Топливно-энергетический баланс как инструмент формирования и реализации стратегии энергосбережения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Уровень экономики развитых стран мира во многом зависит от состояния и темпов развития топливно-энергетического комплекса и обеспеченности страны энергетическими ресурсами. Наиболее крупными их поставщиками являются предприятия нефтяной и газовой промышленности. Нефтяная и газовая промышленность являются составной частью топливно-энергетического комплекса, представляет собой сложную отрасль производства.

Содержание

Введение
3
1 Топливно-энергетический баланс как инструмент планирования и управления энергосбережением
5
1.1 Разработка и значение топлино-энергетического баланса
5
1.2 Структура расхода энергетических ресурсов
10
2 Анализ нормативной базы по обеспечению энергосбережения
12
2.1 Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
12
2.2 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года
15
2.3 Программа по повышению эффективности энергопотребления и энергосбережению в городе Оренбурге на 2010 - 2015 годы
21
3 Виды потерь ТЭР и резервы энергосбережения
27
3.1 Энергетическое обследование организаций и эффективность использования топливно-энергетических ресурсов
27
3.2 Резервы энергосбережения в нефтяной и газовой промышленности
32
3.3 Перспективы развития ТЭК
39
Заключение
43
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТЭК.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

 

Продолжение таблицы №2

 

Энергоёмкость произведенной продукции, работ/услуг с учётом планируемого ежегодного её снижения на 3% за счёт реализации мероприятий ЦП, т.у.т./тыс. руб.

 

0,0087

 

0,0079

 

0,0071

 

0,0064

 

0,0058

 

0,0053

Темпы ежегодного снижения энергоёмкости ППр., т.у.т./тыс.руб.

0,0007

0,0008

0,0007

0,0007

0,0006

 

 

0,0006

 

 

Программное задание по  ежегодному темпу снижения энергоёмкости ППр.,  (млн. руб.)

216,3

268,5

270,8

271,4

272,1

273,2

 

Таким образом, суммарный экономический эффект за счет снижения энергоёмкости производимой продукции в 2010-2015 годах должен составить 1572,3 млн. руб./7/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Виды потерь ТЭР и резервы энергосбережения

3.1 Энергетическое обследование организаций и эффективность использования топливно-энергетических ресурсов

 

Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов./11/

В Федеральном законе от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» оговорена возможность заключения нового гражданско-правового договора - энергосервисного договора (контракта).

Предметом энергосервисного договора (контракта) являются определенные действия или определенная деятельность, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребления энергетических ресурсов (например, внедрение энергосберегающих технологий на предприятии и т.п.), другими словами - на получение экономического эффекта./12/

Под экономическим эффектом могут пониматься различные показатели, например:

- снижение потребления энергоресурсов на производство одной единицы продукции;

- снижение себестоимости выработки 1 Гкал тепла;

- снижение вредных выбросов;

 - снижение потерь и т.п.

Правила проведения энергетических обследований организаций устанавливают порядок проведения энергетических обследований организаций в целях оценки эффективности использования ими топливно-энергетических ресурсов и определения возможностей снижения затрат на топливо и энергообеспечение. Положение действует на территории Российской Федерации и обязательно для исполнения юридическими лицами независимо от форм собственности. /8/

Энергетическое обследование - обследование потребителей ТЭР с целью установления показателей эффективности использования ТЭР и выработки экономически обоснованных мер по их повышению

Эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды.

Право на проведение энергетических обследований потребителей ТЭР предоставляется:

- региональным (территориальным) органам Главгосэнергонадзора России;

- организациям, осуществляющим энергетические обследования (далее - энергоаудиторам).

Региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России проводят энергетические обследования по планам, утверждаемым Главгосэнергонадзором России и согласованным с администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации.

Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации, в которых суммарное потребление ТЭР или каждого из их видов составляет более 6 тыс.тонн условного топлива или более 1 тыс.тонн моторного топлива в год.

Периодичность проведения обязательных энергетических обследований потребителей ТЭР - не реже одного раза в три года.

Энергетические обследования организаций, годовое потребление ТЭР которых составляет менее 6 тыс.тонн условного топлива или менее 1 тыс.тонн моторного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок энергетических обследований указанных потребителей ТЭР разрабатывается организацией, определяемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласовывается с региональным (территориальным) органом Главгосэнергонадзора России и утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Существуют шесть видов энергетических обследований организаций:

- предпусковое и предэксплуатационное;

- первичное;

- периодическое (повторное);

- внеочередное;

- локальное;

- экспресс-обследование.

Перед пуском и вводом в эксплуатацию топливо и энергопотребляющего оборудования, региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России проводят обследование смонтированного оборудования с целью проверки соответствия монтажа и наладки требованиям государственных стандартов и СНиПов по показателям энергоэффективности.

По результатам обследования принимается решение о пуске или вводе в эксплуатацию топливо и энергопотребляющего оборудования.

Первичное, периодическое (повторное), внеочередное, локальное и экспресс-обследование имеют право проводить органы Главгосэнергонадзора России и энергоаудиторы.

При первичном обследовании производится оценка эффективности использования ТЭР (проверяется эффективность работы оборудования, использующего ТЭР, состояние учета используемых ТЭР, отчетность по их использования, анализ затрат на топливо- и энергообеспечение и т.д.).

Эффективность использования ТЭР определяется только по результатам инструментального обследования. Оценка эффективности использования ТЭР производится за предшествующий обследованию период.

Результаты обследования заносятся в энергетический паспорт потребителя ТЭР установленного образца. По результатам обследования выдается предписание (рекомендации), об устранении нарушений в использовании ТЭР и повышении эффективности их использования.

При периодическом (повторном) обследовании проверяется выполнение ранее выданных предписаний (рекомендаций), оценивается динамика потребления ТЭР и их удельных затрат на выпуск продукции (энергоемкость, стоимость ТЭР в общих материальных затратах производства).

По результатам обследования вносятся изменения в энергетический паспорт потребителя ТЭР и выдается предписание (рекомендации).

Внеочередное обследование проводится по инициативе регионального (территориального) органа Главгосэнергонадзора России или администрации субъекта Федерации в случаях, если по ряду косвенных признаков (рост общего и удельного потребления ТЭР, себестоимости продукции и топливной составляющей в ней, выбросов в атмосферу и т.д.) у них возникли предположения о резком снижении эффективности использования ТЭР; если результаты обследования, проведенного энергоаудитором, вызывают сомнения в их достоверности, а также в случае обращения потребителя ТЭР в органы государственной власти за предоставлением льгот, связанных с использованием топливно-энергетических ресурсов.

Локальные и экспресс-обследования носят ограниченный по объему и времени проведения характер. При этом производится оценка эффективности использования либо одного из видов ТЭР (электрическая и тепловая энергии; твердое, жидкое или газообразное топливо), вторичных энергоресурсов, либо по отдельной группе агрегатов (отдельным агрегатам), либо по отдельным показателям эффективности.

Обследуемый потребитель ТЭР обязан оказывать содействие проведению обследования, а именно:

- обеспечить доступ персонала организации, проводящей обследование, к обследуемым объектам;

- предоставить собственный персонал для сопровождения и помощи в проведении обследования;

- устанавливать режимы работы оборудования, необходимые для проведения измерений, если это не противоречит требованиям технологии и безопасности.

При проведении энергетического обследования потребитель ТЭР обязан назначить лицо, ответственное за его проведение и представить:

- необходимую техническую и технологическую документацию (исполнительные схемы энергетических коммуникаций, данные о топливо и энергоиспользующем оборудовании, приборах учета ТЭР, режимные карты и т.д.);

- данные о цеховом выпуске продукции и потреблении ТЭР;

- документы по хозяйственно-финансовой деятельности (отраслевые и межотраслевые нормы и нормативы, тарифы, лимиты потребления, договора на поставку ТЭР, учет складских запасов топлива, данные потребления ТЭР на собственные нужды, по переданным транзитом ТЭР и отпущенным другим потребителям, их потерям и т.д.);

- статистическую отчетность организации о выпуске продукции и использовании ТЭР в натуральном и стоимостном выражении.

- при повторном и внеочередном обследованиях - энергетический паспорт.

Региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России и энергоаудиторы по завершении энергетических обследований оформляют следующую документацию:

- акт (отчет) о проведенном энергетическом обследовании установленной формы;

- инструментально подтвержденный топливно-энергетичеокий баланс;

- энергетический паспорт;

- рекомендации (по согласованию с руководством обследованной организации -  программу) по повышению эффективности использования ТЭР снижению затрат на топливо и энергообеспечение.

В дополнение к указанным документам региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России выдают предписание об устранении нарушений в использовании ТЭР.

В результатах энергетического обследования должна быть дана оценка эффективности использования ТЭР в организации, раскрыты причины выявленных нарушений в их использовании, выявлены имеющиеся резервы экономии, предложены технические и организационные энергосберегающие решения с указанием прогнозируемой экономии в физическом и денежном выражении, а также стоимости их реализации.

Рекомендации по энергосбережению и рациональному использованию ТЭР не должны снижать экологические характеристики работающего оборудования и технологических процессов, уровень безопасности и комфортности работы персонала, качество и безопасность продукции.

Акты (отчеты) проведенных энергетических обследований подписываются уполномоченными представителями организации, проводившей энергетическое обследование, и потребителя ТЭР.

После подписания актов (отчетов) в них запрещается вносить изменения и дополнения. При наличии разногласий по содержания актов (отчетов) окончательное решение принимает уполномоченный представитель организации, проводившей энергетическое обследование.

Уполномоченный представитель потребителя ТЭР, не согласный с указанным решением, вправе изложить свое собственное мнение, которое прилагается к акту (отчету).

Информация о работе Топливно-энергетический баланс как инструмент формирования и реализации стратегии энергосбережения