Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:23, курсовая работа
Уровень экономики развитых стран мира во многом зависит от состояния и темпов развития топливно-энергетического комплекса и обеспеченности страны энергетическими ресурсами. Наиболее крупными их поставщиками являются предприятия нефтяной и газовой промышленности. Нефтяная и газовая промышленность являются составной частью топливно-энергетического комплекса, представляет собой сложную отрасль производства.
Введение
3
1 Топливно-энергетический баланс как инструмент планирования и управления энергосбережением
5
1.1 Разработка и значение топлино-энергетического баланса
5
1.2 Структура расхода энергетических ресурсов
10
2 Анализ нормативной базы по обеспечению энергосбережения
12
2.1 Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
12
2.2 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года
15
2.3 Программа по повышению эффективности энергопотребления и энергосбережению в городе Оренбурге на 2010 - 2015 годы
21
3 Виды потерь ТЭР и резервы энергосбережения
27
3.1 Энергетическое обследование организаций и эффективность использования топливно-энергетических ресурсов
27
3.2 Резервы энергосбережения в нефтяной и газовой промышленности
32
3.3 Перспективы развития ТЭК
39
Заключение
43
Список использованных источников
Продолжение таблицы №2
Энергоёмкость произведенной продукции, работ/услуг с учётом планируемого ежегодного её снижения на 3% за счёт реализации мероприятий ЦП, т.у.т./тыс. руб. |
0,0087 |
0,0079 |
0,0071 |
0,0064 |
0,0058 |
0,0053 |
Темпы ежегодного снижения энергоёмкости ППр., т.у.т./тыс.руб. | 0,0007 | 0,0008 | 0,0007 | 0,0007 | 0,0006 |
0,0006
|
Программное задание по ежегодному темпу снижения энергоёмкости ППр., (млн. руб.) | 216,3 | 268,5 | 270,8 | 271,4 | 272,1 | 273,2 |
Таким образом, суммарный экономический эффект за счет снижения энергоёмкости производимой продукции в 2010-2015 годах должен составить 1572,3 млн. руб./7/
3 Виды потерь ТЭР и резервы энергосбережения
3.1 Энергетическое обследование организаций и эффективность использования топливно-энергетических ресурсов
Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов./11/
В Федеральном законе от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» оговорена возможность заключения нового гражданско-правового договора - энергосервисного договора (контракта).
Предметом энергосервисного договора (контракта) являются определенные действия или определенная деятельность, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления энергетических ресурсов (например, внедрение энергосберегающих технологий на предприятии и т.п.), другими словами - на получение экономического эффекта./12/
Под экономическим эффектом могут пониматься различные показатели, например:
- снижение потребления энергоресурсов на производство одной единицы продукции;
- снижение себестоимости выработки 1 Гкал тепла;
- снижение вредных выбросов;
- снижение потерь и т.п.
Правила проведения энергетических обследований организаций устанавливают порядок проведения энергетических обследований организаций в целях оценки эффективности использования ими топливно-энергетических ресурсов и определения возможностей снижения затрат на топливо и энергообеспечение. Положение действует на территории Российской Федерации и обязательно для исполнения юридическими лицами независимо от форм собственности. /8/
Энергетическое обследование - обследование потребителей ТЭР с целью установления показателей эффективности использования ТЭР и выработки экономически обоснованных мер по их повышению
Эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды.
Право на проведение энергетических обследований потребителей ТЭР предоставляется:
- региональным (территориальным) органам Главгосэнергонадзора России;
- организациям, осуществляющим энергетические обследования (далее - энергоаудиторам).
Региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России проводят энергетические обследования по планам, утверждаемым Главгосэнергонадзором России и согласованным с администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации.
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации, в которых суммарное потребление ТЭР или каждого из их видов составляет более 6 тыс.тонн условного топлива или более 1 тыс.тонн моторного топлива в год.
Периодичность проведения обязательных энергетических обследований потребителей ТЭР - не реже одного раза в три года.
Энергетические обследования организаций, годовое потребление ТЭР которых составляет менее 6 тыс.тонн условного топлива или менее 1 тыс.тонн моторного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок энергетических обследований указанных потребителей ТЭР разрабатывается организацией, определяемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласовывается с региональным (территориальным) органом Главгосэнергонадзора России и утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Существуют шесть видов энергетических обследований организаций:
- предпусковое и предэксплуатационное;
- первичное;
- периодическое (повторное);
- внеочередное;
- локальное;
- экспресс-обследование.
Перед пуском и вводом в эксплуатацию топливо и энергопотребляющего оборудования, региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России проводят обследование смонтированного оборудования с целью проверки соответствия монтажа и наладки требованиям государственных стандартов и СНиПов по показателям энергоэффективности.
По результатам обследования принимается решение о пуске или вводе в эксплуатацию топливо и энергопотребляющего оборудования.
Первичное, периодическое (повторное), внеочередное, локальное и экспресс-обследование имеют право проводить органы Главгосэнергонадзора России и энергоаудиторы.
При первичном обследовании производится оценка эффективности использования ТЭР (проверяется эффективность работы оборудования, использующего ТЭР, состояние учета используемых ТЭР, отчетность по их использования, анализ затрат на топливо- и энергообеспечение и т.д.).
Эффективность использования ТЭР определяется только по результатам инструментального обследования. Оценка эффективности использования ТЭР производится за предшествующий обследованию период.
Результаты обследования заносятся в энергетический паспорт потребителя ТЭР установленного образца. По результатам обследования выдается предписание (рекомендации), об устранении нарушений в использовании ТЭР и повышении эффективности их использования.
При периодическом (повторном) обследовании проверяется выполнение ранее выданных предписаний (рекомендаций), оценивается динамика потребления ТЭР и их удельных затрат на выпуск продукции (энергоемкость, стоимость ТЭР в общих материальных затратах производства).
По результатам обследования вносятся изменения в энергетический паспорт потребителя ТЭР и выдается предписание (рекомендации).
Внеочередное обследование проводится по инициативе регионального (территориального) органа Главгосэнергонадзора России или администрации субъекта Федерации в случаях, если по ряду косвенных признаков (рост общего и удельного потребления ТЭР, себестоимости продукции и топливной составляющей в ней, выбросов в атмосферу и т.д.) у них возникли предположения о резком снижении эффективности использования ТЭР; если результаты обследования, проведенного энергоаудитором, вызывают сомнения в их достоверности, а также в случае обращения потребителя ТЭР в органы государственной власти за предоставлением льгот, связанных с использованием топливно-энергетических ресурсов.
Локальные и экспресс-обследования носят ограниченный по объему и времени проведения характер. При этом производится оценка эффективности использования либо одного из видов ТЭР (электрическая и тепловая энергии; твердое, жидкое или газообразное топливо), вторичных энергоресурсов, либо по отдельной группе агрегатов (отдельным агрегатам), либо по отдельным показателям эффективности.
Обследуемый потребитель ТЭР обязан оказывать содействие проведению обследования, а именно:
- обеспечить доступ персонала организации, проводящей обследование, к обследуемым объектам;
- предоставить собственный персонал для сопровождения и помощи в проведении обследования;
- устанавливать режимы работы оборудования, необходимые для проведения измерений, если это не противоречит требованиям технологии и безопасности.
При проведении энергетического обследования потребитель ТЭР обязан назначить лицо, ответственное за его проведение и представить:
- необходимую техническую и технологическую документацию (исполнительные схемы энергетических коммуникаций, данные о топливо и энергоиспользующем оборудовании, приборах учета ТЭР, режимные карты и т.д.);
- данные о цеховом выпуске продукции и потреблении ТЭР;
- документы по хозяйственно-финансовой деятельности (отраслевые и межотраслевые нормы и нормативы, тарифы, лимиты потребления, договора на поставку ТЭР, учет складских запасов топлива, данные потребления ТЭР на собственные нужды, по переданным транзитом ТЭР и отпущенным другим потребителям, их потерям и т.д.);
- статистическую отчетность организации о выпуске продукции и использовании ТЭР в натуральном и стоимостном выражении.
- при повторном и внеочередном обследованиях - энергетический паспорт.
Региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России и энергоаудиторы по завершении энергетических обследований оформляют следующую документацию:
- акт (отчет) о проведенном энергетическом обследовании установленной формы;
- инструментально подтвержденный топливно-энергетичеокий баланс;
- энергетический паспорт;
- рекомендации (по согласованию с руководством обследованной организации - программу) по повышению эффективности использования ТЭР снижению затрат на топливо и энергообеспечение.
В дополнение к указанным документам региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России выдают предписание об устранении нарушений в использовании ТЭР.
В результатах энергетического обследования должна быть дана оценка эффективности использования ТЭР в организации, раскрыты причины выявленных нарушений в их использовании, выявлены имеющиеся резервы экономии, предложены технические и организационные энергосберегающие решения с указанием прогнозируемой экономии в физическом и денежном выражении, а также стоимости их реализации.
Рекомендации по энергосбережению и рациональному использованию ТЭР не должны снижать экологические характеристики работающего оборудования и технологических процессов, уровень безопасности и комфортности работы персонала, качество и безопасность продукции.
Акты (отчеты) проведенных энергетических обследований подписываются уполномоченными представителями организации, проводившей энергетическое обследование, и потребителя ТЭР.
После подписания актов (отчетов) в них запрещается вносить изменения и дополнения. При наличии разногласий по содержания актов (отчетов) окончательное решение принимает уполномоченный представитель организации, проводившей энергетическое обследование.
Уполномоченный представитель потребителя ТЭР, не согласный с указанным решением, вправе изложить свое собственное мнение, которое прилагается к акту (отчету).