ТНК в мировой экономике

Автор: v***************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение разных таких аспектов деятельности корпораций «Wal-Mart» и «Google» как инвестиции, а в частности перемещение капитала корпораций за рубеж. Что касается задач работы, то их можно представить следующим образом:
дать определение ТНК и разобрать особенность этого понятия в целом;
определить какие существуют виды ТНК;
описать правила инвестирования для ТНК;
определить, как ТНК влияют на экономику стран;
на примере корпораций «Wal-Mart» и «Google» изучить движение капитала ТНК.

Содержание

Введение 5
1 Понятие ТНК 7
1.1 Сущность ТНК 7
1.2 Виды и структура ТНК 11
1.3 Правила инвестирования для ТНК 12
1.4 Влияние ТНК на экономику стран 15
2 Анализ капиталовложений транснациональных корпораций на примере компаний «Wal-Mart» и «Google» 20
2.1 Общая информация о компании «Wal-Mart» 20
2.2 Капиталовложения «Wal-Mart» в иностранные предприятия 22
2.3 Общая информация о компании «Google» 26
2.4 Капиталовложения «Google» 27
Заключение 33
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МЭО.docx

— 118.25 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 5

1 Понятие ТНК 7

1.1 Сущность ТНК 7

1.2 Виды и структура ТНК 11

1.3 Правила инвестирования для ТНК 12

1.4 Влияние ТНК на экономику стран 15

2 Анализ  капиталовложений транснациональных корпораций на примере компаний «Wal-Mart» и «Google» 20

2.1 Общая информация о компании «Wal-Mart» 20

2.2 Капиталовложения «Wal-Mart» в иностранные предприятия 22

2.3 Общая информация о компании «Google» 26

2.4 Капиталовложения «Google» 27

Заключение 33

Список использованных источников 35

 

     
     
    введение

     На  сегодняшний день глобализация стала предметом горячих споров среди ученых. Одни считают, что это движущая сила экономики, в то время как другие утверждают, что глобализация имеет скорее больше недостатков, чем преимуществ. Однако и те и другие признают, что глобализация имеет место в мире и процессы, связанные с глобализацией происходят огромными темпами. Истоки глобализации находятся в XII-XIII вв., когда одновременно с началом развития рыночных (капиталистических) отношений в Западной Европе  начался бурный рост европейской торговли.  Интеграция происходила разными темпами, но особое значение она стала приобретать после Второй мировой войны, когда экономически развитые державы посчитали нужным устранить барьеры для международной торговли и подписали Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле. С тех самых пор глобализация по-прежнему набирала темпы с огромной скоростью.

     Тема  данной работы непосредственно связана  с глобализацией, так как транснациональные  корпорации (в дальнейшем ТНК) и являются непосредственно результатом процесса интеграции.

     На  сегодняшний день ТНК играют огромную роль в мировой экономике. В целом ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства  и на ТНК приходится более 70 % мировой торговли. К тому же, роль ТНК возрастает все больше и больше, появляются новые корпорации, а уже существующие выходят на новые рынки. Именно поэтому тема данной курсовой работы весьма актуальна. Однако ТНК не просто завоевывают новые рынки, но так же являются источником жесткой конкуренции по отношению к другим компаниям. С деятельностью ТНК связаны не только многочисленные преимущества, но и ряд недостатков. Для того  чтобы понять что же представляют собой ТНК, мы проанализируем деятельность всемирно известной корпорации «Wal-Mart», которая за годы своего существования сумела достичь небывалых успехов в бизнесе. В данной работе мы проследим, как маленький американский магазинчик разросся до огромной корпорации, имеющей самые большой торговый оборот в мире.

     Однако  для того чтобы изучать деятельность конкретной ТНК, необходимо разобраться что же такое ТНК и в чем их особенность и сущность.

     Таким образом, анализ деятельности ТНК выступит предметом исследования в этой курсовой работе, а непосредственно корпорации «Wal-Mart» и «Google» - ее объектами.

     Цель  работы – изучение разных таких аспектов деятельности корпораций «Wal-Mart» и «Google» как инвестиции, а в частности перемещение капитала корпораций за рубеж. Что касается задач работы, то их можно представить следующим образом:

  1. дать определение ТНК и разобрать особенность этого понятия в целом;
  2. определить какие существуют виды ТНК;
  3. описать правила инвестирования для ТНК;
  4. определить, как ТНК влияют на экономику стран;
  5. на примере корпораций «Wal-Mart» и «Google» изучить движение капитала ТНК.

     Для написания данной работы будут использоваться источники разного характера: учебники, периодические издания, Интернет сайты. Что немаловажно, для анализа корпораций будут использованы источники на языке оригинала.

     Таким образом, выполнив поставленные задачи, мы изучим, как происходит движение капитала транснациональных корпораций за рубеж, проанализировав деятельность конкретных корпораций. Стоит отметить, что для анализа целенаправленно  были выбраны компании, осуществляющие совершенно разную деятельность, в  абсолютно разных областях. Это было сделано для того, чтобы как можно более точно отразить особенности инвестирования разных компаний.  

 

 
 
     1 Понятие ТНК

    1. Сущность  ТНК

     Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30 % её общего объёма и имеющая филиалы в двух и более странах.

     Географическая  структура ТНК подразделяется на страну базирования, то есть страна, в которой находится головное подразделение корпорации, и принимающие страны – страны, в которых размещена собственность ТНК, то есть дочерние компании корпорации, филиалы, ассоциированные компании, созданные на основе прямых инвестиций.

     Основными признаками, характеризующими деятельность ТНК, являются:

  1. годовой оборот превышающий 100 млн. долларов;
  2. филиалы не менее, чем в шести странах;
  3. величина процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны.

     Транснациональные корпорации имеют ряд неоспоримых  преимуществ перед обычными фирмами:

  1. возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм, интегрирующих в свою структуру снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия;
  2. мобилизация связанных с экономической культурой «неосязаемых активов» (производственного опыта, навыков управления), которые становится возможным использовать не только там, где они складываются, но и переносить в другие страны (путем, например, внедрения американских принципов личной ответственности, в филиалах, действующих по всей планете фирм США);
  3. дополнительные возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств (использование более дешевой или более квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей страны);
  4. близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны. Филиалы транснациональных корпораций получают важные преимущества перед фирмами принимающей страны в результате использования научно-технического и управленческого потенциала материнской фирмы и ее филиалов;
  5. возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности, налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют и т.д.;
  6. способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, перенося их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредотачивая усилия и ресурсы подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;
  7. возможность преодолевать разного рода протекционистские барьеры на пути проникновения на рынок той или иной страны путем замены экспорта товаров экспортом капиталов (т.е. создавая зарубежные филиалы);
  8. способность крупной фирмы уменьшать риски производственной деятельности, рассредоточивая свое производство между разными странами мира.

     Транснациональные корпорации в своем развитии прошли несколько этапов и поэтому их можно условно разделить на пять поколений.

     Первое  поколение ТНК  (с периода их зарождения в конце XIX в. До начала Первой мировой войны 1914—1918 гг.) занималось в основном разработкой и добычей сырьевых ресурсов в колониальных странах Азии, Африки, Латинской Америки, а также их переработкой в странах — владельцах колоний. По форме эти ТНК представляли собой картели и синдикаты.

     Второе  поколение ТНК  развивалось в период между двумя мировыми войнами (1918—1939 гг.) и стало заниматься наиболее прибыльным производством вооружений и военной техники для удовлетворения военных потребностей ведущих стран Европы, Америки и Японии. Эти ТНК формировались в виде трестов, вовлекающих в свои структуры путем слияний и поглощений национальные фирмы и предприятия, создавая, таким образом, международные корпорации для более эффективного ведения международного бизнеса.

     Третье  поколение ТНК  начало складываться после окончания Второй мировой войны (1945 г.) и особенно после распада всех империй и их колониальной системы (1950—1960 гг.). ТНК третьего поколения были генераторами и распространителями научно-технических достижений в области новейших отраслей науки и промышленности (атомная энергия, электроника, космос, приборостроение и др.). Основными формами их организации стали концерны и конгломераты, объединяющиеся порой в стратегические альянсы для укрепления своих позиций в острой конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции.

     Четвертое поколение ТНК  постепенно стало формироваться в 1970— 1980 гг. в условиях развития ускоренного научно-технического прогресса и мирохозяйственных связей под воздействием возрастающей конкуренции на мировом рынке, оказавшемся под угрозой дележа мирным путем, без начала новой мировой войны. Последняя была предотвращена и исключена благодаря существованию до 1991 г. Советского Союза с его ракетноядерным потенциалом, способным защитить национальные стратегические и экономические интересы как своего народа, так и своих союзников. Именно в этот период ускорился процесс слияний и поглощений, которые способствовали концентрации капитала и производства у ТНК, наиболее успешно развивающих крупный международный бизнес.

     Пятое поколение ТНК  появляется и начинает целенаправленно развиваться в начале XXI в. В условиях ускоряющихся процессов региональной экономической интеграции, особенно в Европе (ЕС), Северной (НАФТА) и Южной Америке (МЕРКОСУР), Азии (АСЕАН и АТЭС). Существование интеграционных объединений в мире и создание ими региональных единых экономических пространств открывают широкие возможности для ведения ТНК международного бизнеса на всех континентах. Непрерывно растущие и постоянно углубляющиеся торгово-экономические, финансово-валютные, научно-технические и производственные связи между современными ТНК позволяют говорить о глобальном характере их бизнеса. Для ТНК нового (пятого) поколения присуща опора на современную науку и инновационный бизнес, что делает их главными генераторами научных идей и концепций и их распространителями совместно с новыми высокими технологиями [11 c.46-47].

       Наиболее   интернационализированной   компанией    среди    крупнейших транснациональных  корпораций  является  швейцарская  «Nestle».   Объем   ее зарубежных продаж  составляет  98%  их  общего  размера,  у  «Philips»  этот показатель составляет 88%, у «British petroleum» - 75% [13].

       Деятельность  ТНК осуществляется на основе международного разделения труда. При этом они используют более дешевое сырье, более емкие  рынка сбыта, дешевую, достаточно квалифицированную  рабочую силу. На этой основе, путем  минимизации издержек, получают более  высокую прибыль.

       Отраслевая  структура разнообразна, например, примерно 60% ТНК действуют в сфере  производства, а 37% - в сфере услуг, 3% - задействованы в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

       Сейчас  наряду с ТНК, выпускающими один вид  товаров, все более появляются диверсифицированные  ТНК.

       ТНК имеют значительные финансовые ресурсы  и возможность создавать научные  центры, институты. Часто размещают  свои заказы в ведущих университетах  мира. Это дает возможность проводить  обширные исследования, создавать продукцию, не имеющую аналогов в мире.

       Как товар получает признание, рынок  насыщается, производство товаров перемещается в дочерние предприятия.

       Деятельность  ТНК связанна с внутрифирменной  торговлей, которая отличается от внешней  торговли тем, что не происходит смены  собственника. Поэтому здесь используются свои внутрифирменные цены. Корпорации могут манипулировать ими в сторону  понижения или занижения, исходя из своих целей.

       ТНК активно действуют в финансовой сфере. Через прямые инвестиции они  могут контролировать более 30% частного сектора всего мира. Эксперты считают, что активны ТНК превышают  совокупные резервы всех центральных  банков мира. Они используют и валютную сферу для получения прибыли  через обменные операции.

     ТНК имеют очень весомую роль в  мировых научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). На долю ТНК приходится более 80 % зарегистрированных патентов, при этом на долю ТНК приходится и около 80 % финансирования НИОКР.

     ТНК — это не только производственные компании, такие, как, например, Siemens, но и транснациональные банки, телекоммуникационные компании, страховые компании, аудиторские компании, инвестиционные и пенсионные фонды.

Информация о работе ТНК в мировой экономике