ТНК в мировой экономике

Автор: v***************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение разных таких аспектов деятельности корпораций «Wal-Mart» и «Google» как инвестиции, а в частности перемещение капитала корпораций за рубеж. Что касается задач работы, то их можно представить следующим образом:
дать определение ТНК и разобрать особенность этого понятия в целом;
определить какие существуют виды ТНК;
описать правила инвестирования для ТНК;
определить, как ТНК влияют на экономику стран;
на примере корпораций «Wal-Mart» и «Google» изучить движение капитала ТНК.

Содержание

Введение 5
1 Понятие ТНК 7
1.1 Сущность ТНК 7
1.2 Виды и структура ТНК 11
1.3 Правила инвестирования для ТНК 12
1.4 Влияние ТНК на экономику стран 15
2 Анализ капиталовложений транснациональных корпораций на примере компаний «Wal-Mart» и «Google» 20
2.1 Общая информация о компании «Wal-Mart» 20
2.2 Капиталовложения «Wal-Mart» в иностранные предприятия 22
2.3 Общая информация о компании «Google» 26
2.4 Капиталовложения «Google» 27
Заключение 33
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МЭО.docx

— 118.25 Кб (Скачать)

     Что касается Великобритании, то там Wal-Mart приобрел сеть супермаркетов ASDA, которая, кстати, сохранила за собой свое первоначальное наименование. ASDA является третьим крупнейшим розничным супермаркетом Великобритании, который был приобретен корпорацией Wal-Mart за 6,7 млрд. фунтов стерлингов [21]. В 2006 году объемы продаж Wal-Mart в Великобритании составили 47% от общего объема продаж за рубежом. Супермаркеты в Великобритании по-прежнему немного отличаются от американских. Если в американских представлены всевозможные виды товаров, от продуктов питания до одежды и бытовой техники, то в Великобритании они по-прежнему занимаются продажей в основном продуктов питания.

     Помимо  этого, Wal-Mart владеет 31% мексиканской корпорации Walmex, которая насчитывает 519 магазинов, принадлежащих Wal-Mart.  Причем Wal-Mart является не только самым крупным розничным продавцом в Мексике, но и самым крупным работодателем. Wal-Mart  активно расширяется в Мексике, для сравнения, его лоля на рынке в 1999 году составляла 33,7%, однако в 2005 году эта доля возросла уже до 44,8%. По прогнозам, доходы от сети Walmex будут расти и дальше, и превысят 1 млрд. долларов. Нельзя не отметить, что Wal-Mart является доминирующей компанией в своей области не только в Мексике, но и во всей Латинской Америке. Более того, Wal-Mart владеет 51% акции компании Central American Retail Holding Company (CARHCO), которой принадлежат отделы в таких странах как Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа и Коста Рика. 

     В 2004 году компания приобрела 116 магазинов бразильской компании Bompreço. На этом компания не остановилась и продолжала приобретать крупных розничных продавцов Бразилии – Nacional, Mercadorama. Стоит обратить внимание, что ни одна из сетей магазинов в Бразилии, купленная Wal-Mart не была переименована непосредственно в Wal-Mart Stores.

     В январе 2009 года компания приобрела  контрольный пакет акции самой  большой сети розничных продуктовых  магазинов в Чили – Distribucion y Servicio D&S SA.

     В Японии, Wal-Mart принадлежит 51% компании Seiyu Group.

     В 2006 году компания активно выходила на зарубежные рынки и к ноябрю провозгласила о создании совместного предприятия с индийской компанией Bharti Enterprises. Поскольку законодательство Индии не разрешает иностранным компаниям напрямую входить в розничный сектор, Wal-Mart действует там по договору франчайзинга, а так же как оптовый торговец.

     Однако  не смотря на то, что компания продолжает все больше и больше расширяться, далеко не на всех зарубежных рынках ей сопутствовал успех.

     Еще в 1998 году Wal-Mart вышел на европейский рынок, а конкретнее – занял свои позиции в Германии, в надежде повторить оглушительный успех, которого корпорация добилась в США. Однако еще в самого начала стало понятно, что американский подход к ведению бизнеса в Германии работать не будет. Ведь там совершенно другие законы, традиции, другая корпоративная культура. Все 85 магазинов, которые Wal-Mart успела открыть за восемь лет работы в этой стране, компания продала своему основному конкуренту на рынке Германии — Metro Group в 2006 году [16]. Сумму сделки ни в Wal-Mart, ни в Metro не называют, отмечая лишь, что 19 гипермаркетов Wal-Mart приобретены в собственность, остальные — на правах аренды. Теперь на выкупленных торговых площадях в Metro Group планируют открыть свои гипермаркеты Real. Причиной ухода Wal-Mart с немецкого рынка заместитель председателя правления Wal-Mart Майкл Дьюк назвал «существующую деловую конъюнктуру Германии», при которой компании стало трудно работать на местном рынке. Эксперты конкретизируют, что, выйдя на немецкий рынок в 1998 году, купив две местные розничные сети Interspar и Wertkauf, Wal-Mart столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны дивизионов Metro Group, а также дискаунтерных сетей Aldi и Lidl. По оценкам экспертов, ежегодно потери американского гиганта на этом рынке составляли 100 млн. долларов (точных цифр по отдельным рынкам Wal-Mart не публикует). Кроме того, у Wal-Mart возникли сложности во взаимоотношениях с местными профсоюзными организациями. Профсоюзы настаивали на принятии сотрудников Wal-Mart в свои ряды, что в целом противоречит мировой практике крупнейшего ритейлера.

     Однако  неудача в Германии была далеко не первой для корпорации. В этом же году компания ушла с южнокорейского рынка, продав там 11 своих магазинов конкуренту. Многолетние попытки Wal-Mart сделать свой южнокорейский бизнес прибыльным также окончились неудачей. По мнению маркетологов, крупный розничный формат с которым в Южную Корею пришел Wal-Mart, так и не смог стать популярным на корейском рынке.

     Нельзя  не отметить и неудачные попытки Wal-Mart войти на российский рынок. Впервые о своем интересе к нему Wal-Mart заявила в 2002 году.

     Представители Wal-Mart неоднократно подчеркивали важность российского рынка для компании. В сентябре 2008 года Wal-Mart зарегистрировала дочернее юридическое лицо в России — ООО «ВМ истерн еуроп холдингз, ЛЛК». Эта компания вступила в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), которая является главным лоббистом интересов российских торговых сетей.

     После открытия офиса в России Wal-Mart пыталась создать совместное предприятие  с X5 Retail Group на базе сети гипермаркетов «Карусель», но сделка не осуществилась. Тогда же, в 2008 году, Wal-Mart участвовала в тендере на приобретение 89 % петербургской сети гипермаркетов «Лента», но сделка также не состоялась. [1]

     В 2010 году Wal-Mart вел переговоры о покупке  сети «Копейка» у компаний, принадлежащих Николаю Цветкову, главе ФК «Уралсиб». Однако после приобретения «Копейки» российским ретейлером X5 Retail Group за 51,5 млрд рублей в начале декабря 2010 года Wal-Mart принял решение о закрытии российского представительства. По словам президента международного подразделения Wal-Mart Дага Макмиллона, компания остаётся заинтересованной в российском продуктовом рынке, но не видит партнеров для сотрудничества в ближайшей перспективе. При этом компания вовсе не собирается начинать бизнес в России с нуля, так как, по словам ее представителей, это просто будет невыгодно.

     Однако  это вовсе не означает, что Wal-Mart собирается сворачивать свою деятельность за рубежом. Скорее наоборот, неудачи в Германии побудили корпорацию выйти на рынки Южной Америки, что оказалось для них весьма удачным шагом. К тому же, корпорация явно намеренна выйти на рынок Южной Африки, согласно последним данным, в феврале 2011 года, южноамериканская Комиссия по конкуренции одобрила предложение Wal-Mart на покупку 51 % акций компании Massmart, которая является владельцем 265 точек оптовой и розничной торговли в Южной Африке. 98% акционеров компании Massmart проголосовали за то, чтобы сделка, стоимостью в 2.3 млрд. долларов, состоялась. Однако, профсоюзы Южной Африки опасаются, что появление такого гиганта может привести к серьезным последствиям: снижение заработных плат, импорт товаров из Китая, вместо закупок у местных производителей. Однако Massmart обещает открыть еще 54 магазина в ближайшем будущем, таким образом, создавая в стране еще 6,300 рабочих мест. Если сделка все же состоится, то Wal-Mart не станет изменять торговую марку Massmart на свой собственный бренд, а оставит все как есть. Wal-Mart так же обещает, что не станет менять стратегию компании. На этот раз Wal-Mart постарается не делать прошлых ошибок и не сдать свои позиции, как это случилось с корпорацией в Германии.

     Таким образом, можно составить динамику стоимости акции корпорации. (Рисунок 1).

     

     Рисунок 1 - Динамика стоимости акций Wal-Mart за период 1995-2010 гг. на Нью-Йоркской фондовой бирже (в долларах США)

     Согласно  финансовому отчету компании, прибыль  на инвестируемый капитал составила  23 950 млн. долларов в 2010 году, в то время как этот же показатель равнялся 22 798 млн. долларов в 2009 году. Таким образом, за один год прирост прибыли на инвестиционный капитал составил 5 %. Рентабельность инвестиций  составила 19,3 %.

    1. Общая информация о компании «Google»

     Google Inc. — американская транснациональная публичная корпорация, инвестирующая в интернет-поискоблачные вычисления и рекламные технологии. Google появился в январе 1996 года как научно-исследовательский проект Ларри Пейджа и Сергея Брина.

     Google поддерживает и разрабатывает  ряд интернет-сервисов и продуктов, и получает прибыль в первую очередь от рекламы через свою программу AdWords. Компания была основана Ларри Пейджем и Сергеем Брином. Впервые она была зарегистрирована как частная компания 4 сентября 1998 года, а 19 августа 2004 года начала продажу своих акций на фондовом рынке. ТогдаЛарри ПейджСергей Брин и Эрик Шмидт договорились о совместной работе в Google в течение двадцати лет, до 2024 года. Заявленной миссией компании с самого начала было «организация мировой информации, обеспечение её доступности и пользы для всех», а неофициальный лозунг компании, придуманный инженером Google Полом Бакхейтом: «Не будь злым». В 2003 году компания переехала в свою нынешнюю штаб-квартиру в Маунтин-Вью (штат Калифорния).

     Google управляет более чем миллионом  серверов в дата-центрах по  всему миру, и обрабатывает более одного миллиарда поисковых запросов и двадцати четырёх петабайт пользовательских данных каждый день. Быстрый рост Google с момента её основания привёл к появлению большого числа продуктов, несвязанных непосредственно с главным продуктом компании — поисковой системой. У Google есть такие онлайн-продукты как почтовый сервис Gmail, социальные инструменты Orkut и Google Buzz. У компании есть и десктопные продукты, такие как браузер Google Chrome, программа для работы с фотографиями Picasa и программа мгновенного обмена сообщениями Google Talk. Кроме того, Google ведёт разработку мобильной операционной системы Android, используемой на большом количестве смартфонов, а также операционной системы Google Chrome OS, которая всё ещё находится в процессе разработки. По данным Alexa, основной сайт Google — google.com — является самым посещаемым сайтом Интернета, а многочисленные международные сайты Google (google.co.in, google.co.uk и т. д.) входят в первую сотню по посещаемости, как и несколько других сайтов сервисов Google — YouTubeBlogger и Orkut. По версии BrandZ, Google — самый мощный бренд в мире. В 2011 году Google была признана компанией с наилучшей репутацией в США, опередив MicrosoftSony и другие компании. Доминирующее положение сервисов Google на рынке приводит к критике компании по вопросам неприкосновенности частной жизни, авторского права и цензуры.

     На 2010 год оборот компании составил 29,3 млн. долларов, прибыль компании – 85, млн. долларов, а стоимость ее активов равняется 57,8 млн. долларов. Рыночная цена компании составляет 186,3 млн. долларов. Что касается динамики стоимости акций, то ее можно проследить на Рисунке 2.

     

     Рисунок 2 – Динамика стоимости акций  компании Google, долларов США

     Особенность компании заключается в том, что  пользователи Интернета могут использовать все услуги компании бесплатно. Однако компания все равно зарабатывает на этом деньги, продавая участки на своих сайтах и всевозможных приложениях под рекламу, которую эти самые пользователи и просматривают во время посещения ресурсов Google. 

 
     
  1. Капиталовложения  «Google»

     С 2001 года Google приобрела много компаний, ориентируясь в основном на небольшие  венчурные компании. Данная корпорация вкладывает деньги в инновации, так как это непосредственно связано с ее основным видом деятельности. На сегодняшний день весь мир пользуется программным обеспечением, разрабатываемым компанией. Ее офисы находятся не только в Америке, но в Израиле, Гонконге, Тайване, Сингапуре, России и других странах. Корпорация известно своими многочисленными поглощениями. Причем, компания поглощает не только американские компании, но также в списке компаний, поглощенных фирмой находятся австралийские, английские, немецкие, ирландские, канадские, корейские, испанские, шведские, китайские и бразильские компании.

       В 2004 году Google приобрела Keyhole, Inc. Этот стартап разработал продукт под названием Earth Viewer, в котором были размещены спутниковые фотографии земной поверхности. Google переименовала сервис в «Google Планета Земля» в 2005 году. Два года спустя Google купила видеохостинг YouTube за 1,65 млрд долларов. 13 апреля 2007 года Google приобрела DoubleClick за 3,1 млрд долларов, что дало Google ценные связи, которые были у DoubleClick с веб-издателями и рекламными агентствами. Позднее в том же году Google приобрела GrandCentral за 50 миллионов долларов. Этот сервис стал основой для Google Voice. 5 августа 2009 года Google купила первую для себя публичную компанию — производителя программного обеспечения для видео On2 Technologies за 106,5 млн долларов. Google также приобрела социальную поисковую сеть Aardvark за 50 млн долларов. В апреле 2010 года Google приобрела стартап Agnilux.

Информация о работе ТНК в мировой экономике