Теория земельной ренты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть теорию земельной ренты и проблемы землепользования.
Основными задачами курсовой работы являются:
- изучить теорию земельной ренты, рассмотреть понятие и виды земельной ренты;
- изучение зарубежного опыта организации земельно-имущественных отношений, а также проблем становления рынка земли в Беларуси;
- изучение проблем землепользования в переходной (трансформационной) экономике, а также рассмотреть реформирование земельных отношений в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕНТЫ 5
1.1. Понятие земельной ренты и условия ее формирования 5
1.2. Квазирента и доход на текущие инвестиции 7
1.3. Монопольная и другие виды ренты 10
2. ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ 15
2.1. Земельно-имущественные отношения в зарубежных странах 15
2.2. Проблемы становления рынка земли в условиях перехода к рыночной экономике 18
2.3. Земельные отношения в Республике Беларусь и направления их реформирования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Теория земельной ренты и проблемы землепользования в трансформационной экономике.docx

— 73.71 Кб (Скачать)

    Важнейшей задачей государства должна быть также разработка четкой концепции  и механизма разгосударствления земельной собственности, взимания земельной ренты и других платежей за землю. В настоящее время владельцы земли выплачивают государству земельную ренту в виде земельного налога и цены земли. Эта двойная плата за приобретаемую в собственность землю не допустима, поскольку приводит к изъятию из сельского хозяйства значительных средств и не способствует его дальнейшему развитию.

    При разработке экономического механизма взимания платы за владение и пользование землей необходимо исходить из того, что платность землевладения и землепользования относится абсолютно ко всем категориям земель; нормативы платежей за землю имеют рентную основу; дифференцированная платность землевладения и землепользования обеспечивает равные условия хозяйствования независимо от качества земель и их местоположения; земельный налог и арендная плата носят фискальный характер; платежи за землю связаны с уровнем производства и ценами реализации продукции; плата за землю играет стимулирующую роль в вопросах рационального использования и охраны земель; размеры платы за землю, а также ставки земельного налога (в последнее время входящего в состав единого платежа) должны пересматриваться Правительством ежегодно путем применения коэффициентов, учитывающих уровень инфляции.

    Введение  единого земельного налога и обеспечить выполнение трех основных преимуществ нашего общества:

  1. поступление значительных сумм от земельных платежей в государственный бюджет;
  2. стимулирование рационального использования земель и повышения их плодородия;
  3. выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества и местоположения.

    При разработке экономического механизма  взимания платы за владение и пользование землей необходимо исходить из следующего:

  • платность землевладения и землепользования относится абсолютно ко всем категориям земель;
  • нормативы платежей за землю имеют рентную основу;
  • дифференцированная платность землевладения и землепользования обеспечивает равные условия хозяйствования независимо от качества земель и их местоположения;
  • земельный налог и арендная плата носят фискальный характер;
  • платежи за землю связаны с уровнем производства и ценами реализации продукции;
  • плата за землю играет стимулирующую роль в вопросах рационального использования и охраны земель.

    Размер  ставок земельного налога целесообразно  увязывать с общими налоговыми изъятиями, которые необходимо соизмерять с прибылью. Все налоговые изъятия в сельскохозяйственных предприятиях не должна превышать 30 % от общей суммы прибыли, в т.ч. земельный налог — 1 – 2 % от цены земли.

    Для Республики Беларусь, вступившей в  полосу рыночных преобразований, одним  из главных является вопрос организации  земельного рынка. Его эффективное функционирование должно основываться на предварительной проработке научно обоснованных, практически мотивированных и юридически безупречно оформленных материалов. Основным препятствием для нормального кредитования сделок с недвижимостью на рынке земли и недвижимости является отсутствие законодательных актов об ипотеке, необходимость существования которых предусмотрена в ч. 2 ст. 315 ГК. Ипотека здания и сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором они находятся. При ипотеке земельного участка право залога не распространяется на находящиеся или возводимые на нем здания и сооружения, если в договоре не предусмотрено иное. Продажа зданий и сооружений осуществляется одновременно с передачей покупателю права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью (ст. 523 ГК). При этом договор купли-продажи недвижимости должен включать суммарную цену прав на земельный участок и здания (ст. 526 ГК).

    Перед Беларусью стоит важнейшая социально-экономическая задача: создать систему земельных отношений, обеспечивающую, с одной стороны, реальную экономическую свободу эффективного использования земли вне зависимости от того, какую форму собственности представляет хозяйствующий субъект, а с другой стороны, исключающую паразитирование на праве собственности на землю. Это явится важным шагом к обеспечению рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, возвращению хозяина на землю, созданию условий для устойчивого будущего страны. 

 

    

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    На  основании всего выше изложенного  можно заключить следующее:

    1) на рынке земли в качестве  объекта купли-продажи выступают  услуги земли как фактора производства  и сама земля как физический  объект. Выделяются монополия на  землю как объект хозяйствования  и монополия на землю как  объект собственности.

    Земля приобретается ради потока будущих  доходов. Поэтому цена земли равна  современной дисконтированной стоимости  будущих доходов, зависит от величины земельной ренты и процентной ставки ссудного капитала.

    Земельная рента есть одна из разновидностей пофакторных доходов, включает при  соблюдении определенных условий абсолютную, монопольную и дифференциальную ренту.

    2) в трансформационный период бывшие социалистические страны были вынуждены приступить к широкомасштабному реформированию устаревших аграрных отношений советского типа. В качестве основных задач были обозначены:

    -проведение  земельной реформы, закрепление  за крестьянином прав частной  собственности на землю и материальные  ресурсы, введение купли-продажи  земли;

    -реорганизация  (ликвидация) колхозов и совхозов, внерение широкой гаммы новых  форм хозяйствования;

    -совершенствование  прежней системы государственного  регулирования и поддержки сельскохозяйственного  производителя.

    Опыт  аграрных преобразований, накопленный  многими странами в переходный период, показывает, что такие изменения, как правило, протекают медленно. Они болезненно воспринимаются сельским населением и оказываются весьма дорогостоящими. Здесь не обойтись без открытой дискуссии в обществе, а также без нарастания сопротивления со стороны консервативных сил.

    3) сельское хозяйство оказывает  решающее воздействие на многие  социальные и экономические процессы  внутри страны, затрагивает интересы  значительной части населения.  Поэтому государство обязано  проводить активную аграрную  политику. Она включает регулирование  цен и обеспечение ценового  авторитета, поддержание эффективной  системы кредитования и т. д.  Решение задач по обеспечению  рыночной трансформации сельского  хозяйства в Беларуси и повышению  эффективности функционирования  данной отрасли национальной  экономике будет способствовать  преодолению кризиса аграрных  отношений. Последовательная аграрная  реформа должна включать создание  возможности выбора той или  иной формы хозяйствования на  земле, развитие между ними  конкуренции, укрепление тех из  них, которые доказывают свою  высокую экономическую эффективность.

 

    

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

    
  1. Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Микроэкономика. Учебник. 2-й том.   СПб.: Изд-во ГУЭФ, 1997.- 14с.
  2. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель / Перевод с англ.  М.: 1996.- 127с.
  3. Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник.  М.: Юристъ, 2000.- 23с.
  4. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга  М.., 1997.- 135с.
  5. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие. Под ред. А. В. Сидоровича.  М.: Дело и Сервис, 2001- 98с.
  6. Лемешевский И. М. Экономическая теория. Микроэкономика. Часть 2: Учебное пособие для вузов. Мн.: ФУА-информ, 2002- 27с.
  7. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика /Перевод с англ. — М.: Республика, 2006 – 134с.
  8. Микроэкономика: Учебное пособие. Под ред. М. И. Плотницкого.  Мн.: Новое знание, 2002 – 64с.
  9. Мэнкью Н. Микроэкономика / Перевод с англ.  М.: МГУ, 1994- 324с.
  10. Мэнкью Н. Принципы экономикс.  СПб.: Питер, 1999- 64с.
  11. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998 – 354с.
  12. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р.  М.: Экономика, 1993- 34с.
  13. Шумпетер Й. Теория экономического развития.  М.: Прогресс, 1982.- 687с.
  14. Экономическая  теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.  Мн.: БГЭУ, 2002.- 17с.
  15. Экономическая теория (политическая экономия). Учебник. Под общей ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой.  М.: ИНФРА-М, 2002- 45с.
  16. Рабинович Б.М. Экономическая оценка земельных ресурсов и эффективность инвестиций. М.: Филинъ, 1997. – 37-45с.
  17. Удовенко С.А., Унукович А.В. Методические вопросы экономической оценки земельных ресурсов // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь. 2009. № 11.- 16с.
  18. «Земля Беларуси» № 3, 2009, [Электронный ресурс]. Минск, 2009. Режим доступа: http://www.belzeminfo.by/arhiv.html. - Дата доступа: 12. 01. 2010 г.

Информация о работе Теория земельной ренты