Топливно-энергетический баланс как инструмент формирования и реализации стратегии энергосбережения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Уровень экономики развитых стран мира во многом зависит от состояния и темпов развития топливно-энергетического комплекса и обеспеченности страны энергетическими ресурсами. Наиболее крупными их поставщиками являются предприятия нефтяной и газовой промышленности. Нефтяная и газовая промышленность являются составной частью топливно-энергетического комплекса, представляет собой сложную отрасль производства.

Содержание

Введение
3
1 Топливно-энергетический баланс как инструмент планирования и управления энергосбережением
5
1.1 Разработка и значение топлино-энергетического баланса
5
1.2 Структура расхода энергетических ресурсов
10
2 Анализ нормативной базы по обеспечению энергосбережения
12
2.1 Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
12
2.2 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года
15
2.3 Программа по повышению эффективности энергопотребления и энергосбережению в городе Оренбурге на 2010 - 2015 годы
21
3 Виды потерь ТЭР и резервы энергосбережения
27
3.1 Энергетическое обследование организаций и эффективность использования топливно-энергетических ресурсов
27
3.2 Резервы энергосбережения в нефтяной и газовой промышленности
32
3.3 Перспективы развития ТЭК
39
Заключение
43
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТЭК.doc

— 299.00 Кб (Скачать)
%;margin:0pt;text-align:justify;text-indent:36pt">2) нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (80 млн.тонн нефти в год).

- подписаны соглашения о строительстве газопровода "Южный поток"           (30 млрд.куб.м газа в год), Прикаспийского газопровода (20 млрд.куб.м газа в год), нефтепровода Бургас - Александруполис (35 млн.тонн нефти в год).

- приняты решения о строительстве второй очереди Балтийской трубопроводной системы (50 млн.тонн нефти в год), расширении мощностей Каспийского трубопроводного консорциума.

Ведется активный энергетический диалог с крупнейшими странами - потребителями и производителями энергоресурсов, а также с крупными региональными объединениями стран (Европейский союз, Евразийское экономическое сообщество и др.) и международными организациями (Шанхайская организация сотрудничества, Организация стран - экспортеров нефти, Форум стран - экспортеров газа, Международное энергетическое агентство и др.).

Современные тенденции в этой сфере связаны с высокой волатильностью мировых цен на основные топливно-энергетические ресурсы и ужесточением конкуренции на традиционных рынках сбыта российских энергоресурсов.

Для достижения стратегической цели внешней энергетической политики необходимо решение следующих задач:

- отражение национальных интересов России в формируемой системе функционирования мировых энергетических рынков, обеспечивающей их предсказуемость и стабильное развитие;

- диверсификация экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта;

- обеспечение стабильных условий на энергетических рынках, включая гарантированность спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта энергоресурсов;

- укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом;

- обеспечение эффективной международной кооперации в отношении рисковых и сложных проектов в России (в том числе шельфовых проектов в арктических условиях)./6/

Таким образом, основные цели, направления и механизмы реализации энергетической политики нашли отражение в Энергетической стратегии РФ на период до 2030 года. Энергетическая стратегия – это документ, основанный в политическом, экономическом и социальном плане прогноз возможных решений энергетических проблем в стране в кратко и среднесрочных периодах и в долгосрочной перспективе. Главная цель энергетической стратегии России – определение путей и формирование условий наиболее эффективного использования энергетических ресурсов и производственного потенциала ТЭК для подъема жизненного уровня населения и социально-экономического возрождения страны.

 

2.3 Программа по повышению эффективности энергопотребления и энергосбережению в городе Оренбурге на 2010 - 2015 годы

 

В городе Оренбурге, как и в Российской Федерации, остро стоит проблема экономии топливно-энергетических ресурсов и повышения эффективности их использования во всех сферах жизнедеятельности и жизнеобеспечения городского хозяйства. Длительный период неэффективного использования энергетических ресурсов создали неиспользованный потенциал энергосбережения, достигающий по разным оценкам от 30 до 45% всего текущего объема потребления энергии и, в частности, в топливно-энергетическом комплексе - 33%, промышленности - 32%, жилищно-коммунальном комплексе - 26%.

Постановлением администрации города Оренбурга от 18.08.2010 N 5917-п  была утверждена «Муниципальной Программа по повышению эффективности энергопотребления и энергосбережению в городе Оренбурге на 2010 - 2015 годы».

Реализация энергосберегающей политики в городе Оренбурге должна обеспечить заинтересованность производителей и потребителей энергетических и коммунальных ресурсов в их экономии, сократить финансовые затраты потребителей, включая население, на оплату потребляемых энергетических и коммунальных ресурсов, улучшить экологическую обстановку.

Основными целями реализации программы являются:

- обеспечение эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов;

- повышение энергетической эффективности и стимулирование энергосбережения в городе Оренбурге;

- обеспечение надежности и устойчивости энергоснабжения потребителей города Оренбурга;

- снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов всеми категориями потребителей города Оренбурга;

- снижение удельного показателя энергоемкости отгруженных товаров, выполненных работ и услуг;

- внедрение инновационных энергосберегающих технических средств и технологий;

- использование альтернативных источников энергии;

- снижение техногенной нагрузки на окружающую среду.

Главной целью программы является обеспечение устойчивого и эффективного функционирования сфер экономики за счет рационального использования энергетических ресурсов и перевода на энергосберегающий путь развития, снижение техногенной нагрузки на окружающую среду в городе Оренбурге за счет повышения энергетической эффективности и стимулирования энергоснабжения, расширения использования альтернативных источников энергии.

Для достижения основных целей программы должны быть решены следующие основные задачи:

- осуществление комплекса организационно-правовых и технических мероприятий в области энергопотребления и энергосбережения в бюджетной сфере;

- проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов;

- обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов;

- нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов;

- расширение практики применения энергосберегающих технологий;

- проведению энергосберегающих мероприятий (обеспечение приборами учета коммунальных ресурсов, устройствами регулирования потребления тепловой энергии, утепление фасадов) при капитальном ремонте многоквартирных жилых домов, объектов соцкультбыта;

- обеспечение экономических стимулов к энергосбережению;

- подготовка кадров в области энергосбережения, в т.ч. включение в программы по повышению квалификации муниципальных служащих учебных курсов по основам эффективного использования энергетических ресурсов, проведение мероприятий по информационному обеспечению и пропаганде энергосбережения в общеобразовательных учебных заведений;

- разработка и внедрение форм наблюдения за показателями, характеризующими эффективность использования основных видов энергетических ресурсов и энергоемкости экономики города;

- планомерное сокращение потребление топливно-энергетических ресурсов.

Основу Программы составляют мероприятия, учитывающие специфику энергосбережения по видам экономической деятельности.

Перечень мероприятий по достижению целей и решению поставленных задач должен обеспечить комплексный подход к повышению энергоэффективности экономики хозяйствующих субъектов всех форм собственности, малого и среднего бизнеса, социальной сферы и города в целом.

Вышеуказанный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности содержит семь основных разделов по следующим направлениям:

-  жилищный фонд;

- система коммунальной инфраструктуры;

- организации с участием муниципального образования;

- производители и потребители энергетических ресурсов, организации, осуществляющие передачу энергетических ресурсов;

- использование в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;

- транспортный комплекс;

- иные определенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления вопросы.

Реализация Программы осуществляется через выполнение мероприятий и внедрение рыночных механизмов развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных программой.

В результате реализации мероприятий программы в 2010-2015 годах в целом по городу Оренбургу должно произойти снижение удельного показателя энергоемкости товаров, выполненных работ и услуг, а так же ежегодное сокращение расходов бюджета города Оренбурга на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений.

Кроме того, должны повыситься эффективность использования энергетических ресурсов на отопление и на горячее водоснабжение в жилых домах, составляющих муниципальный и частный жилищный фонд, эффективность использования энергетических ресурсов в системе теплоснабжения города и уровень обеспеченности потребителей тепловой энергии приборами учета тепловой энергии.

Таблица №1. Объем экономии энергетических ресурсов на 2010-2015 годы

Виды энергоресурсов

2010г.
оценка

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.


 


 

прогноз

электроэнергия, тыс.кВт·ч

-

778,18

770,40

762,69

755,06

747,51

тепловая энергия, тыс.Гкал

2,77

3,67

3,63

3,59

3,56

3,52

природный газ, тыс.м(3)

364,18

3,05

3,64

4,22

4,79

5,94

холодное водоснабжение, тыс.м(3)

160,20

20,68

20,48

20,27

20,07

19,87

водоотведение, тыс.м(3)

-

27,36

27,08

26,81

26,55

26,28

Реализация политики повышения энергетической эффективности позволит:

-  обеспечить энергобезопасность города;

- устойчивое снабжение потребителей энергоресурсами в соответствии с их потребностями;

- снизить долю затрат на энергоресурсы в себестоимости продукции и оптимизировать величину издержек производства;

- снизить расходы бюджета города Оренбурга на энергоснабжение бюджетных организаций и дотации на оплату энергоресурсов населением;

- уменьшить техногенную нагрузку на окружающую среду.

Оценка социально-экономической эффективности программы осуществляется в течение всего срока реализации программы, а при необходимости и после реализации. Показатели снижения энергоемкости продукции на территории города Оренбурга представлены ниже.

Таблица №2. Показатели энергоёмкости произведенной продукции (работ/услуг) по городу Оренбургу

Наименование

2010г.
оценка

прогноз

 

 

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Объем произведенной продукции, работ/услуг, млн. руб.

144208,9

159244,7

175965,4

194441,7

214858,1

237418,2

Электропотребление, млн. кВтч

651,0

665,3

678,6

690,8

701,2

708,2

Теплопотребление, тыс. Гкал

8232,4

8230,4

8229,0

8227,7

8226,3

8225,0

Энергопотребление, тыс. т.у.т. (без топливной составляющей)

1249,1

1250,5

1252,0

1253,3

1254,4

1255,1

Электроёмкость ППр., кВтч/руб.

0,0045

0,0042

0,0039

0,0036

0,0033

0,0030

Энергоёмкость ППр., т.у.т./тыс. руб.

 

0,0087

0,0079

0,0071

0,0064

0,0058

0,0053

Информация о работе Топливно-энергетический баланс как инструмент формирования и реализации стратегии энергосбережения