Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:19, курсовая работа
В начале третьего тысячелетия туризм превратился в мощное планетарное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере оказывающее влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов. Он стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобилестроением.
В системе туризма тесно переплетены интересы экономики и культуры, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и транспортных организаций. Развитие туризма имеет большое значение как для государства в целом, так и для отдельной личности в частности.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Типы предприятий в туристской индустрии.…………………….…5
1.1 Турагенты и их виды…………………………....…………………..……5
1.2 Деятельность туроператоров и их виды……….………………………..8
1.3 Особенности создания предприятий туристской сферы……………...14
Глава 2. Создание и функционирование предприятий в туризме………….26
2.1 Проблемы в создании и функционировании предприятий туризма………………………………………………………………………..26 2.2 Пути решения проблем совершенствования деятельности предприятий
в сфере туризма…………………………………….………………………...31
Заключение……………..…………………..…………………………………..39
Библиографический список………………………………....................………42
По данным Ростуризма, на 2011 год в России насчитывается около 7 тыс. компаний, имеющих лицензию на туроператорскую деятельность, и примерно 12 тыс.- на турагентскую. Если первые туроператоры, запустившие бизнес в начале 1990-х годов, могли рассчитывать на годовой уровень рентабельности в 10-12%, то на 2011 год доходность турбизнеса не превышает 1-2%.17
Основной доход туристическим компаниям приносят массовые направления – Турция, Египет, Таиланд, пляжная Европа (Италия, Испания, Греция) и экскурсионные европейские страны. Наибольший риск турбизнеса кроется в изменениях динамики спроса на ту или иную страну в зависимости от внешних факторов – войн, терактов, политических или природных катаклизмов. Так, в текущем году спрос на Турцию впервые за последние пять лет, по данным РСТ, упал на 8,5%, участники рынка оценивают падение турпотока в Турцию на 20% во многом из-за эпидемии птичьего гриппа и летних терактов в Анталии. Египет, до сих пор выступавший вторым лидером после Турции, показал незначительный по сравнению с предыдущими годами рост (менее 10%), на снижение спроса также повлияли политические факторы.18
Серьезно снизился (около 20%) и спрос на Францию из-за изменения порядка работы французского консульства в России, увеличившего сроки оформления виз с одной до двух недель. Зато беспрецедентный рост показали Греция (более 50%), Италия (21%) и Испания (20%)[10,29].
Из данной главы можно сделать следующие выводы. Рынок туристических услуг представлен двумя видами игроков – туроператорами и турагентами. Первые занимаются разработкой туров, и формируют цену на них, вторые – продают готовые туры. Для начинающего турагентства важно определить целевую аудиторию, с которой оно будет работать и специализацию туров, которые будут им продаваться. Если в теоретическом плане различие между туроператором и турагентом достаточно четкое, то на практике, как показывает мировой и отечественный опыт, эти две формы предприятия тесно взаимодействуют, взаимопроникают друг в друга, образуя единое целое. При выборе туроператора важно учитывать его срок работы на рынке, известность и степень надежности. Окрепшее агентство может стать туроператором. Через несколько лет работы у компании появятся постоянные клиенты, которые захотят попробовать новый отдых по другим направлениям. Для создания своего турагентства необходимо иметь предпринимательские способности, уметь находить подход к людям, уметь их убеждать. Требуются знания в сфере туризма, рекламы, экономики, права, психологии. Хотя бы один сотрудник должен иметь опыт работы в сфере туристического бизнеса. Это обеспечит качественное и быстрое выполнение обязательств сотрудниками и развитие туристического агентства.
Для создания своего туристического агентства необходим стартовый капитал, который в Подмосковье будет составлять примерно 100 000 $.
Создание
новой организации сферы
Современный этап развития туризма характеризуется наличием большого числа мелких предприятий (в основном семейного типа), которые сосуществуют с мощными и влиятельными корпорациями.
Концентрация производства в туристской индустрии осуществляется двумя путями: внутренним и внешним. В первом случае укрупнение происходит в рамках отдельной хозяйствующей единицы вследствие капитализации прибыли (внутреннего роста), во втором случае – в результате сотрудничества (кооперации) или объединения (слияния) широкого круга предприятий. Специалисты различают три формы объединения в туризме: интеграция; диверсификация; конгломерация.
Еще одна особенность интеграции в туризме, связана с тем, что туристская компания имеет больше экономических преимуществ за счет экономии от масштаба производства, если она расширяется не путем наращивания производства на своем единственном предприятии, а создает цепь хозяйствующих единиц. Такой подход одновременно отвечает потребностям клиентов.
Отличительной чертой современного процесса концентрации в туризме является широкое участие в нем банковских структур. В результате внутреннего роста отдельных предприятий и укрупнения хозяйствующих единиц путем интеграции, диверсификации и конгломерации происходит усиление концентрации туристского рынка.
Для предпринимательской деятельности в области туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. В этой связи весьма актуальным видится проведение маркетинговых исследований конкурентной среды.
Туристско-рекреационная деятельность сегодня является важнейшей составной частью государственной политики и требует законодательного решения таких проблем, как поддержка внутреннего, въездного и социального туризма, создание образа местности как региона благоприятного для развития индустрии отдыха и оздоровления, подготовка кадров, учет специфики местных природных и других ресурсов, межрегиональное и международное сотрудничество в рекреационной сфере.
В условиях развития рыночных отношений ни одна туристская фирма не может существовать без эффективного планирования своей деятельности.
Планирование является ключевым элементом успеха турбизнеса. Без бизнес-плана предприятие индустрии туризма вынуждено предпринимать ответные меры в кризисных ситуациях, а не эффективно управлять.
Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.
При создании и функционировании предприятий в сфере туризма возникают следующие проблемы:
Для эффективного функционирования туристского предприятия в условиях острой конкуренции информация становится не менее важным ресурсом предприятия, чем финансы и персонал. Маркетинговая информация помогает туристскому предприятию значительно снизить степень риска, вовремя обнаружить трудности и проблемы, скоординировать реализацию планов и стратегий маркетинга, оценить рыночную деятельность, проанализировать состояние внешней и внутренней среды и др.
Для
повышения социально –
Визитной карточкой любого
В индустрии гостеприимства в мировой практике особое внимание уделяют не только подбору кадров, но и их удержанию. Эксперты подсчитали, что замена работников обходится фирме в немалую сумму. По статистике у успешно работающих предприятий до 80 % выручки поступает от постоянных клиентов (таковых, как правило, 20-25%), а постоянные клиенты возможны лишь при достойном сервисе и соответствующих профессиональных кадрах.
Открытие или покупка туристического агентства — вариант, чаще других рассматриваемый теми, кто планирует начать свое дело в России. Объясняется это низким входным барьером данного бизнеса: для открытия компании достаточно суммы, не превышающей 15 тыс. долларов. Кроме того, большинство инвесторов воспринимают турагентства как простые в управлении и не требующие каких-то специальных знаний бизнесы: достаточно снять офис и посадить на телефон коммуникабельного продавца. Однако здесь все «не так просто, как на самом деле».
Можно выделить несколько факторов, играющих ключевую роль в функционировании турагентства.
На первом этапе базовым фактором можно считать расположение офиса. Желательно, чтобы это было людное место, первый этаж здания, помещение витринного типа. Объясняется это тем, что клиент, позвонивший по рекламному объявлению и пожелавший отправиться в путешествие, вряд ли будет искать вас в закоулках спального района. Скорее всего, по пути он зайдет в другую компанию, расположенную в здании первой линии домов. Нельзя забывать и о вывеске, наличие которой способно увеличить клиентский поток на 20–30%.
Большое значение имеет профессиональный уровень персонала, его способность убедить клиента купить тот или иной тур, причем сделать это именно в вашей фирме. Надо отметить, что вам в любом случае придется обратить внимание на опыт сотрудников — иначе компания не сможет пройти очередную сертификацию. Дело в том, что существующее законодательство требует, чтобы руководитель предприятия имел стаж работы в туризме не менее трех лет, аналогичный опыт должны подтвердить трудовые книжки еще не менее 20% сотрудников агентства. Кстати, для оператора условия более тяжелые: в штате должно быть не менее семи человек, директор фирмы и еще треть сотрудников должны подтвердить свой пятилетний стаж. Нельзя забывать о том, что один из работников компании должен проходить ежегодную подготовку или переподготовку в органах СЭС.
В
большинстве туристических
Следующий фактор — брэнд. Конечно, большую роль он играет для сетевых компаний, но и для рядовых турагентств его значение достаточно велико. Речь в данном случае идет не только об узнаваемом названии, но и о запоминающихся телефонных номерах. Так, маркетологи приводят данные, в соответствии с которыми до 30% клиентов повторно обращаются в компании благодаря тому, что они запомнили ее контактную информацию.
Для туристических агентств справедлива закономерность: чем дольше работает компания, тем меньше вероятность того, что она закроется. За два–три года у фирмы формируется ядро клиентской базы, которое обеспечивает собственнику стабильный доход. Причем немалое значение для расширения такой базы будут иметь рекомендации знакомых и прочие элементы «ползучего» маркетинга. Впрочем, и о классическом маркетинге забывать не стоит: различные системы поощрений и небольшие подарки способны значительно увеличить лояльность. Кстати, стоит затронуть некоторые вопросы рекламы турагентства. Очень важным инструментом работы подобной компании является интернетсайт: потенциальные покупатели туров предпочитают сравнивать цены, не отходя от рабочего места. Поэтому особое внимание следует уделить баннерной рекламе, поиску по ключевым словам и т. Д. Поток звонков клиентов способно обеспечить размещение объявления в печатных СМИ и распространение листовок. Но в лучшем случае клиентом станет один из двадцати позвонивших по результатам этих акций; КПД рекламы в глобальной сети на порядок выше. Как правило, среднемесячный рекламный бюджет небольшого туристического агентства составляет 1000–1500 долларов.
Необходимо отметить, что функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии подвержено резким сезонным колебаниям спроса на туристский продукт, что связано с воздействием комплекса первичных (формирующиеся под воздействием природно-климатических условий) и вторичных (все остальные) факторов. Следовательно, существует реальная возможность влияния на сезонную неравномерность спроса в туризме.