ТНК в мировой экономике

Автор: v***************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение разных таких аспектов деятельности корпораций «Wal-Mart» и «Google» как инвестиции, а в частности перемещение капитала корпораций за рубеж. Что касается задач работы, то их можно представить следующим образом:
дать определение ТНК и разобрать особенность этого понятия в целом;
определить какие существуют виды ТНК;
описать правила инвестирования для ТНК;
определить, как ТНК влияют на экономику стран;
на примере корпораций «Wal-Mart» и «Google» изучить движение капитала ТНК.

Содержание

Введение 5
1 Понятие ТНК 7
1.1 Сущность ТНК 7
1.2 Виды и структура ТНК 11
1.3 Правила инвестирования для ТНК 12
1.4 Влияние ТНК на экономику стран 15
2 Анализ капиталовложений транснациональных корпораций на примере компаний «Wal-Mart» и «Google» 20
2.1 Общая информация о компании «Wal-Mart» 20
2.2 Капиталовложения «Wal-Mart» в иностранные предприятия 22
2.3 Общая информация о компании «Google» 26
2.4 Капиталовложения «Google» 27
Заключение 33
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МЭО.docx

— 118.25 Кб (Скачать)
    1. Влияние ТНК на экономику  стран

     В процессе своей деятельности транснациональные  корпорации влияют на экономику как базирующих стран, так и принимающих.  Развитие транснационального бизнеса оказывает глубокое влияние на экономику отдельных государств, как промышленно развитых, так и развивающихся. Данное влияние может носить позитивный и негативный характер. Экономический эффект транснациональных корпораций совпадает с эффектами прямых инвестиций.

     Основная  причина оппозиции ТНК в странах  базирования заключается в том, что, создавая производства за рубежом, ТНК переносят туда часть рабочих  мест, которые теряются для трудящихся в стране базирования. Кроме того, с точки зрения государства, ТНК, создавая зарубежные филиалы, уводят от налогообложения часть прибыли, которая в результате в виде налогов  не попадает в бюджет и не может  быть использована для финансирования социальных и иных общественно значимых программ в стране базирования. В  результате во многих крупных странах  базирования ТНК представители  трудящихся и государства нередко  высказывают требование о введении налога на отток национального капитала за рубеж или каких-либо других ограничений  международной деятельности ТНК. Однако, как следует из макроэкономического  анализа, для страны базирования  в целом позитивный результат  более эффективного использования  национального капитала за рубежом  с лихвой перекрывает негативные эффекты, которые возникают в  результате сокращения занятости или  уровня собираемых налогов.

     Принимающие страны в своих взаимоотношениях с ТНК в большинстве случаев  опасаются политического давления с их стороны и проникновения  в отрасли, связанные с национальной безопасностью. Это приводит к принятию законов, ограничивающих или даже запрещающих  иностранные инвестиции в определенные сферы. Кроме того, ТНК нередко  встречают оппозицию со стороны  местных производителей аналогичных  товаров, которые оказываются не в состоянии выдержать иностранную  конкуренцию и требуют от правительства  принятия протекционистских мер. Однако на практике, в условиях низкого  уровня сбережений и недостатка инвестиционных ресурсов, значительно большее число  принимающих стран стремится  всячески привлечь ТНК путем предоставления налоговых и иных льгот, нежели ограничить приток иностранного капитала.

     Глобальная  экспансия ТНК с их ярко выраженной склонностью к «интернационализации»  привела к угрозе подрыва экономического суверенитета национальных государств. В наиболее крайней форме он проявился  в развивающихся странах, где резко увеличилось число иностранных активов. Как свидетельствуют отчеты экспертов Международной Конференции ООН по торговле и развитию, международные гиганты глубоко внедрились в хозяйственную структуру развивающихся стран. Во многих из них ТНК идут на сотрудничество с правительствами или предпринимателями этих стран в развитии предприятий в добывающих отраслях экономики. Оценивая стремление развивающихся стран покончить с экономической отсталостью, ТНК создают в этих странах филиалы и дочерние компании в обрабатывающей промышленности. При этом, исходя из своих интересов, ТНК переносят в развивающиеся страны трудоемкие, энергоемкие и материалоемкие производства, а также экологически опасные производства. Внедрившись в экономику развивающихся государств, ТНК захватывают ведущие позиции в основных отраслях экономики.  В сферу своей деятельности ТНК втягивают множество местных компаний, в т.ч. малых и средних. В связи с этим все более растет зависимость предприятий малого бизнеса от ТНК, которая складывается все чаще на базе прямых функциональных связей, т. е. на основе развития технологии производства, специализации, кооперирования, организации сбыта продукции, передаче «ноу-хау» и т.д.

     Несмотря  на то, что оказание экономической помощи не является целью деятельности ТНК в развивающихся странах, тем не менее, объективно они способствуют развитию промышленности, изменяют структуру народного хозяйства и тем самым частично модернизируют участие этих государств в международных экономических отношениях. Исходя из обозначенных особенностей функционирования ТНК на территории развивающихся государств, можно выделить положительные и отрицательные моменты их присутствия для этих стран. выделим положительные эффекты транснациональных компаний:

    1. ТНК способствуют распространению достижений научно-технической революции в периферийную зону;
    2. ТНК, предоставляют денежные и производственные средства для модернизации местных отраслей промышленности;
    3. ТНК обеспечивают занятость для местного населения;
    4. ТНК гарантируют более высокую заработную плату и лучшие социальные услуги, а также способствуют совершенствованию знаний рабочих;
    5. ТНК способствуют втягиванию местных производителей в процессы международного разделения труда.

     Негативные воздействия транснациональных корпораций включают:

    1. подавление своей мощью местных фирм;
    2. установление монопольных цен;
    3. нарушение государственных законов, например, укрытие доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;
    4. загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия;
    5. дестабилизация ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов ТНК превышает заработную плату работников местных фирм;
    6. возможность оказания влияния на политику правительства данной страны.

     ТНК, функционирующие на территории промышленноразвитых  стран, также оказывают всевозрастающее  влияние на экономику и политику этих государств. Они пытаются воздействовать на процесс производства, реализацию и распределение продукции, что  неизбежно ведет к развитию противоречий между экономическими интересами этих

     стран и интересами ТНК. В моменты обострения политических отношений, внутренних и  международных экономических кризисов данные противоречия приобретают особую остроту. В такие периоды правительства  развитых государств лишают поддержки  филиалы иностранных ТНК и  сосредотачивают свои усилия на защите интересов национальных фирм и компаний. Исходя из этого, можно говорить о  цикличном негативном воздействии  ТНК на экономику промышленно  развитых стран, в то время как  их положительное влияние постоянно. Особенно серьезным позитивным воздействием ТНК в этих странах является то, что они:

    1. определяют характер внешнеэкономических связей промышленно развитых стран;
    2. обеспечивают занятости в них;
    3. способствуют ускорению экономического прогресса стран, создавая конкурентную среду для местных компаний.

     Тем не менее, в настоящее время государства разрабатывают и реализуют на национальном уровне различные инструменты государственного контроля  за деятельностью транснациональный компаний, применение которых способствует сглаживанию негативных воздействий.

     Итак, между головной компанией международной корпорации и ее зарубежными филиалами происходит интенсивное движение капитала и товаров, которое рассматривается как прямые инвестиции. Проблема заключается в том, что цены, по которым головная компания продает товары своим филиалам и покупает товары у них, зачастую сильно отличаются от цен свободного рынка. Такие цены называют трансфертными. Трансфертные цены — цены, отличающиеся от рыночных цен внутрикорпорационной торговли между находящимися в разных странах подразделениями одной и той же корпорации и используемые для перевода прибыли и сокращения налогов.

     Для того чтобы определить, насколько и в какую сторону трансфертные цены отличаются от рыночных, достаточно знать, по какой цене какой-либо товар поставляется одним подразделением корпорации ее заграничному филиалу и по какой цене тот же товар поставляется в ту же страну независимыми продавцом и покупателем. В большинстве случаев, когда транснациональная корпорация преследует цель минимизировать налоги в своей стране и импортные пошлины при ввозе товара в зарубежную страну, трансфертные цены определяются на уровне существенно ниже рыночных. В то же время, если ставится цель вывести из-под высокого налогообложения прибыль, полученную в своей стране, транснациональная компания импортирует из своего зарубежного подразделения какие-либо компоненты по существенно завышенным, против рыночных, ценам. Объемы внутрикорпорационной торговли достигают внушительных, но плохо поддающихся точной оценке размеров. Поэтому трансфертные цены оказывают сильное искажающее влияние на учет международного движения капитала в форме прямых инвестиций. 
 

 

 
 
     2 Анализ капиталовложений транснациональных корпораций на примере компаний «Wal-Mart» и «Google»

  1. Общая информация о компании «Wal-Mart»

     Компания  Wal-Mart является крупнейшим международным предприятием розничной торговли в мире. Wal-Mart «выбился в люди», сумев предложить потребителям самые низкие цены и оптимизировав свои издержки. В мае 2007 года в сети Wal-Mart, насчитывающей 7 343 магазинов (в их числе — как гипермаркеты, так и универсамы, продающие продовольственные и промышленные товары) и оптовых центров Sam’s Club в 14 странах, работало свыше двух миллионов сотрудников, которые обслуживали более 179 миллионов клиентов в год. Однако с 2007 до 2010 года количество магазинов возросло до 8838 магазинов в 15 странах. Wal-Mart – это не просто компания, это крупнейшая розничная сеть в США и во всем мире. Компания была основана еще в 1962 году в городе Роджерс (штат Арканзас) Сэмом Уолтоном. Стратегия Wal-Mart включает в себя такие слагаемые как максимальный ассортимент и минимальные, стремящиеся к оптовым, цены. [18]

     Оборот  компании в 2008 году составил 405,6 млрд. долларов (рост на 7 %, в 2007 — 378,5 млрд. долларов), в 2010 оборот достиг уже 408,2 млрд. долларов, чистая прибыль — 14,335 млрд. долларов (рост на 7 %, по сравнению с 2008 годом), операционная прибыль — 23,95 млрд. долларов в 2010 году (22,7  млрд. долларов в 2008). Стоимость активов компании составила 170,706 млрд. долларов на 2010 год [21]. По данным 2010 года компания Wal-Mart стала самым дорогим брендом в мире, рыночная стоимость которого составила 41,1 млрд. долларов, согласно рейтингу 500 самых дорогих брендов британского агентства Brand Finance. Пожалуй, стоит обратить внимание на то, что данная компания обогнала по стоимости бренд «Coca Cola», который еще несколько лет назад был лидером в этом списке, а в 2010 опустился на третье место.  Для сравнения, стоимость этого бренда составляет 34,8 млрд. долларов.

     Помимо  этого Wal-Mart является самой большой американской корпорацией по версии экономического журнала Fortune, опережая такие известные компании как Exxon Mobil, Bank of America Corp., AT&T и многие другие (Таблица 1).  
 

     Таблица 1 - Рейтинг самых крупных Американских корпораций по версии журнала Fortune за 2010 год

Номер Компания Оборот 
( млн. долларов)
Прибыль 
( млн. долларов)
1 Wal-Mart Stores 408,214.0 14,335.0
2 Exxon Mobil 284,650.0 19,280.0
3 Chevron 163,527.0 10,483.0
4 General Electric 156,779.0 11,025.0
5 Bank of America Corp. 150,450.0 6,276.0
6 ConocoPhillips 139,515.0 4,858.0
7 AT&T 123,018.0 12,535.0
8 Ford Motor 118,308.0 2,717.0
9 J.P. Morgan Chase & Co. 115,632.0 11,728.0
10 Hewlett-Packard 114,552.0 7,660.0
11 Berkshire Hathaway 112,493.0 8,055.0
12 Citigroup 108,785.0 -1,606.0
13 Verizon Communications 107,808.0 3,651.0
14 McKesson 106,632.0 823.0
15 General Motors 104,589.0 N.A.
16 American International Group 103,189.0 -10,949.0
17 Cardinal Health 99,612.9 1,151.6
18 CVS Caremark 98,729.0 3,696.0
19 Wells Fargo 98,636.0 12,275.0
20 International Business Machines 95,758.0 13,425.0
21 UnitedHealth Group 87,138.0 3,822.0
22 Procter & Gamble 79,697.0 13,436.0
23 Kroger 76,733.2 70.0
24 AmerisourceBergen 71,789.0 503.4
25 Costco Wholesale 71,422.0 1,086.0
26 Valero Energy 70,035.0 -1,982.0
27 Archer Daniels Midland 69,207.0 1,707.0
28 Boeing 68,281.0 1,312.0
29 Home Depot 66,176.0 2,661.0
30 Target 65,357.0 2,488.0
 

     Девиз корпорации говорит сам за себя –  «Экономь деньги, живи лучше». Эту миссию компании создал еще сам ее основатель Сэм Уолтон. Поэтому и на сегодняшний  день организация продолжает следовать  этой цели, предоставляя покупателям  товары высокого качества и по самым  низким ценам, от школьных принадлежностей, бытовых товаров до продуктов  питания. Управленцы компании считают, что помогая людям экономить  деньги (благодаря низким ценам в  магазинах), они тем самым помогают им жить лучше, ведь на сэкономленные  деньги покупатели могут позволить себе чем-нибудь себя побаловать. Wal-Mart так же финансово поддерживает и помогает разрешать различные социальные вопросы, такие как образование или сохранение окружающей среды, в частности, использование альтернативных источников энергии.

    1. Капиталовложения Wal-Mart в иностранные предприятия

     Как уже говорилось ранее, магазины, и  не только магазины, но и заводы Wal-Mart на сегодняшний день располагаются в 15 странах мира, помимо США.  Аргентина, Бразилия, Канада, Соединенное Королевство, Германия, Китай, Мексика, Индия, Чили, Япония, Никарагуа, Гондурас, Гватемала, Сальвадор и Коста Рика – во всех этих странах уже есть отделы Wal-Mart.

     Не  смотря на то, что компания существует с 1962 года, на зарубежные рынки она стала выходить лишь в самом конце двадцатого века. Однако компания быстро набирала темпы и добилась того, что на сегодняшний день продажи за рубежом составляют 25 % от общих продаж, то есть чуть более 100 трлн.  долларов за 2010 год. За рубежом корпорация владеет 4,263 магазинами, в которых работают 600 000 сотрудников [18].

     Свою  деятельность в Канаде корпорация стала осуществлять с 1994 года, начиная с поглощения местной сети Woolworth Canada, Inc, включающей в себя 122 отдела. К 2010 году владения Wal-Mart в Канаде достигли 300 отделов. Так же, в 2010 году компания официально открыла свой банк в Канаде, который получил название Wal-Mart Canada Bank.

     В 1996 году Wal-Mart выходит на рынки Китая. В 2010 году Wal-Mart уже владел 189 магазинами в 101 городе Китая, таким образом создавая 50 000 рабочих мест. [22] По оценкам аналитиков рынка, к 2014 г. Китай станет крупнейшим продовольственным рынком в мире. К этому времени Wal-mart намерена стать основным ритейлером в стране. Отметим, что серьезную конкуренцию американской торговой сети намерен составить ведущий производитель напитков в КНР – группа Wahaha. Эта компания принадлежит самому богатому китайскому бизнесмену Цзуну Цинхоу. Недавно он заявил о планах по созданию масштабной сети гипермаркетов. Ожидается, то она будет включать до 100 магазинов по всей стране. Однако конкретные сроки реализации проекта не сообщались. Стоит так же отметить, что корпорации принадлежат не только розничные магазины в Китае, но и многочисленные заводы, производящие продукцию под брендами, которые непосредственно принадлежат компании Wal-mart.

Информация о работе ТНК в мировой экономике