Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 00:42, курсовая работа
Целью данной работы является мониторинг основных направлений в изучении экономических циклов, а также антициклического регулирования.
В работе рассматриваются основные причины возникновения цикличности в развитии экономики, также устанавливаются закономерности цикла и соответственно его разделение на структуру.
Введение 4
1 Теоретическая основа политико-экономических циклов 5
1.1 Теории экономического цикла. Причины экономического цикла. 5
1.2 Экономический цикл основные понятия 10
1.3 Фазы цикла. Классификация 11
1.4 Классификация основных макроэкономических элементов в соответствии с их циклическими свойствами 14
1.5 Основные формы кризиса 15
1.6 Основные выводы 16
2 Антициклическая политика государства. 18
2.1 Неокейнсианское и неоконсервативное направления антициклического регулирования 18
2.2 Модели антициклического регулирования экономики 20
2.3 Противоречивость антициклического регулирования. 22
2.4 Основные выводы 23
3 Экономические циклы в Республике Беларусь на современном этапе. 24
3.1 Структурные и воспроизводственные циклы в экономике
Беларуси. 25
3.2 Влияние глобального экономического кризиса на экономику Беларуси. 28
3.3 Основные выводы 31
Заключение 32
Список использованных источников 33
— период высоких темпов экономического роста и незначительных структурных сдвигов на протяжении 6-8 лет;
— этап постепенного ухудшения экономической ситуации в результате возникновения диспропорций в структуре производства в течение 4 лет;
— период невысоких темпов экономического роста и интенсивных структурных сдвигов, вызванных обострением диспропорций на протяжении 3-4 лет;
—
динамика различных экономических показателей
не всегда является синхронной. Волнообразная
траектория секторов и типов пересекают
общую траекторию экономики в различных
фазах цикла.
Таблица 3.2 Структурные циклы в экономике Беларуси за 1950-2002 гг. и прогноз за 2003-2016 г.г. [16, стр.11, таблица1.2]
Цикл | Период подъема | Период спада | Период оживления и роста |
I | 1956-1960 гг. | 1961-1965 гг. | 1966-1972 гг. |
II | 1973-1980 гг. | 1981-1985 гг. | 1986-1988 гг. |
III | 1989-1990 гг. | 1991-1995 гг. | 1996-2002 гг. |
IV | 2003-2008 гг. | 2009-2011 гг. | 2012-2016 гг. |
Каналы влияние глобального экономического кризиса на белорусскую экономику были во многом схожи с другими странами Центральной и Восточной Европы. Основные проблемы для национальной экономики были вызваны снижением внешнего спроса. Оно затронуло значительную часть отраслей промышленности Беларуси, которые ориентированы на внешний рынок. В результате стала снижаться экспортная выручка отечественных предприятий, ухудшалось их финансовое состояние. Снижение экспортной выручки довольно быстро сказалось и на равновесии в денежно-кредитном секторе. Оно обусловило значительный дефицит на внутреннем валютном рынке, который усугублялся растущими девальвационными ожиданиями.
Однако распространение кризиса через внешний и денежный секторы было во многом видоизменено мерами экономической политики, предпринятыми экономическими властями.
Поскольку
в Беларуси роль государственной
собственности в экономике
Такая стратегия смогла обеспечить обеспечение положительных темпов роста, на фоне двузначного падения производства в соседних странах. Однако уже к середине 2009 г. стали очевидны существенные изъяны такой модели преодоления кризиса. Поддержание положительных темпов роста ВВП в таких условиях приводило к накоплению диспропорций в экономике. Во взаимоотошениях с внешним миром, искусственное стимулирование внутреннего спроса обусловливало увеличение спроса на импорт, в результате чего продолжал увеличиваться внешний дефицит. В реальном секторе предприятия вынуждены были накапливать запасы, что приводило к вымыванию их оборотных средств. Кроме того, целевая установка на сохранение роста заработной платы, в условиях снижения производительности труда, приводила к повышению удельных издержек на труд, что в еще большей мере снижало ценовую конкурентоспособность отечественных производителей.
В результате экономические власти ослабили стимулирование внутреннего спроса, прежде всего потребления домашних хозяйств, пытаясь бороться с растущим дефицитом внешней торговли. При этом возможности использования фискальных стимулов были ограничены вследствие ухудшения ситуации с выполнением государственного бюджета. Изменение условий внешней торговли привело к резкому снижению доходов от экспортных пошлин ввиду падения цен на нефтепродукты и снижению поступлений от НДС в результате сокращения объемов импорта. Также на доходы бюджета повлияло ухудшение положения в реальном секторе: снизились доходы от налога на прибыль и ряд неналоговых доходов. При этом стремление правительства поддержать высокие темпы роста инвестиций приводило к сохранению расходов бюджета на прошлогоднем уровне. Поэтому, начиная со второй половины 2009 г., когда дефицит бюджета достиг 1.2% от ВВП, правительство было вынуждено начать проводить политику по снижению расходов. Сокращение коснулось в основном расходов на экономику (в т.ч. за счет снижения расходов на компенсации поставщикам нефти) и на государственные программы. Все остальные статьи расходов также претерпели сокращение в сравнении с 2008 г., но не в столь незначительной степени [13, стр.65] .
Беларусь в период кризиса демонстрирует довольно привлекательные результаты на фоне других стран региона. Однако если большинство стран центральной восточной Европы в период кризиса избавлялись от дисбалансов в национальной экономике, то в Беларуси эти дисбалансы продолжали накапливаться. Причем, поддержание этих дисбалансов становится возможным преимущественно за счет внешних заимствований.
В этой ситуации особую роль для Беларуси приобретает вопрос об экономической политике в 2010 г. и о выборе новой модели экономического роста. Исходя из итогов 2008–2009 гг. можно говорить о том, что целесообразно снизить приоритетность валовых показателей в пользу качественного развития национальной экономики — устранения основных дисбалансов и повышения эффективности ее деятельности. Именно такой подход позволит выйти на более высокую траекторию долгосрочного экономического роста.
Кризис во многом обусловил исчерпание для Беларуси прежней модели роста, основанной на преференциальном доступе на российский рынок, и преференциальных условиях поставок российских энергоносителей. При прочих равных условиях, норма отдачи на инвестиции в белорусской экономике в ближайшие годы будет снижаться, как и вклад в рост общефакторной производительности. Поэтому, приоритетной задачей экономической политики является определение новых факторов роста и формулирование новой модели роста на ближайшую перспективу. В краткосрочном периоде, адекватной этой задаче политикой, будет политика, направленная на ликвидацию макроэкономических дисбалансов и повышение эффективности функционирования белорусской экономики.
Одной из возможных стратегий по обеспечению долгосрочного роста является изменение структуры экспорта. В последнее десятилетие происходило увеличение концентрации экспорта Беларуси в секторе природных ресурсов. Основными экспортными товарами стали нефтепродукты, калийные удобрения, металлопрокат. С этим связывается и улучшение географической структуры экспорта Беларуси в сторону увеличения удельного веса стран не СНГ. Одновременно происходило ослабление экспортных позиций по другим товарным группам, и росла уязвимость экспорта от изменений, происходящих на мировых рынках нефтепродуктов и калия. Негативные тенденции наблюдались и в динамике производительности экспортной корзины Беларуси: она росла самыми низкими темпами из стран региона по причине сокращением в ней доли высокопродуктивных товаров. Такие процессы представляют собой угрозу для устойчивого долгосрочного роста страны. Глобальный экономический кризис подчеркнул наличие еще одной проблемы — ориентации экспорта промышленных товаров сугубо на российский рынок, которая делает экспорт Беларуси еще менее устойчивым.
Таким образом, Беларуси необходимо провести диверсификацию экспортной корзины в направлении увеличения доли перспективных высокопродуктивных товаров.
В Беларуси, как и во многих
постсоветских странах после
выхода из СССР имеется
В возникновения экономических циклов в Беларуси играет фактор не достаточного перехода экономики Беларуси от социалистической к рыночной, тем самым во многом из-за этого возникают структурные и воиспроизводственные циклы.
Также определяющую роль в формирования экономического цикла играют внешние шоки в виде повышения цен на топливно-энергитические ресурсы, а также дестабилизацию экспорта.
Мировой
кризис только обострил эти проблемы,
но тем самым правительство начало
проводить стабилизационную, антициклическую
политику, структурные реформы. Сотрудничество
с МВФ и различными мировыми финансовыми
организациями только подтверждают это.
Заключение
Подводя итог данной работы можно сделать следующие выводы:
Список использованных источников
Информация о работе Теория политико-экономического цикла и анцициклическая политика государства