Топливно-энергетический баланс как инструмент формирования и реализации стратегии энергосбережения
Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:23, курсовая работа
Описание работы
Уровень экономики развитых стран мира во многом зависит от состояния и темпов развития топливно-энергетического комплекса и обеспеченности страны энергетическими ресурсами. Наиболее крупными их поставщиками являются предприятия нефтяной и газовой промышленности. Нефтяная и газовая промышленность являются составной частью топливно-энергетического комплекса, представляет собой сложную отрасль производства.
Содержание
Введение 3 1 Топливно-энергетический баланс как инструмент планирования и управления энергосбережением 5 1.1 Разработка и значение топлино-энергетического баланса 5 1.2 Структура расхода энергетических ресурсов 10 2 Анализ нормативной базы по обеспечению энергосбережения 12 2.1 Энергосбережение и повышение энергетической эффективности 12 2.2 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года 15 2.3 Программа по повышению эффективности энергопотребления и энергосбережению в городе Оренбурге на 2010 - 2015 годы 21 3 Виды потерь ТЭР и резервы энергосбережения 27 3.1 Энергетическое обследование организаций и эффективность использования топливно-энергетических ресурсов 27 3.2 Резервы энергосбережения в нефтяной и газовой промышленности 32 3.3 Перспективы развития ТЭК 39 Заключение 43 Список использованных источников
2.2 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года
Россия приняла Энергетическую стратегию на период до 2030 года. Она базируется на оценке существующих тенденций и опыта реализации предыдущей стратегии до 2020 года и на анализе новых вызовов и рисков развития мировой энергетики./4/
Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 года N 1715-р была утверждена «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года».
Настоящая Стратегия определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.
Настоящая Стратегия базируется как на оценке опыта реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, так и на анализе существующих тенденций и новых системных вызовов развитию энергетики, учитывает возможные колебания внешних и внутренних условий экономического развития России.
В ходе реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р, была подтверждена адекватность большинства ее важнейших положений реальному процессу развития энергетического сектора страны даже в условиях резких изменений внешних и внутренних факторов, определяющих основные параметры функционирования топливно-энергетического комплекса России. При этом предусматривалось осуществлять внесение необходимых изменений в указанную Стратегию не реже одного раза в 5 лет.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года является документом, конкретизирующим цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства на соответствующий период с учетом складывающейся внутренней и внешней ситуации в энергетическом секторе и его роли в обеспечении единства экономического пространства Российской Федерации, а также политического, макроэкономического и научно-технологического развития страны.
Главной задачей настоящего документа является определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации./5/
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» утратила силу.
За период реализации Энергетической стратегии на период до 2030 года произойдет снижение зависимости российской экономики от энергетического сектора за счет опережающего развития инновационных малоэнергоемких секторов экономики и реализации технологического потенциала энергосбережения. Это выразится в сокращении к 2030 году (по сравнению с уровнем 2005 года):
- доли топливно-энергетического комплекса в валовом внутреннем продукте и доли топливно-энергетических ресурсов в экспорте - не менее чем в 1,7 раза;
- доли экспорта топливно-энергетических ресурсов в валовом внутреннем продукте - более чем в 3 раза;
- доли капиталовложений в топливно-энергетический комплекс в процентах к валовому внутреннему продукту - не менее чем в 1,4 раза, их доли в общем объеме капиталовложений - более чем в 2 раза;
- удельной энергоемкости валового внутреннего продукта - более чем в 2 раза;
- удельной электроемкости валового внутреннего продукта - не менее чем в 1,6 раза.
Вместе с тем в период действия настоящей Стратегии российский энергетический сектор сохранит свое определяющее значение при решении важных стратегических задач развития страны. В первую очередь это касается строительства новой энергетической инфраструктуры, которая позволит обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также преодолеть инфраструктурную разобщенность ряда регионов Российской Федерации и сформировать новые территориально-производственные кластеры на базе развития энергообеспечивающего и перерабатывающего производства.
Снижение зависимости экономики от энергетического сектора будет сопровождаться качественным изменением роли топливно-энергетического комплекса в жизни страны. Являясь крупнейшим заказчиком для многих смежных отраслей промышленности (машиностроение, металлургия, химия и др.) и экономики (строительство, транспорт), российский энергетический сектор внесет весомый вклад в инвестиционное обеспечение инновационного развития отечественной экономики.
Российский энергетический сектор также сохранит свое влияние и на социальную обстановку в стране, поскольку уровень энергетического комфорта и степень доступности энергетических ресурсов во многом определяют и будут определять качество жизни российских граждан.
В период до 2030 года экспорт энергоносителей будет оставаться важнейшим фактором развития национальной экономики, однако степень его влияния на экономику будет сокращаться. Это отразится на динамике экспорта, который будет постепенно замедлять свой рост и, как ожидается, стабилизируется к концу рассматриваемого периода.
Энергетические рынки Европы и стран Содружества Независимых Государств останутся основными рынками сбыта продукции российского топливно- энергетического комплекса на весь период действия настоящей Стратегии. Вместе с тем доля европейского направления в общем объеме экспорта российских топливно- энергетических ресурсов будет неуклонно сокращаться за счет диверсификации экспортных энергетических рынков в восточном направлении (Китай, Япония, Республика Корея, страны Азиатско-Тихоокеанского региона).
Настоящая Стратегия предусматривает также диверсификацию товарной структуры экспорта энергоносителей за счет увеличения в экспорте доли энергетических продуктов с высокой добавленной стоимостью (нефтепродукты, сжиженный природный газ, газомоторное топливо, продукция газохимии и нефтехимии, электроэнергия).
Таким образом, Россия не только сохранит свои позиции на мировом энергетическом рынке как крупнейший поставщик энергоносителей, но и качественно изменит характер своего присутствия на нем за счет диверсификации товарной структуры и направлений российского энергетического экспорта, активного развития новых форм международного энергетического бизнеса и расширения присутствия российских компаний за рубежом. Это позволит снизить риск монозависимости российского энергетического сектора от экспорта энергоносителей в Европу, а также увеличить доходность и эффективность международной деятельности российских топливно-энергетических компаний без существенного увеличения объемов экспорта первичных энергоносителей.
Учитываю решающую роль ТЭК в обеспечении функционирования народного хозяйства и жизнедеятельности населения, в Энергетической стратегии РФ на период до 2030 года было отведено особое место энергетической безопасности. Под энергетической безопасностью понимается состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо и энергообеспечению. Эти угрозы определяются внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, а также состоянием и функционированием энергетического сектора страны.
За годы реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года энергетическая безопасность России была обеспечена в полном объеме. Вместе с тем не удалось избежать локальных кратковременных нарушений энергетической безопасности отдельных регионов, которые стали отражением имеющихся системных проблем в российской энергетике.
Основными проблемами в сфере энергетической безопасности являются:
- высокая степень износа основных фондов топливно-энергетического комплекса (в электроэнергетике и газовой промышленности - почти 60 процентов, в нефтеперерабатывающей промышленности - 80 процентов);
- низкая степень инвестирования в развитие отраслей топливно- энергетического комплекса (за последние 5 лет объем инвестиций в топливно-энергетический комплекс составил около 60 процентов от объема, предусмотренного Энергетической стратегией России на период до 2020 года);
- монозависимость российской экономики и энергетики от природного газа, доля которого в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов составляет около 53 процентов;
- несоответствие производственного потенциала топливно-энергетического комплекса мировому научно-техническому уровню, включая экологические стандарты;
- слабое развитие энергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке./6/
Стратегической целью государственной энергетической политики в области формирования рационального топливно-энергетического баланса является оптимизация структуры производства, внутреннего потребления и экспорта топливно-энергетических ресурсов с учетом требований обеспечения энергетической безопасности, экономической и энергетической эффективности, усиления внешнеэкономических позиций страны.
В ходе реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года были обеспечены:
1) изменение соотношения внутренних цен на газ и уголь с 0,6 до 1,1 (которое пока не отразилось на изменении структуры внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов);
2) постепенное замещение экспорта сырой нефти экспортом нефтепродуктов и интенсификация развития нефтепереработки внутри страны в результате изменения соотношения вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Для достижения стратегической цели политики формирования рационального топливно-энергетического баланса необходимо решение следующих задач:
- снижение доли газа, сопровождаемое адекватным увеличением доли угля и нетопливной энергетики в структуре внутреннего потребления топливно- энергетических ресурсов;
- обеспечение рационального соотношения объемов экспорта и внутреннего потребления различных видов топливно-энергетических ресурсов;
- стимулирование производства, экспорта и внутреннего потребления энергоносителей, а также продукции топливно-энергетического комплекса неэнергетического назначения с высокой добавленной стоимостью.
Значимость российского топливно-энергетического комплекса в мировой энергетике предопределяют важную роль внешней энергетической политики страны. Россия уже сегодня занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в международном сотрудничестве в области производства и поставок на рынки топливно-энергетических ресурсов.
Ход реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года в указанной сфере характеризуется следующим:
- растет экспорт всех видов российских топливно-энергетических ресурсов, развивается экспорт нефтепродуктов, замещающий экспорт сырой нефти;
- реализованы такие масштабные проекты по строительству экспортной энергетической инфраструктуры для повышения надежности поставок и транзита российских энергоресурсов в Европу, как:
1) газопровод "Голубой поток" (16 млрд.куб.м газа в год, 2005 год);
2) первая очередь Балтийской трубопроводной системы (65 млн.тонн нефти в год, 2006 год);
3) газопровод Ямал - Европа (33 млрд.куб.м газа в год, 2007 год);
4) первая очередь нефтепродуктопровода "Север" (8,4 млн.тонн нефтепродуктов в год, 2008 год).
- с целью диверсификации направлений экспортных поставок российских энергоресурсов начата реализация таких новых инфраструктурных проектов, как:
1) газопровод "Северный поток" (55 млрд.куб. м газа в год);