Теория поведения потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть потребительский выбор.

Задачи работы – изучить особенности моделирования индивидуального потребительского поведения; обозначить иерархию потребностей; рассмотреть психологический аспект потребностей.

Содержание

Введение 3

1. Моделирование индивидуального потребительского поведения 4

1.1. Общее понятие индивидуального потребительского поведения 4

1.2. Проблема поведения потребителя на рынке 4

2. Иерархия потребностей 12

2.1. Теория иерархии потребностей А.Маслоу 12

2.2. Теория потребностей Мак Келланда 16

2.3. Двухфакторная теория Герцберга 18

3. Психологический аспект потребностей 22

3.1. Изучение учеными психологического аспекта потребностей 22

3.2. Взаимосвязь потребностей и возможностей 23

4.Факторы влияющие на поведение потребителя……………………………28

4.1. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведения………28

4.2.Бюджетное ограничение………………………………………………….. 32

4.3.Реклама и потребительское поведение……………………………………34

5 Влияние обслуживания на поведение и выбор покупателя…………….39

5.1.Как покупатель выбирает товар…………………………………………..39

5.2. Довольный покупатель – гарантия успешной торговли……………….40

Заключение 43

Список литературы 44

Работа содержит 1 файл

Теория поведения потребителя.docx

— 902.81 Кб (Скачать)

     Потребность во власти у МакКелланда ассоциируется со стремлением человека к достижениям.

     Обретение удовлетворенности и нарастание удовлетворенности - два разных процесса согласно Герцбергу.

     Мотивирующие  факторы у Герцберга составляют окружение работы.

     Возможности использования заработной платы  как стимулирующего средства ограничены.

     Теории  содержания мотивации уделяют внимание анализу факторов, лежащих в основе мотивации.

     Проблема  мотивирования труда является одной  из самых острых проблем, стоящих  перед современным российским предприятием. Как правило, отечественные руководители рассматривают систему мотивации  как инструмент, базирующийся на персональных выплатах работнику. На подавляющем  большинстве российских предприятий  система мотивации неотделима от системы начисления фонда оплаты труда, один из лучших вариантов которой  может быть графически отражен как (Рис. 4):

     

     Рисунок 4. Схема начисления ФОТ (материального стимулирования).

     Согласно  принятым системам мотивации на отечественных  предприятиях работник получает:

     Базовую заработную плату в зависимости  от иерархического уровня управления;

     Премии  и бонусы по результатам деятельности подразделения за отчетный период;

     Премии  и бонусы по результатам личной деятельности работника (личные бонусы и доплаты  за исполнение проектов, комиссионные, поддержка обучающихся, и т.д.);

     Премии  и бонусы по результатам деятельности организации в целом (годовые  бонусы);

     Опционы, актуальные, в основном, для западных стран не рассматриваются в этой модели, хотя несут в себе как  материальные, так и моральные стимулы.

     2.3. Двухфакторная теория  Герцберга

 

     Еще одна популярная теория мотивации, оказавшая, в частности, значительное влияние  на концепцию «развития организации»,- это «мотивационно-гигиеническая» модель Ф. Герцберга.

     Модель  явилась результатом серии интервью с 200 инженерами и бухгалтерами, которых  попросили подробно описать события, заставившие их чувствовать полное удовлетворение или неудовлетворение от работы. Положительные эмоции, вызванные работой, связывались с выполнением определенных заданий (фактор содержания работы), а не с такими внешними факторами, как условия труда. С другой стороны, плохие условия труда вызывали у людей неудовлетворенность работой. Иными словами, положительные эмоции связывались с факторами, относящимися к содержанию работы, а отрицательные- с факторами «контекста». На основании этого исследования Герцберг и его последователи утверждают, что людям присущи два вида потребностей: избежать страданий и психологического роста.

     Чтобы оградить своих подчиненных от страданий  или неудовлетворенности, руководитель должен создать благоприятные условия труда. «Подходящий» руководитель, условия труда, статус, жалованье, межличностные отношения и прочность положения являются, по Герцбергу, «гигиеническими» факторами в том смысле, что они помогают предотвратить неудовлетворенность работой. Отсутствие «гигиенических» факторов может, таким образом, приводить к неудовлетворенности работника, но само по себе их наличие еще не обеспечивает удовлетворение от работы. Психологический рост человека связан с удовлетворением потребности в содержательной работе.

     Факторы, определяющие содержание работы,- выполнение задания, признание успеха, рост ответственности и возможность профессионального роста - обозначаются термином «мотиваторы». Наличие их ведет к высокой степени удовлетворенности, но их отсутствие не обязательно ведет к неудовлетворенности. Следует отметить, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой не составляют единого континуума; существует два различных континуума - удовлетворенности работой и неудовлетворенности работой. Герцберг утверждает, что администрации стоит перенести свое внимание на потребность служащих в успехе и самовыражении, поскольку именно таким путем можно стимулировать их поведение, тогда как улучшение условий труда просто снимает неудовлетворенность.

     Модель  Герцберга оставляет возможность  критики.

     1. Данный подход на первый взгляд  напоминает несколько видоизмененный гедонизм (искать удовольствия, избегать огорчений), где понятие удовольствия заменено самовыражением. Традиционное возражение гедонизму (например, то, что мы не можем непосредственно искать удовольствий или избегать огорчений, а можем лишь искать курс действий, следствием которого явились бы огорчения или удовольствия) представляется в данном случае менее уместным, так как Герцберг как раз точно определяет те условия, которые вызывают «страдания» или «психологический рост».

     2. Н. Кинг утверждает, что полемика  по поводу двухфакторной теории Герцберга во многом вызвана недостаточно четкими формулировками автора. По мнению Кинга, наиболее вероятная версия такова: «Все мотиваторы, вместе взятые, вносят больший вклад в удовлетворение от работы, чем совокупность гигиенических факторов, а все гигиенические факторы, вместе взятые, вносят больший вклад в неудовлетворенность работой, чем совокупность мотиваторов».

     Кинг  утверждает, что дальнейшие исследования по методу выявления критических  ситуаций должны были бы показать, что  «в целом мотиваторы упоминаются  в ситуациях наибольшей удовлетворенности  чаще, чем в целом гигиенические  факторы, и гигиенические факторы  в целом упоминаются в ситуациях наибольшей неудовлетворенности чаще, чем в целом все мотиваторы». Даже если мы согласимся с тем, что такие выводы возможны, то в какой степени они подтверждают гипотезу? Тот факт, что при повторении исследования по методу Герцберга были получены, в общем, аналогичные результаты, просто подтверждает правильность первоначальных результатов, но мало что говорит нам о правильности тезиса. Действительно, результаты других исследований, полученные, в частности, К. Линдсеем, Э. Марксом и И. Горлоу, Хьюлином и А. Смитом, доказывают, что и «мотиваторы» и «гигиенические» факторы могут вызывать как удовлетворенность работой, так и неудовлетворенность ею.

     Кинг, во всяком случае, указывает, что версия, которой, по-видимому, отдает предпочтение Герцберг, не была подтверждена в исследованиях, проводившихся по методикам, отличным от методики «критических ситуаций», и что теория Герцберга, возможно, просто отражает субъективизм и предвзятость, характерные для методов самонаблюдения. Руководители, если им предложить описать исключительно благоприятные ситуации, естественно, воспользуются возможностью поговорить о своих успехах; в то же время, если их спросить об исключительно неблагоприятных ситуациях, они будут стремиться обвинить других людей в своих неудачах или сошлются на «объективные обстоятельства».

     Это согласуется с теорией, согласно которой люди склонны изменять восприятие причинных связей таким образом, чтобы сохранить или улучшить свою самооценку; когда люди успешно справляются с каким-то заданием, они считают, что своим успехом они обязаны самим себе, но не склонны объяснять неудачи своими ошибками.

     3. Наконец, Д. Шваб и Л. Камингс  указывают на то, что доказательства, применявшиеся для обоснования  предпосылки «удовлетворение ведет  к действию», не являлись экспериментальными.

     3. Психологический  аспект потребностей

     3.1. Изучение учеными  психологического  аспекта потребностей

 

  В психологической науке до сего времени нет системы, которая установила бы единую четкую связь между нашими мыслями и характером, ощущениями и памятью, вкусом и темпераментом, восприятием и способностями, между этими и всеми другими проявлениями нашей внутренней жизни. Неплохо было бы протянуть через них свою нить Ариадны, которая дала бы выход из сложного лабиринта, расставить все «по полочкам», как в таблице химических элементов Д.И. Менделеева. Познание всегда идет от простого ко все более сложному.

      Небиологи первыми подметили, что начало начал  жизни - потребность. Но какое значение это имеет для психологии, для поведения живых существ? В отличие от неодушевленного предмета живое существо постоянно в чем-то нуждается и должно соответственно требовать необходимое. Таково изначальное условие его бытия, которое реализуется в форме потребности. Она - стимул и ориентир всей жизнедеятельности организма. Попробуйте представить жизнь любого существа без его потребностей, к чему она сведется? С другой стороны, все различие природы — в направленности потребности: рождается человек и рождается лягушонок; один ищет материнскую грудь, второй предпочитает комарика.

      Стимулы и ориентиры, количественная и качественная характеристика наших потребностей - это чувства и вкусы людей. Всякое состояние потребностей, степень их удовлетворенности или неудовлетворенности, отражается в человеческих чувствах. Аналогично качественная сторона проявляет себя в виде вкуса. Это их ориентировочная, избирательная сторона. О вкусе написаны тысячи исследований и диссертаций, но вопрос о нем вряд ли прояснился. Вкус — направленность потребностей: таков он во всех своих видах.

      Жизненная сила неотделима от силы и мощи потребностей. Вместе с тем, идя у них на поводу, человек оказывается воплощением  безволия. Поэтому воля — это  способность управлять потребностями. В каком случае это оказывается возможным? Вопрос крайне важный для человеческой личности. И мы ответим: в том, когда в иерархии потребностей человек опирается на более необходимые.

      В поле зрения человека попадает вся  окружающая жизнь. Но в одних и  тех же обстоятельствах люди по-разному  проявляют к ней соответствующее внимание. Это целиком предопределено характером их потребностей, физических и духовных. Внимание - это выражение наших потребностей во внешнем мире, их поисковая форма.

      Еще более заметно различие в потребностях, свойственных людям, в их представлениях и воображении. Это образное переживание  человеческих потребностей. Аналогично запечатлевается жизненный опыт. По своему содержанию память представляет избирательное запечатление, где  материал сохраняется в зависимости от его близости сокровенным потребностям человека. Но, с другой стороны, крушение ожиданий, связанных с заветными личными потребностями, оставляет в памяти наиболее тяжелый след.

      3.2. Взаимосвязь потребностей  и возможностей

 

      Установление  связей между потребностями и  возможностями их удовлетворения выделяется у высших животных в особую функцию  психики — способность конкретного мышления. Так, ориентационная сторона потребности вырастает до особой и самостоятельной психической способности. Орудием мышления, прокладывающим дорогу, как для его выражения, так и для дальнейшего развития, оказывается речь.

      Две стороны потребностей предопределяют наиболее обобщенные характеристики человека — темперамент и характер. Мы видим прямую связь темперамента с интенсивностью и силой чувств человека, а характера — с его вкусами, предпочтением в кругу потребностей. Индивидуальность человека определяется его наиболее сокровенной потребностью и смежными потребностями, прямо выходящими на нее. В их совокупности — сам колорит личности.

      В свете потребностей раскрывается и  тайна человеческих способностей. Они складываются из трех уровней:

  1. биологического — задатков;
  2. психологического - выражения его в виде потребностей;
  3. умений и навыков, закрепление которых зависит уже от возможностей социальной жизни.

      Живая сердцевина потребностей зависит как  от силы, мощи соответствующих потребностей и интересов, так и от их осознания и конкретизации. Признак способностей - наличие четко выраженного интереса; таланта — поглощенность, одержимость им; гения - наличие множества снедающих интересов со всепоглощенностью главным (двумя, тремя) из них, размах не только силы, но и диапазона потребностей.

      Кроме того, великий человек - это и великий  характер. Глубоко отметил А.С. Макаренко: «Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, - тем такой человек красивее и выше».

      Потребность как первоэлемент научных систем о жизни исследователи почему-то не привыкли замечать. Но еще Гегель считал, что «исторически первое должно быть логически первым». Часто, например, говорят об изначальности инстинкта в жизни существ. Но он сам переживается организмом как его потребность. В других случаях характеристику организма склонны начинать с ощущений как «самой элементарной психической формы». Однако при этом не учитывается, от чего зависят характер, содержание ощущения. Оно целиком определяется природой потребностей, свойственных организму. Именно на основе потребностей получает свою окраску восприятие окружающего мира, где ощущения взаимодополняют друг друга.

Информация о работе Теория поведения потребителя