Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть теорию земельной ренты и проблемы землепользования.
Основными задачами курсовой работы являются:
- изучить теорию земельной ренты, рассмотреть понятие и виды земельной ренты;
- изучение зарубежного опыта организации земельно-имущественных отношений, а также проблем становления рынка земли в Беларуси;
- изучение проблем землепользования в переходной (трансформационной) экономике, а также рассмотреть реформирование земельных отношений в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕНТЫ 5
1.1. Понятие земельной ренты и условия ее формирования 5
1.2. Квазирента и доход на текущие инвестиции 7
1.3. Монопольная и другие виды ренты 10
2. ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ 15
2.1. Земельно-имущественные отношения в зарубежных странах 15
2.2. Проблемы становления рынка земли в условиях перехода к рыночной экономике 18
2.3. Земельные отношения в Республике Беларусь и направления их реформирования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
По состоянию на 2009 г., общая площадь земель Республики Беларусь составляет 20,76 млн га, в том числе 9,3 млн га сельскохозяйственных земель, из них пахотных -6,1 млн га. В общей площади доля земли, находящейся в частной собственности (72,9 тыс. га), составляет 0,35%, а в площади сельскохозяйственных земель - 0,79%. Собственниками земли в стране являются 390 тыс. граждан, из них ведущие личное подсобное хозяйство -85,3 тыс. граждан. Средний размер земельных участков, переданных в частную собственность, - 0,19 га, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства - 0,52 га. Частный сектор страны (хозяйства населения и фермерские), располагая 17% посевных площадей, производит 44% объема сельскохозяйственной продукции[17, c.16].
Состав и структура земельного фонда Республики Беларусь в течение 2006 г. изменяются незначительно – за счет перераспределения земель по видам, а также категориям и землепользователям.
Общая площадь земель сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств за период 2000-2006 гг. уменьшилась на 353,6 тыс. га. Начиная с 2002 г., наблюдается увеличение площадей этих земель за счет перевода в данную категорию неиспользуемых земель граждан, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, сенокошения и выпаса скота, а также земель запаса.
В
пользовании крупнейших землепользователей
страны – государственных
|
Таблица 2.1 - Динамика земель по категориям и землепользователям в Республике Беларусь, тыс. га
Примечание.
Источник: http://www.belzeminfo.by/
В структуре земельного фонда доля земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения составляет 3,3%. Общая площадь земель этой категории сокращается в период 2000-2006 гг. на 125,4 тыс. га. Связано это с передачей в народное хозяйство земель, предоставленных для нужд обороны и промышленности, а также с сокращением отводов земель под промышленное строительство, для добычи полезных ископаемых.
В период 2000-2006 гг. отмечено увеличение площади земель запаса на 81,3 тыс. га, что обеспечено включением в данную категорию земель, загрязненных радионуклидами, неиспользуемых земель граждан, пустующих участков в садоводческих товариществах. Однако площадь земель запаса в 2006 г. по сравнению с 2004 г. уменьшилась на 42,1 тыс.га. Это произошло вследствие увеличения площади земель сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.
|
Таблица 2.2 – Динамика основных видов земель в Республике Беларусь, тыс. га
Примечание.
Источник: http://www.belzeminfo.by/
В период времени с 2000 по 2006 гг. площадь земель под болотами сократилась на 62,8 тыс. га. (табл. 1.2).
В течение 2000-2006 гг. наблюдалось постепенное увеличение площади земель под дорогами и другими транспортными путями (на 13,8 тыс. га).
Незначительное увеличение площади земель под застройкой: 1,1 тыс. га.
В
настоящее время земельная
Кроме
совершенствования правового
- определение роли государства и создание экономических условий для изъятия в его пользу земельной ренты;
-
совершенствование
-
повышение роли земельного
-
формирование рынка земли (
-
развитие ипотеки и других
рыночных форм
В целом, для реального изменения сложившейся экономической ситуации в аграрном секторе Республики Беларусь необходимы радикальные перемены производственных отношений в сельском хозяйстве и переход к новой социально-экономической системе на основе изменения характера земельных отношений, в частности форм собственности на землю, а также разработка соответствующего этим изменениям нового (рыночного) хозяйственного механизма.
Рассматривая
трансформацию отношений
Вопросы
земельной собственности
Опыт последних лет проведения земельной реформы в Беларуси позволяет сделать вывод о необходимости развития эффективно работающих крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сохранения коллективных форм хозяйствования, но только экономически свободных, реформированных в рыночные структуры: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества, кооперативы, ассоциации фермерских хозяйств, народные предприятия, агрофирмы, коммерциализированные предприятия и пр. Трансформация колхозов и совхозов в эти структуры должна быть основана прежде всего на коренном изменении земельных отношений. Реформирование земельных отношений, заключающееся прежде всего в признании многообразия форм собственности и производственных структур рыночного типа, как нам представляется, возможно по нескольким вариантам на основе дальнейшего развития аренды земли; законодательного признания общей совместной и общей долевой собственности на землю (как разновидности частной) и организации рыночных производственных структур - как крупных товарных, так и мелких индивидуальных; приватизации и передачи земельного пая в частную собственность; приобретения в частную собственность земельных участков желаемой площади для ведения сельского хозяйства в регионах с низкой обеспеченностью трудовыми ресурсами.
Передача земель в частную собственность по одному из этих вариантов наряду с функционированием земельного рынка позволит создать нормальные правовые, экономические и организационные условия для реорганизации колхозов и совхозов в предприятия рыночного типа с различными (коллективными, кооперативными, семейными и индивидуальными) формами организации производства. При этом обязательными принципами трансформации отношений земельной собственности должны являться: добровольность принятия решения о приватизации земли и реорганизации хозяйства; установление прав собственности на землю (имущество); свобода выбора организационно-правовой формы предприятия; преимущественное право членов хозяйств на приобретение земельных долей (и имущественных паев); открытость участия всех собственников земельных долей в распределении земли; создание возможности для становления рынка земли; социальная защита всех членов коллектива; четкие временные рамки реформирования хозяйства.
В целях успешного проведения земельной реформы, суть которой должна состоять в расширении права частной собственности на землю, необходимо создать эффективный механизм реализации этого права. Что касается совокупности распорядительных прав, то их следует, исходя из экономической целесообразности, поделить между государством и собственником земли. Право частной собственности на землю должно охраняться государством.
Реальностью
современных земельных
-
комплексный подход к
-
содействие устойчивому
Задача проводимой земельной реформы должна состоять не в простом перераспределении земли между различными собственниками, а в обеспечении условий для рационального ее использования и охраны, в создании правовых, экономических, организационно-технологических и других предпосылок для воспроизводства и повышения плодородия почвы, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений. В ведении государства должны находиться контроль за целевым использованием и охраной земель; вопросы землеустройства, ведения земельного кадастра и мониторинга; регистрация и защита прав собственности; установление правил пользования земельными участками, учитывающих природоохранные требования и сервитуты; отчуждение частных земель для государственных и общественных нужд в соответствии с национальным законодательством.