Теория земельной ренты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть теорию земельной ренты и проблемы землепользования.
Основными задачами курсовой работы являются:
- изучить теорию земельной ренты, рассмотреть понятие и виды земельной ренты;
- изучение зарубежного опыта организации земельно-имущественных отношений, а также проблем становления рынка земли в Беларуси;
- изучение проблем землепользования в переходной (трансформационной) экономике, а также рассмотреть реформирование земельных отношений в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕНТЫ 5
1.1. Понятие земельной ренты и условия ее формирования 5
1.2. Квазирента и доход на текущие инвестиции 7
1.3. Монопольная и другие виды ренты 10
2. ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ 15
2.1. Земельно-имущественные отношения в зарубежных странах 15
2.2. Проблемы становления рынка земли в условиях перехода к рыночной экономике 18
2.3. Земельные отношения в Республике Беларусь и направления их реформирования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Теория земельной ренты и проблемы землепользования в трансформационной экономике.docx

— 73.71 Кб (Скачать)

    По  состоянию на 2009 г., общая площадь земель Республики Беларусь составляет 20,76 млн га, в том числе 9,3 млн га сельскохозяйственных земель, из них пахотных -6,1 млн га. В общей площади доля земли, находящейся в частной собственности (72,9 тыс. га), составляет 0,35%, а в площади сельскохозяйственных земель - 0,79%. Собственниками земли в стране являются 390 тыс. граждан, из них ведущие личное подсобное хозяйство -85,3 тыс. граждан. Средний размер земельных участков, переданных в частную собственность, - 0,19 га, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства - 0,52 га. Частный сектор страны (хозяйства населения и фермерские), располагая 17% посевных площадей, производит 44% объема сельскохозяйственной продукции[17, c.16].

    Состав  и структура земельного фонда Республики Беларусь в течение 2006 г. изменяются незначительно – за счет перераспределения земель по видам, а также категориям и землепользователям.

    Общая площадь земель сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств за период 2000-2006 гг. уменьшилась на 353,6 тыс. га. Начиная с 2002 г., наблюдается увеличение площадей этих земель за счет перевода в данную категорию неиспользуемых земель граждан, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, сенокошения и выпаса скота, а также земель запаса.

    В пользовании крупнейших землепользователей страны – государственных лесохозяйственных  организаций – в 2006 г. находилось 40% земельного фонда. Наибольший удельный вес в структуре земель данной категории составляют лесные и прочие лесопокрытые земли. В ведении государственных лесохозяйственных предприятий в настоящее время находится 90% всех лесопокрытых земель страны. Отмечена общая тенденция к увеличению площади земель государственных лесохозяйственных организаций, что связано, в первую очередь, с переводом в эту категорию земель сельскохозяйственных предприятий (лесных земель, земель под болотами, а также сельскохозяйственных земель).

Категории земель и землепользователей 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.                
Земли сельхозорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств 9313,5 8910,8 8838,0 8840,8 8888,6 8920,1 8959,9                
Земли граждан 1427,6 1431,8 1435,9 1397,0 1318,8 1284,3 1218,6              
Земли запаса 223,0 288,9 302,4 322,6 346,4 291,5 304,3              
Земли государственных лесохозяйственных предприятий 7770,0 8090,5 8149,5 8167,0 8240,0 8299,5 8317,7                
Земли общего пользования в населенных пунктах 364,9 359,1 360,6 360,3 358,6 355,2 349,0                
Земли организаций промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного  назначения 808,5 811,8 806,6 781,9 691,1 690,1 683,1              
Земли организаций природоохранного,

оздоровительного,

рекреационного  и 

историко-культур-ного назначения

817,4 832,7 833,1 849,9 876,0 879,2 887,1                
Земли организаций, эксплуатирующих и обслуживающих гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения 35,0 34,4 33,7 40,3 40,3 39,9 40,1                

    Таблица 2.1 - Динамика земель по категориям и землепользователям в Республике  Беларусь, тыс. га

    Примечание. Источник: http://www.belzeminfo.by/arhiv.html 

    В структуре земельного фонда  доля земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения составляет 3,3%. Общая площадь земель этой категории сокращается в период 2000-2006 гг. на 125,4 тыс. га. Связано это с передачей в народное хозяйство земель, предоставленных для нужд обороны и промышленности, а также с сокращением отводов земель под промышленное строительство, для добычи полезных ископаемых.

    В период 2000-2006 гг. отмечено увеличение площади земель запаса на 81,3 тыс. га, что обеспечено включением в данную категорию земель, загрязненных радионуклидами, неиспользуемых земель граждан, пустующих участков в садоводческих товариществах. Однако площадь земель запаса в 2006 г. по сравнению с 2004 г. уменьшилась на 42,1 тыс.га. Это произошло вследствие увеличения площади земель сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Виды  земель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Всего сельскохозяйственных земель 9257,7 9204,7 9156,3 9106,7 9076,3 9011,5 8984,9
Лесных земель и

прочих  лесопокрытых

8436,8 8571,1 8677,8 8750,2 8821,7 8892,3 8979,9
Земель под:

болотами

964,3 934,0 931,4 923,5 916,2 900,1 901,5
водными

объектами

475,2 475,6 477,1 477,4 478,5 476,7 469,6
дорогами  и  другими

транспортными

путями

358,1 358,4 360,3 362,1 362,2 364,4 371,9
улицами,

площадями и

другими местами

общего  пользования

154,7 153,0 152,1 151,0 150,2 148,3 142,5
застройкой 328,7 329,8 329,4 329,7 330,7 323,9 327,6
Других земель 784,4 733,4 675,4 659,2 624,0 642,6 581,9

    Таблица 2.2 –  Динамика основных видов земель в Республике Беларусь, тыс. га

    Примечание. Источник: http://www.belzeminfo.by/arhiv.html  

    В период времени с 2000 по 2006 гг. площадь земель под болотами сократилась на 62,8 тыс. га. (табл. 1.2).

    В течение 2000-2006 гг. наблюдалось постепенное увеличение площади земель под дорогами и другими транспортными путями (на 13,8 тыс. га).

    Незначительное увеличение площади земель под застройкой: 1,1 тыс. га.

    В настоящее время земельная реформа  в стране проводится недостаточными темпами. Основная причина этого - отсутствие экономически обоснованной земельной политики государства. По прогнозам белорусских ученых-аграрников, передача земли в частную собственность кроме индивидуального сектора экономики коснется в первую очередь крестьянских (фермерских) хозяйств и экономически слабых колхозов и совхозов. В общей сложности это может составить не более 2,0-2,5 млн га сельхозугодий (22-28%) от их общей площади. Необходимость передачи земли в частную собственность подтверждается и следующими фактами. По оценке специалистов Минсельхозпрода, треть валовой продукции, произведенной в 2008 г. в агросекторе, потеряна из-за бесхозяйственности. Только половина хозяйств способна работать без помощи государства, еще 25% могут выжить с небольшой поддержкой. Но 20-25% колхозов и совхозов нуждаются в реформировании, возможно с решением вопроса о собственности на землю. Правда, здесь следует заметить, что в ст. 13 Конституции страны сказано, что земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Все это говорит о необходимости дальнейшего совершенствования законодательно-правовой базы регулирования земельных отношений в Республике Беларусь.

    Кроме совершенствования правового аспекта в реформировании земельных отношений, у нас в стране существует еще ряд недостаточно решенных проблем относительно равноправного развития различных форм собственности на землю. К ним относятся:

    - определение роли государства  и создание экономических условий для изъятия в его пользу земельной ренты;

    - совершенствование экономического  механизма взимания платежей  за владение, пользование и распоряжение  землей;

    - повышение роли земельного кадастра  и земельно-оценочных работ;

    - формирование рынка земли (недвижимости);

    - развитие ипотеки и других  рыночных форм землепользования.

    В целом, для реального изменения  сложившейся экономической ситуации в аграрном секторе Республики Беларусь необходимы радикальные перемены производственных отношений в сельском хозяйстве и переход к новой социально-экономической системе на основе изменения характера земельных отношений, в частности форм собственности на землю, а также разработка соответствующего этим изменениям нового (рыночного) хозяйственного механизма.

    Рассматривая  трансформацию отношений собственности (в том числе собственности  на землю) в ходе формирования рыночной экономики, следует констатировать, что этот процесс может осуществляться в форме приватизации и разгосударствления.

    Вопросы земельной собственности затрагиваются в новой редакции Гражданского кодекса (ГК) Республики Беларусь. В нем исключены статьи, прямо регулирующие земельные отношения, в том числе лишь обозначен перечень вещных прав на землю (право хозяйственного ведения и право оперативного ведения (ст. 276, 277), право пожизненного наследуемого владения земельным участком и право постоянного пользования им). Вместе с тем сохранены статьи, регулирующие отношения собственников зданий и сооружений с собственниками и пользователями земельных участков, а также статьи, посвященные сервитуту (ст. 268).

    Опыт  последних лет проведения земельной реформы в Беларуси позволяет сделать вывод о необходимости развития эффективно работающих крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сохранения коллективных форм хозяйствования, но только экономически свободных, реформированных в рыночные структуры: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества, кооперативы, ассоциации фермерских хозяйств, народные предприятия, агрофирмы, коммерциализированные предприятия и пр. Трансформация колхозов и совхозов в эти структуры должна быть основана прежде всего на коренном изменении земельных отношений. Реформирование земельных отношений, заключающееся прежде всего в признании многообразия форм собственности и производственных структур рыночного типа, как нам представляется, возможно по нескольким вариантам на основе дальнейшего развития аренды земли; законодательного признания общей совместной и общей долевой собственности на землю (как разновидности частной) и организации рыночных производственных структур - как крупных товарных, так и мелких индивидуальных; приватизации и передачи земельного пая в частную собственность; приобретения в частную собственность земельных участков желаемой площади для ведения сельского хозяйства в регионах с низкой обеспеченностью трудовыми ресурсами.

    Передача  земель в частную собственность  по одному из этих вариантов наряду с функционированием земельного рынка позволит создать нормальные правовые, экономические и организационные условия для реорганизации колхозов и совхозов в предприятия рыночного типа с различными (коллективными, кооперативными, семейными и индивидуальными) формами организации производства. При этом обязательными принципами трансформации отношений земельной собственности должны являться: добровольность принятия решения о приватизации земли и реорганизации хозяйства; установление прав собственности на землю (имущество); свобода выбора организационно-правовой формы предприятия; преимущественное право членов хозяйств на приобретение земельных долей (и имущественных паев); открытость участия всех собственников земельных долей в распределении земли; создание возможности для становления рынка земли; социальная защита всех членов коллектива; четкие временные рамки реформирования хозяйства.

    В целях успешного проведения земельной реформы, суть которой должна состоять в расширении права частной собственности на землю, необходимо создать эффективный механизм реализации этого права. Что касается совокупности распорядительных прав, то их следует, исходя из экономической целесообразности, поделить между государством и собственником земли. Право частной собственности на землю должно охраняться государством.

    Реальностью современных земельных отношений является широкое вмешательство государства в процесс их реформирования и использования земель, устранение сложившихся противоречий между государством, защищающим общественные интересы, и пользователями земли - носителями частных интересов - посредством экономических и административных методов. При этом деятельность государства по рациональному использованию земельных ресурсов должна осуществляться по следующим основным программным областям:

    - комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов; преобразование земельных отношений и дальнейшее развитие земельной реформы;

    - содействие устойчивому развитию  сельского хозяйства и сельских  районов. 

    Задача проводимой земельной реформы должна состоять не в простом перераспределении земли между различными собственниками, а в обеспечении условий для рационального ее использования и охраны, в создании правовых, экономических, организационно-технологических и других предпосылок для воспроизводства и повышения плодородия почвы, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений. В ведении государства должны находиться контроль за целевым использованием и охраной земель; вопросы землеустройства, ведения земельного кадастра и мониторинга; регистрация и защита прав собственности; установление правил пользования земельными участками, учитывающих природоохранные требования и сервитуты; отчуждение частных земель для государственных и общественных нужд в соответствии с национальным законодательством.

Информация о работе Теория земельной ренты