Теория политико-экономического цикла и анцициклическая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 00:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является мониторинг основных направлений в изучении экономических циклов, а также антициклического регулирования.

В работе рассматриваются основные причины возникновения цикличности в развитии экономики, также устанавливаются закономерности цикла и соответственно его разделение на структуру.

Содержание

Введение 4

1 Теоретическая основа политико-экономических циклов 5

1.1 Теории экономического цикла. Причины экономического цикла. 5

1.2 Экономический цикл основные понятия 10

1.3 Фазы цикла. Классификация 11

1.4 Классификация основных макроэкономических элементов в соответствии с их циклическими свойствами 14

1.5 Основные формы кризиса 15

1.6 Основные выводы 16

2 Антициклическая политика государства. 18

2.1 Неокейнсианское и неоконсервативное направления антициклического регулирования 18

2.2 Модели антициклического регулирования экономики 20

2.3 Противоречивость антициклического регулирования. 22

2.4 Основные выводы 23

3 Экономические циклы в Республике Беларусь на современном этапе. 24

3.1 Структурные и воспроизводственные циклы в экономике
Беларуси. 25

3.2 Влияние глобального экономического кризиса на экономику Беларуси. 28

3.3 Основные выводы 31

Заключение 32

Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая макроэкономика итог.docx

— 178.85 Кб (Скачать)
    1. Противоречивость  антициклического регулирования.

     Можно выделить три основных противоречий при проведении антицилической политики государством, которые в свою очередь могут усугубить экономическую ситуацию в стране:

     1. Все модели антициклического  регулирования экономики исходят  из предположения о том, что одновременно существует либо инфляция (высокая конъюнктура), либо безработица (низкая конъюнктура). Но они не дают ответа на вопрос, что делать в условиях, когда эти две главные экономические болезни вместе обосновались в социальном организме, породив феномен стагфляционной ловушки. Кроме того, накопление структурных дефицитов сделало невозможным использование дефицита в качестве инструмента антициклической  политики. «Конечно, любой дополнительный бюджетный стимул для борьбы с рецессией сегодня немыслим», - писал американский экономист Дж. Тобин.

     2. Меры по антициклическому регулированию  срабатывают лишь при условии, что правительство располагает надежной информацией о состоянии конъюнктуры, используя систему ее опережающих индикаторов. Ни один из них не может сам по себе что-либо предсказать, и потому необходимо применять средневзвешенный индикатор, причем измеряя его динамику не менее трех месяцев подряд. Но и в этом случае невозможен безукоризненный барометр: не исключены ложные предсказания. Бывало, что спад начинался резко, сразу за поворотом экономической конъюнктуры, и рецепты антициклического регулирования правительство использовать не успевало. К тому же периодическое изменение структуры экономики порождает необходимость пересмотра индикаторов. Таким образом, индекс опережающих индикаторов - полезный, но недостаточно надежный информационный инструмент. Поэтому те, кто принимает решения в области экономической политики, часто совершают ошибки, усиливающие конъюнктурные колебания вместо того, чтобы смягчать их.

     3. Антициклическое регулирование  проводит правительство, которое коррумпировано и решает прежде всего свои политические задачи. По этой причине неминуемы деформация цикла, использование антициклических регуляторов в собственных интересах политиков (для переизбрания на выборах), причем такое злоупотребление властью очень трудно доказать.

    1. Основные  выводы

     Возникновение экономических циклов безусловно обязывает  государство проводить антициклическую  политику.

     В мире наиболее распространенными являются два подхода антициклического регулирования:  неокейнсианский и неоконсервативному, регулирование государством совокупного спроса и регулирование государством совокупного предложения соответственно. Основное различие между двумя подходами в том, что в первом подходе регулирование осуществляется за счет проводимой государством бюджетной и фискальной политики, а при втором подходе регулирование осуществляется за счет денежно-кредитной политики.

     Относительно  долгая практика применения антициклического регулирования внесла коррективы в протекание циклических процессов, циклы стали расплывчаты, переход от одной фазы к другой стал более эластичен. Также наблюдается не одновременность возникновения кризисов в странах с рыночной экономикой, наблюдается перетекание кризиса из страны в страну.

     Между тем проводимая антициклическая  политика не всегда приводит к  ожидаемым  результатам. Основные противоречия анцициклического регулирования можно охарактеризовать следующим образом: правительство которое приходит к власти ввиду различных причин, может преследовать свои политические цели не связанные общими целями антициклической политики государства.  Также, особенно выраженное в последнее время, дезинформация о состоянии коньюктуры, что приводит к недоверию к различным мировым статистическим, аналитическим организациям. Также нет на сегодняшний день обобщенной концепции антициклического регулирования, которая бы учитывало одновременно наличие высокой и низкой коньюктуры.

 

  1. Экономические циклы в Республике Беларусь на современном этапе.

     Начало  экономического роста (подъема с 1996 г.) в Беларуси происходило примерно в одно и тоже время и при тех же условиях, что и в большинстве других постсоциалистических стран, вошедших  в СНГ. Однако уже итоги 1997 г. стали поводом для активной дискуссии в среде белорусских экономистов. В ряде публикаций, посвященным десятилетию переходного периода, Беларусь относили к странам с «загадочным» экономическим ростом, поскольку последний происходил в условиях свертывания рыночных реформ.  Беларусь демонстрировала рост производства даже в год финансового кризиса в России и других странах СНГ, а в 2004 г. По темпам роста ВВП ей удалось «обогнать» большинство стран СНГ — экспортеров природных ресурсов. При этом прогнозы международных организаций постоянно недооценивали рост ВВП.

     Может ли это означать, что Беларусь не подвержена кризису и неустойчивому развитию? Хотелось бы верить, но начиная с 2009 года по начало 2010 г. наблюдался устойчивый спад в экономики страны рис.3.1, 3.2. 

     

     Рис. 3.1 Динамика роста  ВВП [12] 
 

     

     Рис. 3.2 ВВП и промышленное производство [12]

     На данный момент можно выделить ряд факторов оказывающих влияние на циклическое развитие экономики Республики Беларусь:

     — Проблемы статистики выпуска. В Беларуси как и в советском союзе, для отраслевых министерств концернов и отдельных предприятий устанавливаются плановые показатели роста выпуска. Поскольку подобная практика в СССР создавала для этих субъектов стимулы завышать действительные показатели, нет оснований полагать, что в Беларуси дело обстоит иначе. Еще одним поводом для претензий к официальной статистике является несоответствие методологий, используемой Национальным статистическим комитетом РБ для расчетов промышленного производства, международной методологии.

     — Различные внешние шоки. Из них можно выделить основные: зависимость от повышения цен на топливно-энергетических ресурсов, в связи с уменьшением субсидирования от России, дестабилизация экспорта на внешние рынки.

     — Низкие темпы реструктуризации экономики, промышленного комплеса, как следствие неблагоприятный инвестиционный климат в стране.

   Экономика Беларуси находится еще на начальном этапе преодоления глубокого и затяжного экономического кризиса. В нем переплетаются два вида кризисов: структурный технологический кризис вследствие исчерпания потенциала устаревших технических способов производств и кризис хозяйственного механизма, присущего командно-административной модели экономики. Оба кризиса относительно самостоятельны и взаимно влияют друг на друга. Их переплетение усугубляет состояние экономической конъюнктуры в нашей стране.

    1. Структурные и воспроизводственные циклы в экономике Беларуси.

     По  мнению белорусского ученого И. М. Абрамова, советская экономика развивалась в определенной степени независимо от решений государственных органов. По мере роста ее масштабов в послевоенное время быстро повышалась инерционность экономических явлений, их нечувствительность к внешним воздействиям и попыткам государственного аппарата изменять структуру народного хозяйства. Это в полной мере относится и к экономике Беларуси. В социалистической экономике также, как и в “классической”, совокупное предложение одних средств производства автоматически порождало совокупный спрос на другие средства производства. Советский государственный “капитализм” был капитализмом количественного роста во имя инвестиций [16, стр.9].

     В основе возникновения экономических  циклов в социалистической экономике лежат следующие причины:

     1. Ступенчатый характер совершенствования технологий и расширенного производствах. Он заключается в последовательном и волнообразном разделении труда от добычи полезных ископаемых до производства предметов потребления.

     2. Волнообразный характер расширенного воспроизводства в СССР, который отмечали советские экономисты. Расширение производства происходила от звена к звену. Это в полной мере относится к экономике Беларуси. На рис. 3.3 изображены циклические колебания коэффициента эластичности инвестиций. Его динамика свидетельствует о ступенчатом развитии народного хозяйства страны. Высокие темпы экономического роста наблюдаются в начале и конце цикла. Между двумя стадиями находится период низких значений коэффициента эластичности инвестиций.

     В начальных стадиях, когда происходит накопление средств производства, их вложение не сопровождается немедленной отдачей в виде прироста выпуска соответствующих предметов потребления, возникают существенные межотраслевые различия (растет фондоемкость производства, уменьшается эффективность инвестиций). 

     Рис. 3.3 Динамика коэффициента эластичности инвестиций за 1970-2009 гг.  

     В заключительной фазе процесса ступенчатого расширения производства потенции, заложенные предшествующим накоплением производственных мощностей, реализуются в ускоренном увеличении выпуска предметов потребления. Затем на основе расширения II подразделения национального производства (выпуск предметов потребления, ТНП) создаются необходимые материальные предпосылки для новой волны накопления в I подразделении (производство средств производства, основных средств). Динамика воспроизводственных циклов развития экономики Беларуси, состоящих из трех фаз, приведена в табл. 3.1. Это период высоких, низких и снова высоких темпов роста экономики страны. 

     Таблица 3.1 Воспроизводственные циклы в экономике Беларуси за 1950-2015 гг. [16, стр.11, таблица1.1]

     
Цикл Период  высоких темпов прироста Период  низких темпов прироста Период  высоких темпов прироста
I 1950-1955 гг. 1956-1960 гг. 1961-1964 гг.
II 1965-1970 гг. 1971-1974 гг. 1975-1984 гг.
III 1985-1990 гг. 1991-1995 гг. 1996-2000 гг.
IV 2001-2008 гг. 2009-2010 гг. 2011-2015 гг.
 

     3. Периодическое возникновение и длительное сохранение диспропорций между различными отраслями. Структурные изменения, являющиеся следствием несбалансированности, выражаются в форме вынужденных ограничений темпов роста отдельных отраслей, вынужденным изменением уровня потребления некоторых видов ресурсов в связи с возникающим разрывом между расширением производственного спроса и реальным объемом продукции. Во-первых, это диспропорции между неразвитым I подразделением и временно отстающим II подразделением национального производства. Во-вторых, значительная часть диспропорций складывается в результате наличия в экономике стихийных явлений и неоптимального распределения работ по расширению производства. В-третьих, в ходе преодоления диспропорций первых двух типов возникают специфические диспропорции, вызванные чрезмерным расширением инвестиционного комплекса.

     Цикличный характер имеет динамика инвестиций по секторам экономики. Во второй фазе каждого цикла, а именно в 1960-1965 гг., 1976-1985 гг., происходит наращивание капиталовложений в сырьевой сектор. Это случается за счет сокращения перерабатывающего сектора и сферы услуг. За период 1991-1995 гг. помимо снижения реальных объемов инвестиций, возникли новые тенденции в распределении инвестиций по секторам экономики. Произошло резкое сокращение удельного веса капиталовложений в сырьевой сектор в 3,5 раза, с 29,5 до 8,5%.

     Изменение удельного веса капиталовложений по типам производства промышленности Беларуси имеет амплитудный характер. Рост доли инвестиций в периоды: 1986-1990 г. I типа производств, 1991-1995 гг. II типа производств, 1996-1998 гг. III типа производств. Выявление и анализ основных структурных диспропорций в экономике Беларуси позволило доказать наличие экономических циклов. (I тип - отрасли перерабатывающие природное сырье: лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, пищевая промышленность, производство стройматериалов; II тип – отрасли, выпускающие промежуточные материалы: черная и цветная (передельная) металлургия, химическая и нефтехимическая, электроэнергетика, топливная, легкая промышленность; III тип - отрасли конечной обработки и сборки: машиностроение и металлообработка).

     Важнейшими  чертами послевоенных структурных  циклов  (первый цикл - 1953-1971 гг., второй - 1972-1986 гг. и третий - 1987-2002 гг., четвертый - 2003-2015 гг. (см. табл. 3.2) являются:

     а) примерно одинаковая продолжительность, равная 15-18 годам;

     б) фазы развития:

Информация о работе Теория политико-экономического цикла и анцициклическая политика государства