение энергетического законодательства РФ;
- материальные и процессуальные особенности охраны и защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов ТЭКа;
- научные и практические аспекты международного сотрудничества в области правового регулирования энергетических отношений, как на двусторонней, так и многосторонней основе в свете Горной Хартии государств СНГ, Энергетической Хартии, Договора к Энергетической Хартии и Протоколов к нему;
- специфику энергетического законодательства, заключающуюся в учете в правовом регулировании энергетических отношений технических и технологических условий, базирующихся на выводах естественных наук и которые имеют технико-юридический характер, то есть являются юридическими нормами с техническим содержанием. В энергетическом законодательстве мы должны исходить из совершенно очевидного факта: признания приоритета естественных законов перед социальными.
Ибо без знания и учета этих качеств энергетических отношений разработка и применение правовых норм будет не полной, а во многих случаях может быть ошибочной. Можно сказать, что юристу, занимающемуся вопросами энергетического права, необходимо знать технологические, экономические и политические аспекты этого вопроса, почти в равной степени, как и законодательство.
Представляется, что дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы топливно-энергетического комплекса РФ будет развиваться в направлении разработки и принятия актов на уровне федеральных законов, адекватно отражающих требования правового регулирования государственного воздействия и конкуренции в рыночном хозяйстве топливно-энергетического комплекса страны.
Производственный потенциал ТЭК России включает 139 тыс. эксплуатационных нефтяных скважин, 5,7 тыс. газовых скважин, нефтеперерабатывающие заводы суммарной мощностью 269 млн. тонн, установленная мощность электростанций составляет 215 млн кВт/ч, а протяженность линий электропередач - 2554 тыс. км.
Заключение
В начале XXI века энергообеспечение и энергобезопасность стали одними из важнейших вопросов мировой политики. Так как сжигание ископаемых видов топлива является главным антропогенным источником выбросов в атмосферу парниковых газов (ПГ), проблемы энергообеспечения и изменение климата оказываются неразрывно связаны. Энергетическая и климатическая политика - две стороны одной медали. Это сложная задача, решение которой закладывает основы будущей устойчивой системы энергоснабжения.
Благодаря большим запасам природных ресурсов Россия играет ключевую роль на мировом энергетическом рынке. Россия является ключевым участником мировой энергетической климатической политики, что, в конечном счете, определяет глобальную систему энергообеспечения.
Эффективное функционирование и развитие топливно-энергетического комплекса страны во многом зависит от надлежащего правового обеспечения отношений и процессов, проходящих в нем. Несмотря на то, что для развития и функционирования ТЭКа сделано немало, существующие реалии требуют, чтобы был проработан ряд принципиальных правовых вопросов для формирования целостной концепции энергетического законодательства.
Одними из важнейших мероприятий со стороны федеральных и региональных
органов власти по пути создания комплексной системы энергосбережения в России